Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Как щенок нашёл друзей"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ермошина Галина Николаевна

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи - одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:

  • бедный, в основном общеупотребительный бытовой словарь;
  • плохое понимание оттенков значений слов;
  • аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;
  • предложения простые, чаще нераспространенные, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;
  • связная речь развита слабо - пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинам представляют собой перечисление (называние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.

Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение занятий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Мето­дика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений.

Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четы­рех больших сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», 2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение де­тей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).

Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:

  • расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по серии сюжетных картин (ССК);
  • развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;
  • упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной ССК.

Цель основного занятия - обучение детей составлению предложений по ССК. На основном занятии логопед учит детей:

  • составлять предложения по опорным словам;
  • преобразовывать деформированные фразы;
  • распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно;
  • составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.

Цель итогового занятия - составление детьми рассказа по ССК. Логопед учит детей:

  • развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание;
  • составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова - подсказки логопеда;
  • обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.

Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это поможет поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий
логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подготовленности детей каждой подгруппы.

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов восприятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быс­трее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содер­жательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, разви­ваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

При проведении занятий педагог может использовать различные современные средства обучения:

  • магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа;
  • магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»).

Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выразительно. Работая над интонационной выразительностью речи, логопед учит де­тей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, что необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последо­вательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следствен­ных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необ­ходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ

ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Подготовительные лексические упражнения

по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей».

Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин (ССК).

Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного

словаря и словаря признаков у детей по ССК; развитие произвольного внимания,

зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение

детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК;

стимулирование мыслительной и речевой активности детей; воспитание

бережного отношения, любви к живой природе.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (№ 1-4), мяч.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка.

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних животных, а затем логопед просит детей внимательно послушать стихотворение-загадку Т.А. Шорыгиной:

Он забавный, неуклюжий, Прямо в нос меня лизнул, Напустил в прихожей лужу

И хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом,

Щекотал ему живот,

Стал он самым лучшим другом И теперь у нас живет. (Щенок)

Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, которые помогли догадаться, что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка, называют части его тела.

  1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери действие».

Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания), которые может выполнять щенок.

Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду)..

При затруднениях детей логопед использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?», «с костью?».

  1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».

Выполняется аналогично, но дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки.

Щенок (какой?) - пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д.

П. Основная часть занятия

  1. Вступительное слово логопеда.

Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.

  1. Беседа по содержанию каждой картины.

На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.

  • Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок такой печальный? Почему щенок никуда не уходит?
  • Картина № 2: Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?
  • Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?
  • Картина № 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?
  1. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

У собаки мокрый носик, Есть и шейка,

Есть и хвостик.

  1. Игра на внимание «Запомни и назови».

Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к первой, второй, третьей и четвертой картинам. Игра проводится в виде соревнования.

  1. Упражнение в договаривании предложений с опорой на картины.
    Выполнение двухступенчатой инструкции логопеда.

Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Определите, к какой из четырех картин оно относится.

Наступила поздняя...

Девочки сидели...

Уже почти все листья ...

Щенок сладко спал, а девочки...

Во дворе гулял...

Щенок не знал, куда ему идти и сидел ... Щенок поел и сразу...

Подружки решили забрать ...      

Дома девочки...

Две девочки увидели...

Теперь у подружек появился настоящий..

  1. Игра «Путанииа».

Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по ССК.

Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с картинами, но перепутал их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.

  1. Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины серии.
  2. Придумывание названия рассказу или подбор
    из предложенных логопедом вариантов.

Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Осенью во дворе. Как девочки нашли друга. Девочки и щенок. Как щенок нашел друзей. Щенок на горке. Как щенок спал. Щенок и корова. И т.п.

III. Подведение итогов занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? И т.д.

ЗАНЯТИЕ № 2. Тема: Составление предложений по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»

Цель: обучение детей составлению и распространению предложений по картинам.

Задачи: обучение детей составлению предложений по опорным словам; упражнение детей в преобразовании деформированных фраз; распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно: обучение детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины серии; развитие словесно-логического мышления и памяти.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (№ 1-4), маленький мячик или камушек.

Ход занятия

Интеллектуальная разминка

Повторение игры «Путаница» с произвольно расположенными картинами данной серии.

I. Основная часть.(Все упражнения выполняются на фоне выставленной ССК).

  1. Составление предложений по опорным словам

Осень, наступить. - Наступила поздняя осень. Деревья, листья, облететь. - ...

Маленький, щенок, двор, гулять. - ...

Щенок, мерзнуть, скулить. - ...

Увидеть, девочки, щенок. - ...

Подружки, забрать, щенок, дом. - ...

Дом, девочки, кормить, малыш. - ...

Щенок, согреться, коврик, уснуть. - .... Щенок, спать, девочки, смотреть. - ... Девочки, Дружок, назвать, щенок. - ...

