конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ван-Гуй Людмила Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Цель занятия: развитие фонематического слуха, освоение звуклвого состава слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_obuchenie_gramote.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Цели: развитие фонематического слуха, освоение звукового состава слова.

Задачи: укрепление артикуляционного аппарата; формировать умение делить слова на слоги, проводить звуковой состав слова, называть слова на заданный звук; дифференциация понятий "гласные и согласные звуки»; развитие внимания, мышления, моторики; воспитывать интерес к началам грамоты

Оборудование: конверт с письмом, вырезанные фигурки животных, три нарисованных домика (первый дом с одним окном, второй с двумя, третий с тремя), карандаши, распечатанные листы с заданием (нарисованные предметы), фишки трёх цветов (для звукового анализа), картинка с изображением кота, сундучок, смайлики на палочках (девочки и мальчики).

Ход занятия:

В начале занятия дети стоят полукругом.

-Ребята, прежде че начать наше занятие, давайте вспомним правило речи.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо

Плавно, громко говорим и, конечно, - не шалим.

Дети вместе с воспитателем проговаривают слова.

-А сейчас, чтобы наши язычки были подвижными и хорошо проговаривали звуки, предлагаю их размять. Для этого давайте сделаем артикуляционную гимнастику.

 Артикуляционная гимнастика.

Сидел Язычок в своём домике.

• Подул ветерок. Двери в домике то открывались, то закрывались 3-5 раз;

• Однажды вышел язычок из домика, посмотрел налево, направо (упражнение «Часики»);

• Потом потянулся к солнышку (показать) и лег на крылечко (упражнение «Лопатка);

• Подул сильный ветер, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик.

-А мы давайте присядем на стульчики.

-Сегодня на столе я обнаружила вот такой конверт. А на нем надпись - «Задания маленьким грамотеям» старшей группы. Внутри письмо, прочитать?

Письмо

«До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок, но, чтобы его получить, надо выполнить мои задания» Фея Грамота.

-Ребята, готовы выполнить задания Феи Грамоты? Тогда начнем.

Задание 1."Доскажи словечко"

- Неизвестно, что случилось, только буква -озорница,

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.

И вот что из этого получается. Вы подумайте, все ли правильно.

1)На прогулку мы пойти хотели
Тапочки на головы надели.

2)Десять долгих дней подряд
Айболит лепил ребят.

3)Тачки по небу плывут, 
Люди зонтики берут.

4)Тихо сумерки ложились
Кошки в воздухе кружились...

- Молодцы! Всё правильно назвали. Вот видите, что получается, если в слове перепутать звуки. С первым заданием справились.

Задание 2.

-Слушайте задание.

Тара - ра, тара-ра

У животных чехарда,

Не нашли свой дом зверята

Помогите им ребята.

-Ребята, перед вами 3 домика, чем они отличаются?

Дети размышляют чем похожи и чем отличаются домики.

-У вас на стульчиках сзади на спинки наклеены фигурки животных (на скотч). Вы их возьмите и в домики расселите. Но для этого нужно определить сколько слогов в названии вашего животного. Если один слог, то в домик с одним окном. Если два слога, то в домик с двумя окнами. Если три слога, то в домик с тремя окнами.

Дети выставляют картинки.

Задание 3.

 - Молодцы и с этим заданием справились. Звери приглашают всех на веселую зарядку.

 Физкультминутка

Мы руками - хлоп, хлоп.

Мы ногами - топ, топ.

Мы глазами - миг, миг.

Мы плечами - чик, чик.

Раз - сюда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли.

Теперь садимся. Тише, тише.

Притихнем, словно в норках мыши.

-А теперь, внимание. Для вас загадка - задание.

Задание 4.

Пишет он, когда диктуют Он и чертит, и рисует Лучший он помощник наш ну, конечно, (карандаш)

За столы всех приглашаю и задание предлагаю.

Дети проходят к столам и садятся.

-У вас на столах лежат листы с картинками. Обведите те картинки, названия которых начинаются со звука А.

Дети выполняют задание. Воспитатель обсуждает с ними, какае именно картинки они обвели.

-Молодцы! С заданием справились.

Задание 5.

-А теперь внимание на доску. Фея Грамота нам прислала картинку

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молочко из миски пьет,

Ну конечно это – (кот.)

 (показ картинки)

-Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Кот. Какой первый звук?

Дети: К-к-к.

-Звук К. Давайте попробуем пропеть этот звук. К-к-к. Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

-Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

- Правильно! А как он произносится твёрдо или мягко? (дети определяют) Правильно, значит это твёрдый согласный звук. Какой фишкой мы его отмечаем? (дети выставляют синюю фишку) Какой второй звук в слове Кот?

Дети: К-ооо-т! Звук О

-Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: О-о-о.

-Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук? Какой фишкой обозначается?

Дети: Гласный (выставляют красную фишку).

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук Т и определяют, что он не поётся, значит он согласный. Дети выкладывают синюю фишку.

-Фея Грамоты за правильно выполненные задания приготовила нам сюрприз. Только что бы узнать где находится этот сюрприз, нам нужно отгадать загадку.

Висит Окошко.

В Окошке - Антошка.

Отошёл Антошка.

Пустое Окошко.

Дети отгадывают загадку и у зеркала находят сундучок.

Что же там на дне лежит?

Что же сундучок хранит?

Открывает

Фея смайлики прислала

Чтобы всем приятней стало!

- Посмотрите на смайлики, скажите какие они (определяют, что смайлики улыбающиеся, весёлые, позитивные). Пусть ваше настроение будет таким же позитивным целый день! Если вам сегодня было легко на занятии, и вы справились со всеми заданиями - покажите радостного смайлика; если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – тоже покажите смайлика. Наше занятие – окончено. Спасибо за ваше старание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект заняьтия по обучению грамоте в старшей группе с использованием элементов Вальдорфской педагогики....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....