Образовательный проект
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Мороз Елена Петровна

"Театрализованная деятельность в ДОУ – средство для   формирования выразительности речи дошкольников, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания".

Цель проекта: способствовать формированию выразительности речи дошкольников, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, посредством приобщения его к театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnyy_proekt.docx45.85 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

Театрализованная деятельность в ДОУ – средство для  

формирования выразительности речи дошкольников, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

 

«Театральная азбука»

      Разработала:

воспитатель МДОУ « Детский сад №5»

 Мороз Е.П.

                                                                         2018 год

Театрализованная деятельность в ДОУ – средство для  

формирования выразительности речи дошкольников, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

 

«Театральная азбука»

Актуальность.

         В условиях введения ФГОС ДО,  в условиях построения образовательного процесса в ДОУ, преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является  театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.

         Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.

         Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.

         Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированной выразительности речи дошкольников, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, посредством приобщения его к театрализованной деятельности.

игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.

         Цель проекта: способствовать формированию выразительности речи дошкольников, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, посредством приобщения его к театрализованной деятельности.

         Задачи:

- расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;

- создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса;

- способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;

- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

- формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

- способствовать формированию у дошкольников эстетического вкуса;

- способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад - семья».

Принципы:

- принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка  индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, развитие их творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии; 

- принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами основной образовательной программы;

- принцип координации деятельности педагогов;

- принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста воспитанников;

- принцип преемственности  взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп, педагоги, родители, социальное окружение.

Тип проекта - творческий

Срок реализации – сентябрь  - март 2019 г.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап.

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

- анкетирование родителей, педагогов;

- проведение педагогической диагностики сформированности навыков театрализованной деятельности;

- планирование основных мероприятий.

Цель

  проекта:

Способствовать формированию выразительности речи дошкольников,      

 интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, посредством

приобщения их  к театрализованной деятельности. 

        Ожидаемые  результаты проекта

Для детей:

- Расширение  представления воспитанников о театре, его видах,

атрибутах, костюмах, декорациях;
- Создание  условий для организации совместной театрализованной

деятельности детей и взрослых;
- Развитие  эмоциональности и выразительности речи у дошкольников;
- Формирование у воспитанников первичных навыков в области театрального

искусства (использование мимики, жестов, голоса);
- Формирование у дошкольников эстетического вкуса;
- способствовать созданию единого образовательного пространства

 «Детский сад - семья».

  •  Для воспитателей:

Повышение профессионализма

Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями

Личностный профессиональный рост.

Самореализация

        Для  родителей:

Повышение уровня личностного сознания.

Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Самореализация.

        Для группы:

Создание качественной предметно-пространственной развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации

1.Календарный план – график работ по проекту

  1. Подготовительный этап:

№ п/п

Название работы/процесса

Длительность, дни

Дата начала

Дата окончания

(контрольная точка)

Документ, подтверждающий выполнение

Ф.И.О.

ответственного исполнителя

1.

Разработка и утверждение графика проведения мероприятий в рамках проекта

5

05.09.

2018 г.

11.09.

2018 г.

Утвержденный график проведения мероприятий

Мороз Е.П.

2.

Формирование рабочей группы из числа сотрудников МДОУ « Детский сад №5» для реализации мероприятий проекта

3

12.09.

2018 г.

14.09.

2018 г.

Отчетная информация

Мороз Е.П.

3.

Формирование методической базы для деятельности проекта

«Театральной азбуки»

10

17.09.

2018г.

28.09.

 2018 г.

Отчетная информация

Мороз Е.П.

3.1.

Организация и проведение установочного совещания для педагогов МДОУ по реализации мероприятий проекта

« Академия юного актера» 

5

01.10.

2018 г.

05.10.

2018 г.

Отчетная информация

Мороз Е.П.

3.2.

Подборка сценариев мероприятий для реализации проекта

5

08.10.

2018 г.

12.10.

2018 г.

Отчетная информация

Мороз Е.П.

3.3.

Формирование единой картотеки сценариев для реализации мероприятий проекта

5

08.10.

2018 г.

12.10.

2018 г.

Отчетная информация

Мороз Е.П.

4.

Организация и проведение диагностических мероприятий для воспитанников МДОУ и работников МДОУ

5

15.10.

2018 г.

19.10.

2018 г.

Отчетная информация

Мороз Е.П.

4.1.

Организация и проведение педагогической диагностики сформированнос-

ти навыков театрализованной деятельности у дошкольников

(  В  самом начале  в  старшей разновозрастной группе с целью выявления у детей  уровня развития выразительности речи, мы провели диагностику с помощью следующей методики :

Изучение связной речи и воображения дошкольников на материале творческого рассказывания у детей
(Урунтаева Г.А.)
Материал:  Тема сказки: «Как заблудился маленький гном»; начало сказки: «в домике на краю леса жил ежик. Каждое утро он выходил на прогулку. И вот однажды…»; 3 предметные картинки с изображением животных (лиса, крот, голубь).
Ход исследования:
- ребенку предлагается придумать сказку по замыслу «Как заблудился маленький гном».

