Речевой праздник-развлечение Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Батанина Анастасия Михайловна

Игровые задания  помогут детям закрепить знания  о единицах речи (звуке и бук­ве, слоге, слове, предложении),  формировать  фонематическое  восприятие,   навыки   звуко-буквенного анализа,  развивают словесно-логическое и  образное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_prazdnik_schastlivyy_sluchay.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой праздник-развлечение

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Задачи:

  • закрепить знания детей о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении);
  • формировать  фонематическое  восприятие,   навыки   звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в образовании существительных с помощью суффикса -ик:
  • подвести итоги речевой подготовки детей к школе;
  • развивать психические процессы детей: целенаправленное восприятие, словесно-логическое и образное мышление;
  • обучать детей групповой форме работы, воспитывать  чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование:  плакаты с  изображением  пирамиды речи, гномов, маркеры,  короны  синего и зеленого  цвета,  изображение  цветов,  корзина   с  фруктами,  карточка  со слогами,  картинки с изображением  чижа  и  ежа.

Логопед: Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости.  Мы начинаем Конкурс Знатоков  родного языка. Русский язык — язык строгих правил. Слова требуют, чтобы их правильно произносили и грамотно писали. Но некоторые слова любят пошутить и поиграть. Сегодня мы поучаствуем в их забавах! А сначала я представлю участников. Слева — команда «Звуки»,  а справа — команда «Буквы».

Команды будут соревноваться в различных конкурсах, их будет оценивать наше жюри. (Представление жюри).

Ну, что начнем?

Дети поют песню на мелодию В. Шаинского «Улыбка».

Мы на конкурс речи собрались.

Говорить красиво, четко научились.

Звуки, буквы знаем мы теперь,

И с красивой речью, правильной, сдружились.

Припев.

Нам доверено с тобой

Провести удачный бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты богата, наша речь.

Ты красива, наша речь.

Ты — наш друг,

И все мы в это будем верить.

Логопед: Дорогие ребята! Вас ожидают непростые задания, настоящие головоломки. Не бойтесь ошибиться. Думайте — и вы обязательно найдете правильный ответ.

Внимание, внимание! Друзья!        ,

Вот первый конкурс объявляю я.

Вы на вопросы смело отвечайте

И баллы для команды получайте!

Конкурс 1 - «Разминка»

Логопед:  Для разминки отводится 2 минуты. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов.  Жюри следит за  вашими  ответами   и  потом подведет итоги.

  1. Мы видим буквы или звуки?
  2. Из чего состоит сказанное слово?
  3. Мы слышим звуки или буквы?
  4. Из чего состоит написанное слово?
  5. Какой твердый согласный звук есть в слове дерево
  6. Назовите слово коса без звука [к].
  7. Какой согласный звук два раза встречается в слове сосулька?
  8. Назовите одним словом сильный дождь.
  9. Кто «папа» ягненка?
  10. Назовите слово, противоположное по значению слову  говорить.
  11. Кто «мама» жеребенка?
  12. Как называется время суток после дня?
  13. Назовите четвертое слово: ботинок — шнурок, пальто — ...
  14. Кто это: усики, голова, брюшко, крылышки, шесть ног.
  15. Как называется время суток между утром и вечером?
  16. Какой месяц между декабрем и февралем?
  17. Назовите третий день недели.

Логопед:  Молодцы! Справились  с разминкой! Скажите, какое сейчас время года?

Объявляется аукцион «Кто больше назовет «весенних» слов».

Команды по очереди называют слова. Жюри дает оценку разминке.

Логопед: Сегодня нам предстоит подняться на вершину этой пирамиды. (Показывает плакат и кратко объясняет состав пирамиды.) Наша речь состоит из звуков. На письме они обозначаются буквами. Из букв образуются слоги. Слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения. Предложениями мы разговариваем друг с другом.

Конкурс 2. «Знатоки звуков»

Логопед показывает на половину «Звук» нижнего кольца пирамиды.

1.        «Посчитай и придумай».

