«Использование метафорического инструмента в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сохнышева  Анна Анатольевна

Данный материал расскажет вам как использовать метафорические карты ва работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы с элементами мастер-класса

«Использование метафорического инструмента в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

  1. О метафорических картах

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.

Изначально метафорические ассоциативные карты являются ПРОЕКТИВНОЙ методикой: важен не заложенный изначально психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.

ХОЗЯИН КАРТЫ - ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке.

В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

Метафорические ассоциативные карты являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме с широчайшим спектром применения, от психотерапии до семейной игры, от бизнеса до театра. Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры. Процесс обучения использования карт прост и доступен не только квалифицированным специалистам.

КАК РАБОТАЮТ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ

Метафорические ассоциативные карты позволяют осуществить обход рационального мышления, снять защиту и внутреннее сопротивление, создать условия для диалога между внешним и внутренним миром человека, помогают реконструировать травматическое событие, сформулировать и выразить его словам, или – вербализовать, что само по себе влечет терапевтический эффект.

1.     ОБХОД РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ, снятие защиты и сопротивления.

Главный плюс метафорических ассоциативных карт – это простота использования и безопасность для клиента, что снижает его внутреннее сопротивление. Образ первичен в формировании сознания человека, поэтому обращение к образу интернационально (карты - интернациональны) и срабатывает для людей любого возраста и ментальности, с любым уровнем интеллектуального развития. Образ глубоко на подсознании. Поток ассоциаций возникает обязательно, и порой неудержимо. При работе со зрительным образом у клиента отсутствует или значительно снижена сознательная цензура, это облегчает работу с его внутренними подсознательными конфликтами. Игровая форма работы также убирает внутреннее напряжение и сопротивление клиента – это только игра!

2.     СОЗДАНИЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ МИРОМ

На подсознании мы помним все, что с нами происходило, но не всегда это осознаем. Вслед за образом всплывают ассоциации, связанные с ним в подсознании, и этот поток ассоциаций, запущенный отпечатком нашей жизни, позволяет просмотреть наш внутренний «фотоальбом». К каждому образу прикреплены эмоции, чувства, ценности, убеждения. Карта играет роль толчковой доски в мир воображения, в который мы, «рационалы», крайне редко заходим. Из внутреннего поля этой фантастической реальности человек может под другим углом зрения увидеть внешнее и переосмыслить его, т.е. запускается круг преобразования. То есть карты позволяют создавать безопасное экологичное поле для диалога между внешним и внутренним миром клиента.

3.     РЕКОНСТРУКЦИЯ СОБЫТИЯ

Просматривая наш внутренний фотоальбом, мы реконструируем события. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ события является терапией, карты дают возможность безопасно говорить о наболевшем. Выход на метафорический уровень осмысления событий позволяет «поместить» их в другие слова, не прежние. Новые слова позволяют видеть эти события уже иначе. Взгляд «по-новому» ведет к другому решению. Реконструкция психотравмирующих событий на картах позволяет избежать дополнительной ретравматизации человека, запускает его внутренние процессы самоисцеления, создают безопасный контекст поиска и моделирования решения, запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

  1. Применение метафорических карт в работе с дошкольниками.

Не каждый ребёнок придя на занятие может рассказать о своих чувствах и своем настроении, а выбрать из предложенных картинок ту, на которую похоже настроение или чувство ему становится проще и интересней. Не стоит с первого занятия давать подобные задания детям. На первом занятии ребёнку предлагается просто посмотреть карточки, подержать их в руках, разложить в любом порядке и только потом, когда ребёнок будет заинтересован приступать к работе. Заданий и занятий с карточками можно придумать множество как для индивидуальных, так и для групповых форм работы. 

В работе с детьми может быть использована любая колода, но при условии выборочного предъявления карт.

В своей работе я применяю следующие колоды карт «Разбуди своё воображение», «Дерево», « Saga», «ECCO», «Из сундука прошлого», набор «Она», «Гномс» игра для развития эмоционального интеллекта.

Приёмы и техники работы

1.Составление историй, рассказов

 - Рассказ в группе по кругу. Каждый последующий участник добавляет что-то своё, исходя из изображения на его карте.

- Составление индивидуальных историй из 3-х карт, выбранных в открытую или в слепую.

- Внесение изменения в привычный сюжет- «как измениться история, если вдруг…»

2. Создание картин социальной ситуации ребёнка

Выбрать карту, которая напоминает маму, папу и других членов семьи (для диагностики детско-родительских и семейных отношений.

  1. Дорисовка

Карта воспринимается как сюжет большой картины, которую предлагается дорисовать.

