Главные вкладки

    Рекомендации к обучению детей рассказыванию
    консультация по развитию речи на тему

    Усвоение связных форм высказываний - процесс постепенный. Успешно он протекает под руководством педагогов и родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_obucheniyu_detey_rasskazyvaniyu.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации к обучению детей  рассказыванию

          Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Занятия по развитию связной речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картине, сериям картин, по представлению, пересказы. В возрасте 6 лет детям доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта. При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приёмы обучения с учётом возрастных и речевых возможностей детей. Важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах, о красочных игрушках и предметах. В таких случаях их высказывания будут более эмоциональными и развёрнутыми.

          При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у ребёнка воспитывать доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступков отдельных персонажей. Используя серии картинок, важно научить детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев.

          Рассказы детей будут более полными и развёрнутыми, если в них используются разнообразные синтаксические конструкции, «образные средства родного языка».

          Учитывая, что среди дошкольников имеется достаточно стойкий процент детей с выраженными отклонениями в речевом развитии, необходимо широко использовать на первоначальных этапах разнообразные упражнения по закреплению навыков составления различных типов предложений:

         а) по демонстрации действий,

         б) по вопросам,

         в) по картине,

         г) по опорным словам.

          Желательно проводить эти упражнения в процессе игровых ситуаций. Достаточно распространённым приёмом является оречевление детьми выполняемой серии действий. Это помогает выработать умение наблюдать, запоминать и в словесной форме рассказывать об увиденном. От составления простых предложений по моделям: кто? что делает? что? кому? чем? и т. д. можно переходить к использованию предложений с однородными подлежащими, сказуемыми,  дополнениями, определениями, обстоятельствами. Это даёт возможность усваивать конструкции сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с разными придаточными. При этом можно обыгрывать любые режимные моменты и обыденные бытовые ситуации.                                                    Сначала взрослые дают детям 2-3-4-ступенчатую инструкцию, а затем подводят их к тому, что они сами должны придумать для товарищей серии заданий. На первоначальных этапах обучения эти задания были просты и наглядно воспринимаемы. Например: взять лейку и налить в неё воду. Подойти к окну и полить цветок. Открыть коробку и достать карандаши. Принести утюг и погладить платье и т. д. Постепенно цепочки заданий увеличиваются, появляются слова, расширяющие и уточняющие характер выполнения действий. Например: взять красную пластмассовую лейку, налить в неё воду из ведра, подойти к окну и полить фиалки. Или: принести маленький детский утюжок, огладить шёлковое кукольное платьице и повесить его на вешалку в шкаф. Аналогичное упражнение лучше проводить с подгруппой из 3  - 4 детей с тем, чтобы один выполнял действие, другой – подсказывал, а третий – «контролировал» правильность воспроизведения и давал оценку – «обо всём ли рассказал ребёнок» и добавляя пропущенные звенья. Далее осуществляется постепенный переход от умения составить предложения по демонстрации действий до объединения их в короткие рассказы, которые заучиваются детьми.

          Полезными являются упражнения по составлению коротких сюжетов с использованием фланелеграфа, магнитной доски. Дети сами выбирают действующих лиц (детей, взрослых, кукол, птиц, животных и т. д.), атрибуты, связанные с различными действиями. Затем каждый на фланелеграфе обозначает свою сюжетную линию и рассказывает о ней.

          Три-четыре высказывания можно соединить в рассказ. Одному из детей предложить пересказать весь сюжет.

          Можно усложнять задание: без опоры на наглядность самостоятельно придумать новые звенья в сюжете. Детские рассказы рекомендуется записывать на магнитофон и давать детям прослушивать. Это, с одной стороны, повышает их эмоциональный настрой, а с другой, позволяет более критически со стороны оценить себя. Анализируя подобные рассказы начального и последующего этапов обучения, можно показать и детям, и родителям положительную динамику речевого развития.

          Для составления небольших связных  рассказов успешно используются картины и серии картин. Сначала детям объясняется и показывается последовательность раскладывания картин, на которых изображён ряд последовательных событий. Рассматривание их, ответы на вопросы по содержанию предваряют самостоятельное составление рассказа. Обязательным является продуманная беседа по содержанию картин. Важно научить ребёнка “читать” картину, находить в ней главных героев, объяснить роль некоторых деталей в раскрытии основного сюжета, выразить своё отношение к изображённым событиям.

