Учите ребёнка говорить!
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Зиновьева Светлана Александровна

Своевременное формирование грамматического сторя речи является важнейшим условием полноценного развития ребёнка. Усвоение языка  - процесс творческий, и особенно успешео он проходит в игре. Вниманию родителей и педагогов предлагается несколько игр, направленных на развитие речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchite_rebyonka_govorit.docx345.29 КБ

Предварительный просмотр:

Учите ребёнка говорить!

Своевременное формирование грамматического строя речи является важнейшим условием полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее будет его речь, тем легче будет ему добиться взаимопонимания с окружающими, тем проще он будет знакомиться и общаться. Усвоение языка – процесс творческий, и особенно успешно он проходит в игре. Я предлагаю несколько таких игр. Они будут интересны как педагогам, так и родителям. Рекомендуется детям 5-7 лет.

http://gn-shk.ucoz.ru/s/2016-2017god/6.jpg

Игра «Размытое письмо».

Задача: развивать навыки составления распространённых предложений.

Ход игры. Медвежонок получил письмо от брата. Но некоторые слова размыты дождём. Надо ему помочь прочитать письмо. Читая письмо, воспитатель интонацией  побуждает детей дополнять предложение:
«Дорогой мой…!
Добрый…!
Как ты поживаешь? Как твоё…?

Я живу хорошо. Моя подруга белочка принесла…мячик, и мы стали с ним…!

До…!
Твой…Топтыжка!»

Игра «Живые слова».
Задача: развивать навыки составления предложений по структурной схеме.

Ход игры. Каждому ребёнку присваивается слово. Воспитатель говорит: «Пусть у Маши будет слово «медвежонок», у Димы – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд.) Теперь прочитаем предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слова. Что получилось? (Первое слово станет последним.) Заменим слово «мёд» словом «кувыркаться». Что получилось? Составьте свои предложения со словом «медвежонок».

Игра «Слова – родственники».
Задача: развивать умение подбирать однокоренные слова к заданному слову.

Ход игры. При рассматривании картины «В школу» воспитатель задаёт детям вопросы: «Послушайте слова: учить, учитель, учительница. Какая часть этих слов – родственников общая? А у слова «школа» есть родственные слова? (Школа, школьный, школьница.)
Дети отгадывают загадки о лесных обитателях: ёжике, зайце, медведе. Где живут эти животные? (В лесу.) Какие слова можно образовать от слова лес? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.) Аналогично проводится упражнение со словами снег, зима, весна и другими.

Игра «У меня – у великана».
Задача: развивать умение образовывать слова с суффиксами величины.

Ход игры. Дети стоят по кругу. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет слово. В ответ надо  назвать слово со значением величины. Например: домик – домище, ножка – ножища, ветерок – ветрище и т.п.

Игра «Один – много».
Задача: учить образовывать формы существительных множественного числа.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Давайте поиграем в игру «Один – много». Я буду бросать мяч, и называть предмет. Тот, кто поймает мяч, перебросит его мне и назовёт много таких предметов. Например: мяч – много мячей, кисть – много кистей. (На роль ведущего  назначается кто – нибудь из детей.)»

Игра «Спортсмены».
Понадобятся карточки с изображениями спортивного оборудования (коньки, лыжи, велосипед, боксёрские перчатки, мяч футбольный и т.п.). Карточки с изображениями мужчины, женщины, нескольких людей.
Задача: формировать навыки грамотного словообразования с соблюдением интуитивного согласования (мужской и женский роды, множественное число имён существительных).

Ход игры. Детям по очереди показывается по две карточки: одна – с изображением человека (нескольких людей), вторая – с изображением спортивного инвентаря. Ребёнок должен назвать спортсмена (спортсменов).
Например, демонстрируются карточки с изображениями мужчины и велосипеда, ребёнок говорит: «Велосипедист», карточки лыж и группы людей – «Лыжники» и т.д. Если ответ дан неправильно, то вопрос переходит к следующему ребёнку.

Игра «Назови профессию».
Понадобятся карточки с изображением атрибутов той или иной профессии, а также карточки с изображениями мужчины или нескольких людей. Дети по очереди берут карточку с изображением предмета – и каждый должен быстро сказать, как называе5тся человек или группа людей, работающих с этим предметом.
Например, карточки «скрипка»+ «мужчина»= скрипач, «труба»+ «группа людей»= трубачи.
До тех пор пока дети не начнут очень хорошо справляться с заданием, я не рекомендую использовать карточку с изображением женщины. Необходимость помнить, от каких профессий образуется женский род, а какие называются единым словом и для мужчин, и для женщин, лишь запутает малышей. Однако, когда дети будут уверенно называть профессии для мужчин и групп людей, введение в игру «женской» карточки сможет сделать её интереснее. При этом педагогу необходимо не допускать использования детьми таких слов, как «врачиха», «полиционерша» ит.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить ребёнка говорить?

РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ: КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ?Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?1. Дома д...

Учите ребёнка говорить правильно

Краткая консультация о поэтапной постановке звуков....

Учите ребёнка говорить правильно

Советы родителям " Учите ребёнка  говорить правильно" В данном материале представлены игры по развитию речи детей....

Учите ребёнка говорить

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и...

Консультация для родителей «Учите ребёнка говорить правильно»

В консультации содержаться некоторые задания и речевые игры, которые помогут вашим детям научиться говорить правильно и красиво, развить интерес к слову, к речи, расширят их знания и кругозор....

Учите ребёнка говорить правильно

Даже при нормальном речевом развитии ребёнок не сразу овладевает нормативным произношением....

Консультация для родителей "Учите ребёнка говорить правильно"

Учите ребёнка говорить правильно Семья для ребёнка – это и среда обитания, и воспитательная среда. Именно в семье ребёнок учится общаться, с помощью слов выражать свои потребности. Речь род...