Сообщение к семинару по теме: «Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и через  сочинение рассказов по серии сюжетных картин. Этот вид рассказывания способствует развитию логического мышления, развитию воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, нравственных представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_raboty_po_seriynym_kart.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 2316
Подготовительная группа №5


Сообщение к семинару по теме:

«Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Подготовила воспитатель: Шрамкова Г.Д. 






г.Москва


декабрь 2012г.

           Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и через  сочинение рассказов по серии сюжетных картин.

          Этот вид рассказывания способствует развитию логического   мышления,    развитию воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, нравственных представлений.                    

          В практике работы детских садов используются серии картинок, разработанные О.И.Соловьевой,  Е.И. Радиной, Е.О.Батуриной, Ю.С.Ляховской, Г.А.Тумаковой, А. А. Смирновой, В.В.Гербовой, и  разнообразные приемы в работе с сериями сюжетных картинок, которые  способствуют повышению речевой активности детей.

         В процессе рассматривания картинок проводятся  упражнения, показывающие детям способы построения разных предложений и грамматические средства связи между частями высказывания, а также средства художественной выразительности, которые можно использовать в рассказе.  Рассмотрим некоторые из вариантов предъявления картинок детям, каждый из которых решает свои задачи.

      1. Вариант.  Каждому ребенку дается серия сюжетных картинок, предлагается разложить их в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Затем воспитатель выставляет на доске незнакомый набор картинок, где заведомо нарушена последовательность. Дети отыскивают ошибку и исправляют ее. Далее они выполняют лексические, грамматические упражнения, придумывают рассказ по всем картинкам, дают ему название. Цель: учить выстраивать содержание картинок в логической последовательности, выявить умение строить связный рассказ по серии сюжетных картинок. Этот вариант используется для первичной диагностики.

      2. Вариант.  Вся серия картинок выставляется на доске: первая картинка открыта, вторая, третья, четвертая картинки закрыты? но рассказывают четверо детей (каждый ребенок встает перед своей картинкой; начало рассказа известно, а продолжение и конец дети придумывают свои). После этого,  последовательно открывается вторая картинка (снова рассказывают четверо, они уже видят развитие сюжета, но пока не знают его до конца), за ней - третья (как и в предыдущий раз, рассказывает новая «команда») и, наконец, четвертая (открыты все картинки, дети их видят и составляют новый рассказ (сказку)  Каждому варианту рассказов (и по закрытым и по открытым картинкам) детям предлагается дать название - лаконичное, точное, выразительное, выбирается самое удачное.

          Цель: развитие воображения, умения предвидеть развитие сюжета, действий персонажей, учил подбирать наиболее точное название.

          3. Вариант.  На доске выставляется серия из четырех картинок: три первые закрыты, последняя открыта. Детям задавали вопрос: "Как вы думаете, что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ, когда вы знаете, чем закончились события". Один ребенок рассказывает по такому расположению, затем открывается первая картинка. Теперь детям знакомы все герои рассказа, снова придумывается рассказ. После этого открываются все картинки, дети составляют  команду и рассказывают вчетвером, давая название рассказу, выбирая лучшее.

          Такой вариант закрепляет представление детей о композиции (детям известен конец рассказа, а начало и середину они придумывают самостоятельно, не видя персонажей на закрытых картинках).

          Цель: развитие воображения, логики мышления, умения предвидеть сюжет.

          4. Вариант. Выставляется серия из четырех картинок, открывается первая и четвертая картинки. Дети придумывают рассказ, дают ему название. Затем рассказ составляется группами по всем картинкам. Этот вариант закрепляет представление о композиции (известно начало и конец рассказа, дети предполагают, что может быть изображено в середине).

           5. Вариант.  Воспитатель показывает детям одну картинку из серии (любую).  Дети рассматривают ее, затем один ребенок придумывает  рассказ по одной картинке. Задаются вопросы: "Может ли быть продолжение у этого рассказа? Каким оно может быть? Что может произойти с героями этого рассказа?" Затем на доске выставляется вся серия из пяти картинок, открытых через одну: 1, 3, 5.  Дети составляют рассказ по такому расположению (додумывают).  Открывается вторая картинка, снова дети рассказывают; наконец, открываются все картинки, и команда из пяти детей составляет новый рассказ.     Этот вариант позволяет опросить почти всех детей группы.