  1. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Вот собака Жучка,

Хвостик закорючкой.

Шерстка пестрая,

Зубки острые.

- Гав!

  1. Игра «Исправь ошибку».

Преобразование предложенных логопедом фраз. Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с предложениями и перепутал в них все слова. Логопед предлагает детям исправить ошибку:

Наступила поздняя весна.

С листьев облетели деревья.

Большая собака гуляла во дворе.

Щенок согрелся и обсох под дождем.

Мальчики увидели щенка.

Щенок решил забрать девочек домой.

Дома малыш накормил девочек.

Коврик лег на щенка и уснул.

Щенок назвал девочек Дружком.

Щенок сидел на диване и смотрел на девочек.

  1. Распространение предложений. Игра «Добавь слово» с передачей мячика.

Логопед предлагает детям запомнить предложение (например: Маленький щенок.). Кто-то из детей должен повторить его и составить новое предложение, добавив в исходное любое подходящее слово. Если ребенок справился с заданием, он передает мячик следующему ребенку. И т.д.

При затруднениях логопед помогает наводящим (подсказывающим) вопросом или вопросительным местоимением.

Например: Кто? (Маленький щенок.) Что делал? (Маленький щенок гулял.) Гулял где? (Маленький щенок гулял в парке.)... Постепенно темп проведения игры увеличивается. Примерные «цепочки предложений»:

  • Маленький щенок. Маленький щенок гулял. Маленький щенок гулял во дворе. Маленький щенок гулял во дворе один. Маленький щенок гулял во дворе один осенью...
  • Девочки шли. Девочки шли домой. Девочки шли домой через двор. Девочки шли домой через двор вечером. Девочки шли домой через двор дождливым вечером...
  • Девочки взяли. Девочки взяли щенка. Девочки взяли щенка домой. Девочки взяли щенка к себе домой. Девочки взяли щенка к себе домой жить...
  1. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

У собаки мокрый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

6.        Обучение детей составлению повествовательного плана.

Рассматривание каждой картины серии отдельно. Выделение в ней главной мысли. Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных логопедом и выставление (рисование) на доске соответствующей пиктограммы (схематичного рисунка).

  • Картина № 1: Щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дождем ... Дети и собака. И т.д.
  • Картина № 2: Девочки и дождик. Девочки увидели щенка. ... Щенок под дождем. Зонтик и щенок. Щенок у девочек. И т.д.
  • Картина № 3: Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка. И т.д.

Картина № 4: Щенок ест. Щенок уснул на коврике ... Щенок прыгает. Девочки сидят на диване. И т.д.

Логопед (делает вывод): Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине:

Щенок остался в парке под дождем (1).

Девочки увидели щенка (2).

Девочки кормят щенка (3).

Щенок уснул на коврике (4)

Эти главные предложения вместе называются планом рассказа.

III. Подведение итогов занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что запомнили? И т.д.

ЗАНЯТИЕ № 3. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»

Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по ССК.

Задачи: развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания; составление рассказа по ССК с опорой на план и с помощью слова-подсказки логопеда; обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); стимулирование положительных эмоций детей; воспитание бережного, заботливого отношения к животным.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (№ 1-4).

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям расставить в логической последовательности картины серии на доске. Припоминается название рассказа и пункты плана (с опорой на ССК и пиктограммы - схематичные рисунки).

II. Основная часть занятия

  1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Упражнение выполняется по подсказке логопеда - одному данному слову.

  • Картина № 1: Наступила... Однажды... Шел... Щенок...
  • Картина № 2: Вечером... Щенка... Девочки... Они...
  • Картина 3: Девочки... Щенок... Он... Дети...
  • Картина № 4: Щенок... Он... Девочки... У детей...

В процессе составления предложений проводится обсуждение и выбор наиболее удачных вариантов.

  1. Введение в предложения однородных членов, синонимов,эпитетов.
    Игра «Скажи иначе» (на подбор синонимов).

Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы) к каждой картине.

  • Картина № 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (капал, лил; лил как из ведра)...
  • Картина № 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, приобрели, привели домой)...
  • Картина № 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...
  • Картина № 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его)...
  1. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты
    рассказа в соответствии с повествовательным планом и 4 картинами серии.
  2. Рассказывание детьми по иепочке (принимают участие все дети).

Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить. (Используя маленькие картинки серии «Как щенок нашел друзей», логопед и воспитатель закрепляют навыки рассказывания у каждого ребенка на индивидуальных занятиях.)

III. Подведение итогов занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались на трех занятиях? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным, природе? И т.д.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...

«Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется...

Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание из серии сюжетных картин»

Конспект для детей подготовительной к школе группы...

Комплексное подгрупповое занятие по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок

Конспект предназначен для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Тема "Составление рассказов по серии сюжетных картинок "День рождения цыпленка". Формировать умение внимательно рассматрив...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...