Логопед: Я назову слово, а вы придумайте другое слово. В нем должно быть столько же звуков, сколько в моем.

Логопед поочередно называет слова: дом, руль, игра,  конь, кукла.

2.        «Два короля».

Логопед: Жили-были два короля. Один король правил государством твердых звуков, а другой — государством мягких звуков. И слова им нравились разные. Первый любил слова, в которых все согласные звуки были твердыми, а другой любил слова, в которых хотя бы один согласный звук был мягким. Давайте поиграем в этих королей.

Выбираются короли  по  считалке, надевают короны – синюю и зеленую.

Логопед: В садах у королей растут цветы небывалой красоты. Ваши величества короли, ваши подданные выберут те цветы, которые растут в ваших садах!

На  мольберте изображения цветов: мак, колокольчик, ромашка, василек, астра, тюльпан, роза, гвоздика.  Дети раздают цветы королям.

Конкурс 3. «Знатоки букв»

Логопед указывает на половину «Буква» нижнего кольца пирамиды.

Логопед: А теперь посмотрим, как вы знаете буквы.

Команде «Звуки» предлагается картина: ежик везет тачку, команде «Буквы» — картина: чиж летит с мешочком.

Логопед: Посмотрите на картины. Что везет ежик? Что несет в мешочке чиж?

Логопед подводит детей к следующему выводу: ответить на этот вопрос нельзя, потому что эти предметы на картинке не показаны.

Логопед: Сейчас я помогу вам раскрыть эти секреты! В этом мне помогут волшебные таблицы.

Выдает каждой команде таблицу с буквами. Дети решают, кто из игроков команды будет выполнять это задание.

Логопед:        

Разгадай-ка, друг, загадку,

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей!

Вот тогда прочесть ты сможешь

И ответ мне сообщишь:

Что везет на тачке ежик?

Что несет в мешочке чиж?

Конкурс 4. «Знатоки слогов»

Логопед указывает на следующую ступеньку  пирамиды — «Слог».

1.        «Слоги считай слово называй».

Логопед: Название какого животного состоит из одного слога? Команде «Звуки» нужно назвать животное наших: лесов, а команде «Буквы» — животное жарких стран. (Ответы детей.)

А теперь назовите слово из трех слогов. Команде «Звуки» нужно назвать птицу, а команде «Буквы» — насекомое. (Ответы детей.)

2.        «Рассыпанные слова».

Логопед:         

Посмотрите, эти слоги

Разбежались кто куда

И горюют: снова слово

Не сложить им никогда!

Кто помочь словам готов?

 Все они из трех слогов.

Чтобы задание было легче выполнять, я дам вам подсказку: эти слова обозначают названия фруктов, которые лежат у меня в корзине. Прочитайте слоги и назовите фрукты!

Для каждой команды выставлены по два «рассыпанных» на слоги слова:

мо-ны-ли        си-ки-пер

бло-я-ки        на-ны-ба

Логопед:    Какие  соки из  этих  фруктов вы  бы  приготовили?    

Жюри дает оценку конкурсу.

Конкурс 5. «Знатоки слов»

Логопед указывает следующую ступеньку пирамиды — «Слово».

  1. Игра «Он она» (проходит в быстром темпе).

Логопед:         У меня для вас игра

Под названием «Он — она».

Попрошу вас, не зевайте

Слово в стих мой добавляйте.

Он слон — она... (Слониха.)

Он лось — она... (Лосиха.)

Он кот — она... (Котиха.)

Нет, конечно! Это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Что ж, сыграем еще раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж — она...

Он заяц — она...

Он еж — она...

Он бык — она...

Всем знакомо это слово?

Да, да, да! Она — корова.

2. Эстафета «Оживи гнома».

На мольбертах два одинаковых рисунка гномов, выполненных пунктирной  линией. К ним предлагается набор карточек со словами, одинаковыми для каждой команды: колпак, борода, нос, улыбка, глаза, брови.

Логопед: Это портреты гномов.