  1. Сопровождение изменений

Принятие новой роли, сформированная мотивация к изменениям- задачи, которые можно решить с помощью метафорических карт.

- каким я был;

- какой я сейчас;

- каким я хочу стать.

5. Представление проблемы с разных точек зрения

Техника «Очки». Она предполагает выбор карточки, символизирующей трудность. На эту  трудность предлагается посмотреть глазами разных  персонажей.

Это небольшая часть способов работы с метафорическими картами, соприкоснувшись с ними вы можете найти и другие способы их использования. 

Так же карты могут быть использованы не только в работе с детьми, но и с родителями и педагогическим коллективом.

  1. Использование колоды «РОБОТЫ»в аспекте развития речи детей.

(презентация опыта работы)

Метафорические карты «Роботы» созданы Т. Ушаковой.

Они являются хорошей проективной диагностической методикой.

Ребёнок сам создает образ робота, используя для этого один из вариантов набора карт, каждый из которых включает в себя изображения головы , туловища и ног.

 Это может быть «робот, у которого плохое настроение», либо «робот, которому трудно справиться с какой-то жизненной ситуацией», либо «..., у которого что-то болит», либо «робот, переживающий радость» и т. п.

Особенно карты могут помочь ребенку или взрослому, которому трудно рассказывать о себе, а описание эмоций, состояния, переживаний или фантазий робота позволит ему выразить себя, а специалисту проникнуть в его внутренний мир.

Черно-белые карты, идентичные по содержанию цветным, дают возможность проведению коррекционной работы. Ребёнок, используя цвет для раскрашивания робота, либо добавляя к изображению какие-то детали и штрихи, выносит на поверхность свои страхи, сомнения, обиду, злость и т. д., что, безусловно, имеет психотерапевтической эффект.

 Представление родителями образа ребенка через изображения роботов может помочь им осознать особенности сложившихся детско-родительских взаимоотношений, причины конфликтных отношений и пр.
Наличие подробного методического пособия, в котором описаны принципы работы с картами, позволяет их применять не только психологам, но и педагогам и родителям.

Метафорические карты могут помочь учителю понять личностные особенности учеников и особенности их межличностных отношений. Например, педагог может попросить детей придумать образ робота, который учится в «нашем классе», а созданный каждым из них образ является проекций психологических особенностей самого ребенка.
Родители, организуя совместную игру с ребенком с помощью карт (экспериментирование с новыми образами, описание их, раскрашивание, придумывание историй), имеют возможность лучше узнать своего ребенка, понять причины его поведения, особенности взаимоотношений с окружающими. Интерес детей к теме роботов помогает взрослым вовлечь их в общение и совместную игровую деятельность.

Качественное исполнение метафорических карт: размер, наличие цветного и черно-белого вариантов, разнообразие и яркость изображений частей роботов позволяет варьировать работу с ними и проявлять творчество.
Достоинством является возможность использования карт с разным возрастным контингентом: детьми, подростками и взрослыми.
4. Мастер-класс для гостей с применением метафорических карт «РОБОТЫ»

Пригласить для участия 4 человека.

  1. Знакомство. Вход в волшебную страну.
  2. Объяснение работы: «Сейчас мы с вами будем собирать своих роботов. Как вы видите, на столе разложены различные части для роботов: головы, туловища, ноги (представлены чёрно- белые варианты для раскрашивания).  Соберите, пожалуйста, робота, который будет похож на вас.»
  3. После того, как все части выбраны, их нужно собрать воедино и приклеить на лист формата А4(использовать клей- карандаш).
  4. Когда роботы собраны, участникам предлагается их раскрасить.
  5. Предлагается рассказать историю про своего робота, используя следующие вопросы (можно вывести их на слайд):
  1. Каков пол, возраст и предназначение вашего робота?
  2. Кто создал вашего робота?
  3. Где живёт робот? С кем?
  4. От чего он работает?
  5. Ломается ли он? Если да, то что чаще всего ломается? Кто чинит.
  6. Какое отношение этот робот имеет к вам?
  7. Что бы вы хотели изменить в своём роботе?
  1. После того как история рассказана, участникам предлагается выбрать в «слепую» карту для своего робота и рассказать об отношении к ней (подходит ли она вашему роботу, оставите ли вы эту часть?).
  2. Подведение итогов рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

В данном поекте разработана система работы по развитию речи  через разные виды деятельности с использованием мнемотаблиц....

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Хорошо сформированная речь – это искусство, которому следует учиться не один год. От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деяте...

Использование театрализованной деятельности для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Развивать и совершенствовать речь детей старшего дошкольного возраста по средством театрализованной деятельности....