Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Огурцова Марина Владимировна

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №8 «Ёлочка»

Клинский муниципальный район

Московская область

Районное методическое объединение для воспитателей подготовительных  к школе групп

Тема: «Обучение детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок»

Автор: Огурцова Марина Владимировна

старший воспитатель

Клин 2009г.

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он усвоит на лету.

К.Д.Ушинский

(Слайд 1)

Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Особый интерес вызывает обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин, так как их подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Именно такую цель в работе с детьми ставят педагоги МДОУ детского сада «Ёлочка».

(Слайд 2) Основными задачами при обучении детей рассказыванию по серии сюжетных картинок являются:

  1. Совершенствование лексической, грамматической и фонетической стороны речи детей, обогащение словаря;
  2. Воспитание умения рассказывать логично, содержательно, интересно и выразительно;
  3. Совершенствование монологической речи через различные формы работы;
  4. Формирование интеллектуальных, творческих способностей детей (умение составлять творческие рассказы).

В работе по данной теме нам помогает методическая литература: (Слайд 3)

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева;
  2. «Программа развития речи дошкольников» О.С.Ушакова;
  3. «Технологии развития связной речи дошкольников» Т.А.Сидорчук, Хоменко Н.Н.;
  4. «Обучение творческому рассказыванию по картине» Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова.

Первоначально мы провели диагностику уровня усвоения связной речи детьми подготовительной группы «Капитошки» (Слайд 4)

(Слайд 5) Результаты диагностики на первоначальном этапе (сентябрь)

  1. Дети допускают логические, содержательные и смысловые ошибки.
  2. При рассказывании требуется помощь взрослого (наводящие вопросы).
  3. Словарный запас достаточно беден.
  4. Дети повторяют рассказы сверстников.
  5. Неправильно строят предложения, употребляют падежные  окончания.
  6. Испытывают трудности при переходе от одного сюжета к другому.

(Слайд 6) Важным  моментом  в работе по развитию речи является создание речевой среды в ДОУ (организация мини-музеев «Театрализованная деятельность», «Музей леса», «Гжель.Хохлома», речевые зоны в группах).

В д/с функционирует «Медиатека», где дети могут рассмотреть картины, иллюстрации книг, посмотреть мультфильмы, пообщаться, поиграть.

(Слайд 7)Работа по обучению детей рассказыванию невозможна без повышения уровня квалификации педагогов, поэтому в детском саду проводятся открытые мероприятия, консультации, педагогические советы, семинары, обмен опытом по вопросам развития речи дошкольников.

Педагоги изучили литературу, передовой педагогический опыт, составили перспективные планы по развитию речи.

(Слайд 8) Каждая группа в этом году имеет своё приоритетное направление по развитию речи:

1 младшая

Развитие речи через игру

2 младшая

Речевой игротренинг (пальчиковая и артикуляционная гимнастика)

Средняя

Развитие звуковой культуры речи

Старшая

Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

Подготовительная группа

Обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картинок

(Слайд 9) Работа по обучению детей рассказыванию по картине проходит через определенные этапы: 

  1. Определение состава картины;
  2. Установление взаимосвязей между объектами;
  3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств;
  4. Составление загадок и метафор по картине;
  5. Преобразование объектов во времени;
  6. Описание местонахождения объектов на картине;
  7. Составление рассказов от лица разных объектов;
  8. Смысловая характеристика картины;
  9. Составление рассказов фантазий;
  10. Составление сказок нравственно-этического характера.

(Слайд 10) Работа по обучению детей рассказыванию носит комплексный характер, основываясь на принципах систематичности, последовательности и др. В нашем саду сложилась определенная система  работы по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин:

  1. Сюжетные картины используются на занятиях по разным разделам программы;
  2. Обучение рассказыванию проходит через кружковую работу (экология, ОБЖ, театрализованная деятельность, психологический кружок, английский язык);
  3. Организуется работа с детьми в «Медиатеке»;
  4. Рассматривание иллюстраций, юмористических картин, фотографий. Каждая группа имеет свою презентацию в форме альбома, папки с набором фотографий с разными сюжетами. Это очень помогает в работе по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок;
  5. В ДОУ проводятся развлечения, игры с детьми, речевой игротренинг (пальчиковая, артикуляционная гимнастика);
  6. Создаются условия для самостоятельной деятельности детей в книжном, речевом уголках;
  7. Проводятся беседы, наблюдения, сочинение сказок, рассказов (выпуск книжек-малышек).

(Слайд 11) Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин проходит через различные формы работы: занятия; (Слайд 12) работа по проектам («Кошки»). (Слайд 13) («Обучение детей рассказыванию по картине через ОБЖ»), кружковая работа и др.

(Слайд 14,15)

Результаты работы по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин:

  1. Дети стали внимательнее и наблюдательнее благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по серии сюжетных картин;
  2. Значительно пополнился словарный запас детей, дети стали активнее;
  3. Речь детей стала образной, выразительной;
  4. У детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном рассказывании;
  5. Сознательное отношение детей к рассматриванию картин (увереннее подбирают и используют слова, характеризующее  настроения,  эмоциональные состояния героев);
  6. Удалось решить воспитательные задачи (почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их);
  7. Возрос интерес детей к рассказыванию, а это подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

(Слайд 16 )«Спасибо за внимание»

(Слайд 17) Библиография:

  1. О.С. «Программа развития речи дошкольников» ТЦ «Сфера» 2008г.
  2. Макарова В.Н, Ставина Е.Л, Ефимова М.Н. «Диагностика развития речи дошкольников» Москва 2008г.
  1. http://dob.1september.ru/2002/04/14.htm
  2. http://adalin.mospsy.ru/l_01a_04.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется...

Комплексное подгрупповое занятие по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок

Конспект предназначен для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Тема "Составление рассказов по серии сюжетных картинок "День рождения цыпленка". Формировать умение внимательно рассматрив...

Сообщение к семинару по теме: «Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Презентация "Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок"

Презентация разработана для использования  на семинаре для воспитателей. При переводе презентации в ПДФ/ для опубликования , т.к. даже в сжатом виде презентация превышала допустимый объем) не сох...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Как щенок нашёл друзей"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...