          Можно предварительно использовать беседу, затронув в ней вопросы, связанные с содержанием картины и личным опытом ребёнка. Например, при составлении рассказа по теме «Мы играем» полезно вспомнить, как ребёнок пришёл в детский сад, какие у него были любимые игрушки, с кем из детей и как он играл и т. д. Серии картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогают правильно воспроизвести последовательность в рассказе. Если у ребёнка возникают затруднения в составлении рассказа даже после такой предварительной работы, то надо дать свой образец рассказа, вместе с ребёнком проговорить его, а затем, спустя некоторое время, предложить другую серию картин.

          Обучение пересказу можно проводить уже с детьми 4-летнего возраста. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Как показывает практика, при правильном подборе материала и методических приёмов обучения дети достаточно охотно учатся пересказывать не только знакомые сказки, но и рассказы. При этом важно учитывать объём произведения (5-8 предложений), чётко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь).

          Подготовительный этап работы включает:

           а) предварительную беседу, подводящую ребёнка к содержанию рассказа;

           б) чтение рассказа без нацеливания на пересказ;

           в) ответы детей на вопросы по содержанию рассказа;

           г) повторное чтение рассказа с нацеливанием на пересказ;

           д) самостоятельный пересказ с опорой на вопросный план.

         У детей с ограниченными речевыми возможностями наблюдаются большие трудности в пересказе текстов. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приёмы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказа. Сюда прежде всего относится использование наглядности. Детям раздаются картинки-иллюстрации. По мере чтения рассказа они поднимают картинки, соответствующие тому или иному эпизоду. Или: педагог умышленно переставляет картинки-иллюстрации с тем, чтобы привлечь внимание детей к правильной последовательности сюжетной линии рассказа. Можно убрать одно из звеньев рассказа, а дети должны вспомнить его и восстановить.

          При обучении пересказу целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.

          Отдельные эпизоды рассказа могут воспроизводиться детьми в форме элементов драматизации. Подобные приёмы помогают лучшему запоминанию и воспроизведению прослушанного текста.

          На последующих этапах обучения пересказу сначала педагог, а затем и сам ребёнок делает вывод или даёт оценку поступкам, поведению главных героев. После обсуждения содержания детей подводят к размышлению о названии рассказа. Выслушиваются все предложенные варианты, выбираются более подходящие по смыслу. Возможно предложить объяснить детям, почему именно такое название более всего подходит к данному рассказу.

         Составление рассказов описательного характера – важный вид речевой деятельности. Чаще всего при этом используются красочные игрушки, животные, птицы, растения. Ребёнку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся предметы. Чаще они подбираются комплектами. Сначала предметы сравниваются путём выделения отличительных исходных качеств. Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть игрушку (предмет), выделить детали, обратить внимание на цвет, материал, форму, величину. Рассматривая предмет, педагог направляет внимание ребёнка на выбор более точных слов-обозначений, умение контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками. Обыгрывая рассматриваемую игрушку, можно привлекать кукольные персонажи, которые как бы «проявляют интерес» к рассказу ребёнка. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает описывать предмет более детализировано. Точно поставленный вопрос педагога помогает конкретнее и полнее описать рассматриваемый объект. На первоначальных этапах обучения активно применяется образец рассказа педагога. Это важно, так как активное подражание речи старших характерно для данного возрастного периода.                        К. Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечает, что ребёнок в меру своих  сил анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые. Важно правильно провести оценку детского рассказа. Она должна быть объективной, краткой, носить ненавязчиво-обучающий характер. Педагог корректно добавляет отдельные детали, которые пропустил ребёнок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

    Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

    Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок

    В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...

    Обучение детей рассказыванию по картине

    Презентация предназначена для воспитателей или студентов дошкольных отделений педагогических колледжей  и направлена на формирование знаний в вопросах развития монологической речи дошкольник...

    Обучение детей рассказыванию по картине.

    Материал из опыта работы учителя-логопеда на тему "Обучение детей рассказыванию по картине."...

    Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию

    Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

    Методические рекомендации для педагогов обучению детей рассказыванию.

    Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.Связна...