           Цель: развитие воображения, умения предвидеть развитие сюжета.

           6.Вариант. Каждой команде детей воспитатель дает свой набор картинок, дети договариваются между собой (кто начнет, продолжит, закончит) и рассказывают. Можно услышать 5 интересных рассказов.

         Детей нужно учить описывать в рассказах предыдущие и последующие события.

         При рассказывании (индивидуальном и коллективном) по сериям картинок у детей формируется  умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания, соблюдать структуру текста, использовать разнообразные зачины рассказа. Таким образом, рассказывание по сериям сюжетных картинок обеспечивает решение многих речевых задач в единстве, включая развитие образности речевого высказывания, а также эстетического восприятия сюжетных картинок.

         Умение детей рассказывать совместно группами (командами) учит их договариваться между собой, распределять части высказывания, в случае необходимости помогать товарищу, уступать и т.д.

         В ходе подбора команд дети  могут учитывать способности сверстников, их речевые умения. У детей постепенно вырабатывается умение более объективно оценивать способности и возможности своих товарищей, а также и собственные.

         Использование некоторых методических приемов развития связной монологической речи детей способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей. Когда они договариваются о последовательности рассказывания (кто начинает, продолжает, завершает текст), то, с одной стороны, четыре человека выступают как живая модель структуры рассказа, с другой – устанавливаются взаимоотношения, необходимые для совместной деятельности.  Команду для коллективного рассказывания может выбрать педагог, а могут и дети.      Такая необычная форма обучения связной речи старших дошкольников по серии сюжетных картин вызывает у детей повышенный интерес и стремление к игре-обучению.

       Исследователи считают, что развитие связной речи необходимо начинать с младшего дошкольного возраста от диалога между взрослым и ребенком к монологической речи самого ребенка. (О.С.Ушакова, Н.Г.Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.В.Ворошнина).

О.С.Ушакова предлагает начать развитие связной речи со второй младшей группы.  Развитие связной речи, работа над ней должна вестись от плановой и систематической работы над пересказом литературных произведений к обучению самостоятельному рассказыванию. Необходим подготовительный этап и система игровых упражнений.

   Успех в обучении зависит от соблюдения основных условий организации педагогического  процесса:

     1.  Детям трехлетнего возраста для составления серии предлагается 2 - 3 картинки. К четырем годам серия увеличивается до 4 - 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.). 
          В возрасте 5 лет в серии может быть до 6 картинок по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте с можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей). 
          В возрасте 5 -7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6-8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий, сказочные ситуации из литературных произведений, не знакомых детям).
          Прежде чем дать задание детям, воспитатель сам должен выполнить действия по установлению логики событий на картинках

          Не рекомендуется использовать картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений. Работа с такими сериями выносится в подготовительный этап. 
          Желательно организовывать работу с подгруппами детей или индивидуально в утренние или вечерние промежутки времени, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов. Время, затрачиваемое на обучение, не должно превышать для детей до 4 лет 5 - 6 минут, до 5 лет - 10 минут, дети старшего дошкольного возраста могут быть максимально заняты этой деятельностью около 15 минут. 

Очень важно педагогу мотивировать эту деятельность. 
Примеры мотивации: 

- для детей 3 лет: порадоваться картинкам, сложенным в нужной последовательности (стимуляция положительного эмоционального состояния - пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст или порадовать кого-то результатом); 
        - для детей 4 - 5 лет используется мотив помощи какому-либо герою (Чебурашка хочет разобраться в картинках); 

- дети 5 - 7 лет - мотив соревнования (работа на скорость без ошибок; подготовка к школе или игра в "Сыщиков"). 

2.  Для подготовки детей к обучению работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из их жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность совершаемых действий. 

ПР: в процессе умывания воспитатель спрашивает: 

- Что мы сейчас делаем? - Намыливаем руки. 

- Что вы делали до этого? - Открыли кран с водой. 