предлагается ребенку продолжить сказку начатую экспериментатором: «в домике на краю леса жил ежик. Каждое утро он выходил на прогулку. И вот однажды…»
- предлагается ребенку рассказать сказку с участием героев изображенных на картинках.

 ( Результатами данной методики стали данные:

дети справились с заданиями довольно слабо, только 3 ребенка пользовались интонацией и паузами как средствами выразительности.;
3 ребенка пользовались интонацией и паузами;
1 ребенок использовал мимику как средства выразительности речи.
При этом все сказки детей носили чисто описательный характер жизненных ситуаций, дети путались в последовательности изложения, перескакивали с одного на другое, делали долгие паузы, хотя в целом уровень развития связанной речи довольно высокий )

5

15.10.

2018 г.

19.10.

2018 г.

Отчетная информация

Мороз Е.П.

4.2.

Анкетирование родителей обучающихся

5

15.10.

2018 г.

19.10.

2018 г.

Анализ анкет

Мороз Е.П.

Пустоутова Т.Д.

Слапыгина Н.Н.

2. Основной этап.

 Работа с воспитанниками

№ п/п

Мероприятия

Группы

Время проведения

 ( колич. дней)

Ф.И.О.

ответственного исполнителя

«Театральная азбука»

 1.

Цикл обучающих видеофильмов

Средняя разновозрастная

старшая

разновозрастная

22.10.2018 г.

23.10.2018 г.

( 2 дня)-

Воспитатели

 2.

Беседа с презентацией «Театральный этикет»

Все группы

24.10.2018 г.

(1 день)

Воспитатели

 3.

Беседа о театре, о профессиях работников театра

Чтение сказок, художественных произведений

Рассматривание иллюстраций о театре

Все группы

в течение проекта

Воспитатели

 4.

Викторина «Театральные профессии»

Средняя разновозрастная

старшая

разновозрастная

25.10.2018 г.

(1 день)

Вопитатель Мороз Е.П.

 5.

Викторина «Герои сказок»

 Младшая разновозрастная

Средняя разновозрастная

06.11.2018 г.

(1 день)

Воспитатель мороз Е.П.

 6.

Посещение выставки книг в  библиотеке с. Центральное

 Все группы

08.11.2018 г.

(1 день)

Воспитатели

Фестиваль «Театральный калейдоскоп»

1.

Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций

 

    Все педагоги

с -09.11.- 23.11.2018 г.

(11 дней)

Воспитатели

2.

Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.

 

     Все группы

09.11.2018 г.

14.11.2018 г.

16.11.2018 г.

( 3 дня)

Воспитатели

   

3.

Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций.

     Все группы

12.11.2018 г. -23.11.2018 г.

( 10 дней)

Воспитатели

4.

Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы в театральных постановках:

 Театрального мюзикла  по басне Крылова

« Стрекоза и муравей»;

Сказка « Репка»

     Все группы

12.11.2018 г. -23.11.2018 г.

( 10 дней)

Воспитатели

5.

Изготовление билетиков, афиш

 

Все группы

26.11.2018г.-27.11.2018 г.

( 2 дня)

Воспитатели

6.

Показ театрального мюзикла  по басне Крылова

« Стрекоза и муравей» для родителей и детей младшей и средней групп;

Старшая разновозрастная группа

28 октября. –2018 г

(1 день)

Мороз Е.П.

7.

Театрализация сказки « Репка» воспитанниками   средней группы

для родителей и детей младшей группы;

Средняя

разновозрастная группа

31 октября

2018 г

(1 день)

Дмитриева Е.П.

8.

Театрализация сказки « Репка» воспитанниками   младшей группы для родителей

Младшая

разновозрастная группа

30 октября 2018 г.

(1 день)

Пустоутова Т.Д.

9.

Этюды с настольными куклами «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»;

младшая разновозрастная группа

в течение проекта

Воспитатели

10.

Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «сочини сказку»;

Средняя разновозрастная

старшая

разновозрастная

в течение проекта

Воспитатели

11.

Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Сорока –сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»;

Все группы

в течение проекта

Воспитатели

12.

Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»

Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…»

Средняя разновозрастная

старшая

разновозрастная

группы

в течение проекта

     Воспитатели

13.

Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»;

средняя разновозрастная группа

в течение проекта

Воспитатели

14.

Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»;

Все группы

в течение проекта

Воспитатели

15.

Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»;

Все группы

в течение проекта

Воспитатели

16.

Кукольные спектакли: театр ложек «Колобок» ( младшая группа), «Теремок» ( средняя группа), «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка» ( старшая группа)

Средняя разновозрастная

старшая

разновозрастная

группы

26.11.2018 г-30.11.2018 г.

Воспитатели

17.

Комплекс народных игр для развития речи: «Гуси-гуси…»

Средняя разновозрастная

старшая

разновозрастная

группы

в течение проекта

Воспитатели

18.

Театр марионеток: «Идет петушок», «Наш козел – стрекозел», «Заяц – хваста»;

старшая разновозрастная группа

в течение проекта

Воспитатели

19.