Давайте  расскажем  про гномика и поиграем  с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Домик»

Логопед: Гномы заколдованы, и потому не видны! Помогите их расколдовать. Для этого нужно прочитать слово на каждой карточке, подумать, что оно означает, и обвести фломастером эту часть портрета. Победит та команда, которая выполнит задание первой.

Команды начинают выполнять задание одновременно. Дети работают по цепочке.

Логопед: Молодцы! Гномы благодарят вас за помощь. После такой сложной работы можно и немножко отдохнуть. Объявляю музыкальную паузу!

Пропойте хором мелодию песни «В лесу родилась елочка». Команда «Звуки»! Представьте, что вы — хор лягушат  и лягушек. Поэтому вам нужно вместо слов произносить «ква-ква-ква». А команда «Буквы» изобразит хор щенков и собак! Поэтому ей придется лаять «гав-гав-гав».

Оценка жюри.

Конкурс «Состязание капитанов»

Логопед показывает следующую ступеньку пирамиды — «Предложение».

Логопед: Пришла пора начинать конкурс капитанов! Посмотрим, как они умеют защищать честь своей команды.

1.        «На  что похоже?»

Логопед: Закончите предложение, подобрав слова-сравнения.

Капитанам поочередно предлагаются предложения.

Логопед:   Самолет похож на …

   Белый снег похож на...

Облако похоже  на  ….

Желтое солнце  похоже на...

2.        «Пойми меня».

Логопед. Внимательно послушайте предложения и ответьте на мои вопросы.

Логопед зачитывает по одному предложению. Капитаны поочередно отвечают на вопросы,

Логопед:   

Машу слушала мама. Кто говорил:

Сережу ударил Рома. Кто драчун?

Папу ждет дочка Оля. Кто задержался?

Папа шел впереди Вани. Кто шел сзади?

Жюри дает оценку конкурсу.

Конкурс 7. Соревнование болельщиков

«Театральный конкурс».

Родителям каждой команды раздаются карточки с заданиями.

Логопед: Произнесите отрывки из сказок, подражая тембру голоса литературного героя.

Болельщики команды «Звуки», произнесите отрывок голосом Бабы Яги: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел молодец? Дело пытаешь или от дела лытаешь?» (Хриплым, зловещим голосом.)

Болельщики команды «Буквы», произнесите фразу Царевны Лебеди: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный?» (Нежным, мелодичным голосом.)

Пока родители готовятся, логопед дает задание болелыцикам.

Логопед: Вот мы и поднялись на вершину пирамиды. На ней написано слово речь.

Речь — это драгоценность, владеет ею только человек. Очень важно научиться говорить правильно и красиво, чтобы людям было приятнее слушать вас и легче понимать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Данный материал использовала для проведения методического объединения инструкторов по физической культуре. Материал из инета, немного переделала, очень интересный....

Итоговое собрание – интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Способствовать формированию коллектива группы.Развивать индивидуальные способности детей.Поддерживать дружеские отношения между воспитанниками группы, между родителями воспитанников, между родителями ...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Эта игра была разработана для уточнения и систематизации представлений детей подготовительной к школе группы в рамках работы над исследовательско-творческим проектом "Волшебный мир овощей и фруктов". ...

Интеллектуальная игра «Счастливый случай». Конспект-отчет по дополнительной образовательной деятельности в рамках ФГОС (познание, социализация, коммуникация) с детьми старшего дошкольного возраста.

Интегрирование всех видов дополнительной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое/Экологическое/Логическое направление. Познавательно-социальное ...

Конспект итогового занятия в старшей группе. " Интеллектуальная игра " Счастливый случай"с родителями.

Конспект итогового занятия в старшей группе. " Интеллектуальная игра " Счастливый случай"с родителями....

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА РОДНОЕ СЛОВО Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Задачи:Задачи:развивать фонематические процессы: внимание к звуковому составу слова, сравнению и различению звуков слова, выделению звуков из состава слова;развивать речевые способности, интеллект дет...