- Что вы будете делать после того, когда намылите руки?

- Будем смывать мыло под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем. 
           - Зачем мы все это делали?

- Чтобы руки были чистые перед едой.

            Цель таких бесед: научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно - следственные связи и видеть результат. 

        В качестве подготовки может служить работа с анализом причинно - следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит "раскадровку" содержания текста (с опорой на иллюстрации). 
Например: сказка Ш. Перро "Красная Шапочка" представляется следующим образом: 

Кадр 1: мама с дочкой разговаривают; мама держит корзиночку. 

Кадр 2: Красная Шапочка идет по лесу. 

Кадр 3: Волк разговаривает с Красной Шапочкой и т.д.

Последовательность действий обсуждается на основе вопросов к детям: 

- Кто изображен?

- Что он делает?

- Какая цель этого действия?

- Добился ли герой этой цели?


        Основные задачи педагога при подготовке детей к обучению детей работе с серией картинок: 
- упражнять детей в выстраивании причинно - следственных связей, установленных автором текста; 

- формировать умение определять по действию цель героя, фиксировать результат выполнения данной цели. 

 3 .  Обучение детей работе с серией картинок необходимо организовывать в форме игр "Умники и умницы", "Догадай-ка", "Сыщики", "Режиссеры фильма". Не целесообразно говорить ребенку такие фразы: "Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности", "Мы вместе разложим картинки правильно". Установлено, что такие фразы не стимулируют интерес ребенка к данному виду деятельности. 

       Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется по определенному алгоритму.    Каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие. Воспитатель переходит к следующему шагу алгоритма только в случае освоения ребенком предыдущего задания. 

1. "Паровозик из картинок"

Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию. 
Игровое действие.

Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребенку предлагается убрать руки за спину или на колени, некоторое время  к картинкам не рекомендуется прикасаться. 

2. "Найди общих героев на картинках"

Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии. 
Игровое действие.  Предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках. 

          Методические рекомендации

         Воспитатель побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии. 

          ПР: При работе с серией картинок "Кошки, пытающиеся поймать воробья" (сюжет из четырех кадров) воспитатель обращает внимание детей на объект - воробья, который на последнем, 4-ом кадре, едва виден. Воспитатель предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти объекты, перемещенные на второй план. 

3. "Найди место, в котором происходят события"

        Цель: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов. 
       Игровое действие.  Предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия. 

        Методические рекомендации

        На начальном этапе освоения алгоритма следует подбирать серии картинок с постоянным местом действия ("Кошки, пытающиеся поймать воробья", общее место - полянка у пенька). 

      Со временем детям предлагаются серии картинок, где место действия изменяется.  

4. "Определи время событий"

      Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках. 
Игровое действие: предложить детям определить время года,  части суток на каждой картинке. 
Методические рекомендации

       Воспитатель подбирает серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке ("Кошки, пытающиеся поймать воробья" - светлое время суток и теплый период года). Принимаются ответы детей типа: "Это день", и "Это лето". 

        Затем детям предлагаются серии картинок со сменой событий во времени (серия "Выращиваем помидоры").   

       В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток. 

5. "Назови действия героев"

Цель: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия. 

Игровое действие. Предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект- действие - цель действия. Воспитатель задает вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?" Аналогично обсуждаются все сквозные герои. 

Методические рекомендации

          Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель отодвигает картинки поочередно, начиная с крайней левой.   Целесообразно использовать какие-либо символы, обозначающие три базовых вопроса: 

- Кто делает? 

- Что делает? 

- Зачем делает? 

6. "Что за чем?"

           Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках. 
Игровое действие.

Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет позже", выстраивая картинки в логический ряд. 

Методические рекомендации.

           На этом шаге воспитатель (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, воспитатель не должен его останавливать. Он предлагает посмотреть на ставшиеся картинки и поставить их между какими - либо кадрами. Опыт показывает, что дети самостоятельно дополняют логический ряд оставшимися картинками. 

7. "Составь рассказ"

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. 

Игровое действие. 

