Занятие-досуг "Умницы и умники". Тема :"Звук-слог-слово-предложение"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Нина Владимировна Москвина

Цель: активизация словаря, развитие связанной речи, формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, совершенствование навыка письма и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-_dosug.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ-ДОСУГ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Тема «Звук - слог - слово - предложение».

Цель: активизация словаря, развитие связанной речи, формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, совершенствование навыка письма и чтения.

План занятия

  • Игра «Разноцветный сундучок».
  • Игра «Скажи наоборот».
  • Игра «Шифровальщик».
  • Игра «Слово рассыпалось».
  • Игра «Кто здесь лишний?».
  • Игра «Шёл прошлогодний снег».
  • Игра «Кто больше назовёт слов?»

Оборудование: доска, мел, сундучок, ребус, карточки в форме лепестков ромашки, предметные картинки, пуфики, наборное полотно, снежинки, буквы, схема кроссворда «Доброта», магнитофон, песня А. Беликова «Снег».

Ход занятия

На демонстрационной доске - графическая схема кроссворда. По мере отгадывания слов кроссворда дети самостоятельно вписывают их в схему.

  • Игра «Разноцветный сундучок» (определение первого звука в слове)

Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат.

Ведущий: Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка Оля (Миша, Катя), загляни,

Вынь картинку, назови.

Ребёнок достает картинку из сундучка, чётко, правильно произнося звуки в слове, называет её и определяет первый слог слове. Картинка ставится на наборное полотно. Когда все картинки выставлены, ведущая предлагает найти среди картинок первое слово кроссворда, отгадав загадку:

Крашеное коромысло

Над рекою повисло. (Радуга.)

Ребёнок, первым отгадавший загадку, вписывает слово радуга в схему кроссворда.

  • Игра «Скажи наоборот» (деление слов на слоги)

Ребёнок называет слово-антоним делит его на слоги, перепрыгивает через пуфики столько раз, сколько в слове слогов. Последнее слово (ночь) - второе слово кроссворда. Грустный - … (весёлый), мокрый - … (сухой), сильный - … (слабый), старый - … (молодой), большой - … (маленький), высокий - … (низкий), широкий - … (узкий), толстый - … (тонкий), длинный - … (короткий), горячий - … (холодный), больной - … (здоровый), день - …(ночь).

  • Игра «Шифровальщик» (звуковой анализ синтез слогов)

Детям предлагать «расшифровать» слово первом звуком других слов: барабан, арбуз,

ножницы, кошка, аист , банка (третье слово кроссворда).

  • Игра «Слово рассыпалась» (составление слов из слогов)

На набрано полотно выставляются карточки со слогами. Расставлять в нужном порядке

слоги, дети составляют слово. Последнее составленное слово {рука} - четвёртое слово

кроссворда.

ка, пол – полка

ва, тык – тыква

ши, ма, на – машина

лот, пи – пилот

ша, гру – груша

ги, но – ноги

пус, та, ка – капуста

та, кар – карта

ки, сан – санки

зы, му, ка – музыка

та, пар – парта

ка, ру – рука

  • Игра «Кто здесь лишний?». (послоговое чтение)

На карточках с одной стороны – картинка, с другой – название, написанное печатными буквами. Карточки разложены на полу в форме ромашки шрифтом вверх. Ребенок «отрывает» лепесток ромашки, читает слово, затем переворачивает лепесток и сравнивает прочитанное с изображением на ней. Из «оторванных» лепестков рядом выкладывается другая ромашка иллюстрациями вверх. Дети определяют лишнее слово. Это слово слон – пятое слово кроссворда. Слова, написанные на лепестках ромашки, - корова, собака, кошка, коза, слон.

  • Игра «Шёл прошлогодний снег». (анализ предложения)

Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо падают «снежинки» (на одной из снежинок – задание). Дети находят снежинку с заданием.

Задание: прочитать предложение, составленное на наборном полотне, и ответить на

вопросы.

Предложение: Кот сидит под столом.

- Сколько слов в предложении?

- Какое первое слово? второе? Третье? Четвертое?

- Какое короткое слово в предложении?

- О каком домашним животном говориться в предложении?

Слово кот – шестое слово кроссворда.

  • Игра «Кто больше назовёт слов?» (навык связанного говорения)

Ведущая: Прошла зима, но она еще напоминает о себе морозами, снегом, зиме – на

радость, весне – на удивление. Вспомните и назовите пословицы, поговорки, загадки о зиме. Кто больше всех назовет, тот и впишет последнее слово кроссворда.

В конце досуга дети все вместе читают ключевое слово кроссворда – доброта.

Речевой материал к занятию

Пословицы, поговорки и загадки о зиме.

  • Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит.
  • Холодная зима – жаркое лето.
  • На морозе и старик в припрыжку идет.
  • Новый год – к весне поворот.
  • Зима снежная – лето дождливое.
  • В феврале зима с весной встречаются впервой.
  • Февраль - месяц лютый, спрашивает: «Как обутый?»
  • Зимою вьюги – летом ненастье.
  • Не было бы снегу, не было бы следу.
  • Много снега – много хлеба.
  • Снег на полях – хлеб в закромах.
  • Лето – собериха, зима – поедиха.
  • Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня… (зима).

  • Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зима)

  • Что бы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежными сады.

(Мороз)

  • Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось. (Снег.)

  • На землю упало пуховое одеяло.

Лето пришло – одеяло все сошло.

(Снег)

  • Зимой лежал, а весной в реку побежал.

(Снег)

  • С неба звёзды падают, лягут на поля.

Пусть под нами скроется чёрная земля.

Много, много звёздочек, тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле - тепло.

(Снежинки)

  • С неба - звездой, в ладошке - водой.

(Снежинки)

  • Бел, да не сахар, ног нет, да идёт.

(Снег)

  • Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

  • Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Вьюга)

  • Гуляю в поле, летаю на воле.

Кручу, верчу, знать никого не хочу.

(Метель, Вьюга)

  • Какой это мастер на стекле нанёс

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз)

  • Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит.

(Мороз)

  • Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все ветрины

(Мороз)

  • На дворе горой, а в избе водой.

(Лёд)

  • Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло, -

Сколько, весело, светло!

(Лёд)

  • Рыбам зиму жить тепло,

Крыша - тонкое стекло.

(Лёд)

  • Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберет

(Иней)

  • Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан... (иней).

  • Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечет,

Заплачет она, и потечёт

(Сосулька)

  • Детки сели на карниз

И растут все время вниз. (Сосулька)

  • Весит за окошком кулек ледяной,

он полон капели и пахнет весной.

(Сосульки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие 1-го периода обучения в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР III уровня "Поле чудес" Звук, слог, слово, предложение/.

Это занятие подводит итог знаний в разделе "Обучение грамоте" , полученных детьми с нарушениями речи в 1-м периоде обучения. Содержание занятия показывает  умение детей различать между собой глас...

НОД по подготовке к обучению грамоте "Звук, слог, слово, предложение"

КонспектНОД   по подготовки  к обучению грамоте (подготовительная группа)   «Звук, буква, слог, слово, предложение»...

«Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Конспект. Развитие речи. Подготовительная группа....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшейй группе: «Звук, слог, слово, предложение»

Закрепить умение определять место звука в слове;делить слова на слоги:закрепить умение составлять предложения с заданным словом;Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группы Тема «Звук, слог, слово, предложение»

В конспекте  указаны задания на закрепление знаний о звуке, слоге, слове, предложении....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»....

Конспект открытого НОД по развитию речи Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Старый пират Весельчак предлагает ребятам пройти испытания чтобы получить ключи от замка, где лежит клад...