Театр с «живой рукой»;

Упражнение в управлении куклами;

Все группы

в течение проекта

20.

Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»;

Упражнение на развитие памяти «Художник»;

Все группы

в течение проекта

Воспитатели

21.

Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?»

Все группы

в течение проекта

Воспитатели

22.

Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна»

Все группы

в течение проекта

Воспитатели

23.

Этюды с тростевыми куклами: «Ветер дует нам в лицо», «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»;

старшая разновозрастная группа

в течение проекта

Воспитатели

Воспитатели

24.

Этюдный тренаж на воображение  «Слушаем звуки»;

Этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр»;

все группы

в течение проекта

Воспитатели

25.

Спектакли с участием кукол с «живой рукой»: «Кукла Матрешка», «Маша и Паша»

Комплекс игр «Развиваем речь, играя»

все группы

в течение проекта

Воспитатели

26.

Театрализованное представление «Масленица»

все группы

20.02.19 г.

( 1 день)

воспитатели

27.

Конкурс детских рисунков «Театральная палитра»

все группы

10.12.2018 г.

( 1 день)

воспитатели

28.

Цикл занятий с элементами сказкотерапии «Погружение в сказку»

старшая разновозрастная группа

12.12.2018 г.

28.12.2018 г.

воспитатели

29.

Цикл занятий «Ролевое поведение»

старшая разновозрастная группа

15.01.2019 г

25.01.2019 г.

воспитатели

30.

Цикл занятий «Волшебная страна эмоций»

средняя разновозрастная группа

15.01.2019 г

25.01.2019 г.

воспитатели

31.

Цикл занятий «В стране Кукляндии»

младшая разновозрастная группа

15.01.2019 г

25.01.2019 г.

воспитатели

«Театральная гостиная»

1.

Игровая программа с участием детей всех возрастных групп и родителей (итоговое мероприятие)

все группы

 18.03.2018 г.

воспитатели

Работа с педагогами

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

1.

Семинар «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности»

Педагоги

19.02.2018 г.

Мороз Е.П.

2.

Консультация «Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений»

Педагоги

29.01.2018 г.

Слапыгина Н.Н.

3.

Смотр-конкурс театральных мини-центров

Педагоги

3.03.2019 г.

Педагоги

4.

Консультация «Методика театрально-творческой деятельности в условиях ДОУ»

Педагоги

22.01.2015

Педагоги

5.

Практическая консультация «Театр скороговорок»

Педагоги

12.02.2015

Педагоги

6.

Постройка снежных фигур по сказкам

12.02.2019 г.- 18.02.2019г.

Педагоги

Педагоги

7.

 Изготовление кукол для Театра марионеток: «Идет петушок», «Наш козел – стрекозел», «Заяц – хваста»;

Педагоги

8.

 Изготовление тростевых кукол: 

«Ветер дует нам в лицо», «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»;

Педагоги

9.

 Изготовление костюмов и декораций  к театральному мюзиклу  по басне Крылова « Стрекоза и муравей»

Педагоги старшей разновозрастной группы

12.11.2018 г. -23.11.2018 г.

( 10 дней)

Педагоги

10.

Изготовление костюмов и декораций  к театрализации сказки « Репка»

Педагоги средней и младшей групп

12.11.2018 г. -23.11.2018 г.

( 10 дней)

Педагоги

11.

 Изготовление персонажей к Кукольным спектаклям: театр ложек «Колобок» ( младшая группа), «Теремок» ( средняя группа), «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка»

( старшая группа)

Педагоги всех групп

06.11.2018 г-23.11.2018 г..

Педагоги

Работа с родителями

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

1.

Анкетирование «Театр и дети»

Родители всех групп

15.10.2018 г.

Педагоги

2.

Выпуск газеты «Академия юного актера»

Все группы

03.03. 2019г.

Педагоги

3.

Групповые родительские собрания

Все группы

08.10.018 г.-10.10.2018 г.

Педагоги

4.

Наглядная информация «Развитие психических процессов у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»

Младшая разновозрастная группа

в течение проекта

Педагоги

5.

Конкурс «Театральная кукла»

Все группы

24.02-27.02.2019 г.

Педагоги

6.

Организация фото-галереи «В театр всей семьей»

Все группы

21.03.2019 г.

Педагоги

7.

Участие родителей в «Театральной гостиной»

все группы

26.03.2019 г.

Педагоги

 

3.Заключительный этап.

1.

Подведение итогов

все группы

29.03.2019 г.

Заведующий Гущина В.В.

Воспитатель Мороз Е.П.

2.

Публикация отчетов о работе  в СМИ

все группы

27.03.2019 г.

3.

Размещение материала на сайте ДОУ

все

26.03.2019 г.

ответственный за сайт

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка. Театрализованная деятельность дошкольников, имея общие черты с игровой деятельностью и выступая в форме игры, имеет большое развивающее значение. Имея в своей основе художественное произведение, она дает богатейший речевой материал, а имея сходство с игрой - ведущим видом деятельности дошкольника, является очень привлекательной и понятной дошкольнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "

Основная цель проекта  - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляем...

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...