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую 
модель: 
- однажды (указание времени года, части суток);

 -  в таком - то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре);

-  такой - то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре),      

-   делал (делали) то - то для того – то;

- потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия);

- и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий;

- в результате получилось то - то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой – то;

- придумать название получившемуся рассказу. 

Методические рекомендации

         Воспитатель объявляет игровое действие как итог деятельности "следователя", "сыщика" или "режиссера отснятого фильма". Главное в рассказе ребенка - это повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует. Не рекомендуется также позволять ребенку додумывать действия, которых нет на картинках. 

8. "Вспомним, как играли с картинками"

Цель: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимую для составления логически верной серии картинок. 

Игровое действие.

Предложить детям вспомнить, в какие игры играли с картинками и какие действия при этом выполнялись. 

Методические рекомендации.

         Работа на этом шаге возможна с 4,5 - 5 - летнего возраста. 

  Последовательность работы с серией картинок: 

- сначала картинки выкладываются в ряд слева направо произвольно, 

- находятся сквозные общие герои и предметы (объекты), 

- определяются места действий, 

- обозначается время действий, 

- поочередно на каждой картинке называется объект - действие - цель действия, 

- потом "снимается фильм", то есть выкладывается логическая последовательность "кадров"; 
- в заключении кадры озвучиваются (составляется рассказ по алгоритму). 

         Воспитатель может принять рассказ как коллективное творчество детей, присутствующих на данном занятии, либо предложить только одному ребенку произвести полное озвучивание. Другие же дети при этом выступают в роли зрителей. 

Что касается образца.

         В настоящее время вопрос о значении образца на подготовительном этапе волнует многих. Многие педагоги, методисты, лингвисты пришли к следующему мнению. Необходимо так использовать образец, чтобы он помог детям, не сковывал творчество и самостоятельность.  Образец - это источник обогащения речи детей, пример понятного, грамотного, правильного и последовательного изложения мыслей, живого и точного описания (Л.А. Пеньевская).

        Образцами звучащей речи могут быть:

1. Литературные произведения. Умелое использование текста в сочетании с иллюстрациями обогащают детей.

2. Собственные устные рассказы.

        Импульс для рассказывания преподавателю лучше всего внести самому увлекательным и ярким рассказом, описывая не только изображенное  на картине, но и предыдущие и последующие события.

3. Магнитофонные  записи рассказов самих детей.

Л.Н.Толстой отмечал, что детям нужно давать читать детские сочинения, и только детские сочинения предлагать за образцы (детские образцы хорошо воспринимаемы детьми и легко анализируются детьми, стимулируя их к творчеству и созданию своих рассказов).

        Обязательным принципом обучения детей рассказыванию является то, чтобы      педагог не прибегал к авторитарному стилю общения, не навязывал свою точку зрения. Необходимо учитывать сферу развития общения малышей друг с другом и с взрослыми, учитывать их особенности, опираться на их индивидуальные способности. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения

Рекомендации по составлению рассказов по серии сюжетных картин:

-     для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей, расставлять их нужно с промежутками;

-  включать в занятия  игры, задания,  упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

- использовать на занятиях методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут и обеспечивают его сохранность до окончания занятия;

- учить додумывать предшествующие и последующие события;

- учить умению обобщать содержание рассказов в кратком названии;

- продумывать отдых детей на занятии, по возможности связывать его с темой занятия;

-  использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста, создавать и стимулировать мотивацию деятельности;

-  вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

- после прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;

-    предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;

-    по возможности завершать занятие игрой развивающего характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обучению старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8 "Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок...

Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...

«Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется...

Комплексное подгрупповое занятие по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок

Конспект предназначен для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Тема "Составление рассказов по серии сюжетных картинок "День рождения цыпленка". Формировать умение внимательно рассматрив...

Отчет по самообразованию Шрамковой Г.Д. за 2015– 2016 учебный год. Тема: «Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно...

Презентация "Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок"

Презентация разработана для использования  на семинаре для воспитателей. При переводе презентации в ПДФ/ для опубликования , т.к. даже в сжатом виде презентация превышала допустимый объем) не сох...