Итоговое занятие 1-го периода обучения в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР III уровня "Поле чудес" Звук, слог, слово, предложение/.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бизяева Нина Николаевна

Это занятие подводит итог знаний в разделе "Обучение грамоте" , полученных детьми с нарушениями речи в 1-м периоде обучения. Содержание занятия показывает  умение детей различать между собой гласные и согласные звуки, выделять их из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять  слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове, членить педложения на слова. Полученные знания помогают обучить детей чтению аналитико-синтетическим методом. 

В режиме предварительного просмотра не отображаются рисунки и местами сместился текст. При скачивании содержание  файла отображается корректно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие 1-го периода обучения в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР III уровня.

Тема. «Поле чудес». Звук, слог, слово, предложение.

Цель. Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение».

           Совершенствование навыков звукового анализа и анализа                 предложений.

Задачи.

Образовательные: Продолжать работу над усвоением детьми терминов                 «звук, слог,    слово, предложение», обогащать словарь          детей  по теме  «Новый год».

                              Закреплять умения детей давать полную характеристику                                               звукам   речи.

                               Продолжать закреплять навыки чтения   односложных                                слов.  Буквы.

Коррекционные:  Совершенствовать умение выделять первый звук в слове.

                               Развивать фонематический слух.

                               Продолжать закреплять навыки анализа: звукового,                                 предложения.

Развивающие:  Развивать слуховое внимание и понимание сложных                                инструкций.

Воспитательные:  Воспитывать интерес к языковым явлениям, развивать                                   языковое чутье.

Оборудование:

Наборное полотно, дидактические игры «Поезд», «Колодец»; предметные картинки, плакат со схемой слова.

Наборы фишек  и полосок для звукового анализа и анализа предложения на каждого ребенка, плакат со схемой слова «маска».                                                      

Магнитные буквы: М А А С К.

Плакат со схемой предложения «У Томы сок».

Сундучок.

Речевой материал.

Стихи о буквах. « На что похожа буква…»?

                              М  

                              Взялись за руки друзья

                              И сказали: - Ты да я.

                             А между тем, получилась буква М.

                             

                               А

                             Два столба наискосок,

                              Посередине – поясок»

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед: - Дети, вы любите играть? Сегодня я приглашаю вас на «Поле чудес». Мы будем угадывать новогоднее слово, обозначающее предмет, без которого не обходится ни один новогодний праздник.

             На доске вывешивается плакат со схемой слова «маска».

2. Введение в тему.

Логопед: - А сейчас – разминка для ума. Сядет на место тот, кто назовет:     

- согласный твердый звук,

- гласный звук,

- согласный мягкий звук,

- согласный глухой звук, звонкий,

- слово,

- слог,

- предложение.

3. Игра «Разноцветный сундучок». Выделение первого звука в слове, полная его характеристика.

Логопед: - Я картинки положила

                   В разноцветный сундучок.

                   Ну-ка, Дима,(Аня…..) загляни,

                   Вынь картинку назови.

Дети достают картинки из сундучка. Четко произносят слово, определяют первый звук в слове и дают полную его характеристику:

 Ребенок: - Панама. Первый звук [п]- согласный твердый, глухой. И т. п.

Логопед: - Какое из названных слов начинается с согласного твердого, звонкого звука?

Дети: – Машина. [м] - согласный твердый, звонкий

Логопед: - Давайте покажем и расскажем, какой буквой на письме обозначается звук [м].

Дети становятся попарно, берутся за руки, читают стихотворение.

                            Взялись за руки друзья                                          

                            И сказали: - Ты да я.

                            А между тем, получилась буква М.

Логопед: - Буква М – первая буква нашего слова.

На доске под схемой слова подставляется буква М.            

        М

4. Д/игра «Поезд». Слоговая структура слова.

На наборном полотне поезд с тремя вагонами №1  №2  №3.

Логопед: - Я приглашаю вас «прокатиться на поезде». Билеты на поезд – это ваши картинки. Чтобы занять свои места, вы должны разделить слово на части-слоги и поместить картинки- «билетики» в вагончики №1, №2 ,№3 – по количеству слогов в слове.

Дети делят слова на слоги, вспоминая разные способы:

- отхлопать, оттопать, ударить подбородком по тыльной стороне руки. Затем выкладывают картинки на наборном полотне, в «вагончики»

Логопед: - Вторую букву слова, зашифрованного в схеме, найдите во втором вагончике, отгадав загадку: «Сам алый, сахарный.

                                                   Кафтан зеленый, бархатный». Арбуз

- С какого звука начинается слово «арбуз»? Какой буквой этот звук обозначается на письме?

Дети читают и пальцами показывают букву А:

                             Два столба наискосок,

                             Посередине – поясок»

На доске под схемой выставляется сразу две буквы А.

        М    А                А

Логопед вместе с детьми проверяют правильно ли выставлены на наборном полотне. Дальше все «едут» на поезде к мольберту в другой части группы.

На мольберте – «колодец» - плакат

5. Д/ игра «Колодец». Чтение слов.

Логопед: - Ехали, мы ехали, к колодцу приехали.

                   В колодце утонули слова,

                  достанем их с помощью ведра.

Дети читают слова. Последнее слово – сок.

Первая буква этого слова и будет

следующей буквой загаданного на доске слова.

 Это буква С.

Выставляется  третья буква – С

     

        М   А   С         А

6. Физминутка.  Движение + пальчиковая гимнастика.

«Покажем нашу елку»

Наша елка высока                                           Дети встают на  носки

Достает до потолка.                                         поднимают руки вверх

Как на нашей елке                                           скрещивают пальцы

Колкие иголки,                                                 показывают «иголки»

Шишки,                                                              пальцы в «замок»

Да шарики,                                                        округляют пальцы

Яркие фонарики.                                               упражнение «фонарики»

Мы гирлянду мастерили                                  соединяют пальцы в колечки

1,2,3.4,

Ею елку нарядили.                                             показывают «иголки»

Вот какая елка - колкие иголки.                      растопырить пальцы «веером»

7. «Волшебная снежинка»

Логопед снимает с елки снежинку с заданием  « Прочитать предложение».

На доску вывешивается плакат: « У Томы сок».

Дети читают, составляют схему. Работа за столами с раздаточным материалом

Дети определяют последовательность, количество слов в предложении.

В слове сок выделяют на слух последний  звук. Соотносят его с буквой К.            

К – последняя буква в зашифрованном слове, она выставляется и дети читают слово

        М   А   С    К     А

Из сундучка логопед достает новогоднюю маску, показывает детям

8. Итог занятия.

Логопед предлагает вспомнить, что дети делали для того, чтобы разгадать слово:

- определяли звуки в словах;

- делили слова на слоги;

- читали слова, предложение;

- составляли схему предложения

- определяли количество слов в нем;

Логопед: - А теперь, зато, что вы хорошо работали, приз в студию.

Из сундучка логопед достает новогоднюю маску, показывает детям.

Затем извлекается сладкий приз – конфеты «Маска». Детям предлагается прочитать их название, все угощаются конфетами.

                             

   

Д

М

К

М

Т

М

К

Т

Б

К

С

О

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по матемаике и обучению грамотев подготовительной группе.

Итоговое занятие для воспитателей подготовительных групп. Занятие комплексное математикаи обучение граиоте....

Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".

В процессе занятия дети  учатся дифференцировать  звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....

Конспект образовательной деятельности на тему : "Весна" ( итоговое занятие для родителей и воспитателей). ( в подготовительной логопедической группе)

Занятие проводилось в подготовительной логопедической группе на тему" Весна". Цель: обобщить знания детей по лексической теме " Весна" и " Насекомые"; закреплять навыки з...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа ) "Путешествие в страну Знаний" с ИКТ

Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».Задачи:1. Образовательные:формировать навык чтения слов  и предложений;закреплять навык звукобуквенного а...

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в подготовительной к школе группе.

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.Пособие включает перспективный план и к...