ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА РОДНОЕ СЛОВО Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
план-конспект занятия (старшая группа)

Спраговская Ольга Викторовна

Задачи:

Задачи:

развивать фонематические процессы: внимание к звуковому составу слова, сравнению и различению звуков слова, выделению звуков из состава слова;
развивать речевые способности, интеллект детей;
обобщить знания детей по теме «Весна»;
упражнять в образовании относительных прилагательных;
воспитывать пытливость, настойчивость;
стимулировать познавательную активность детей;
побуждать детей к сотрудничеству со взрослыми. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schastlivyy_sluchay.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

                                                                      «Детский сад № 53»

Речевой праздник-развлечение

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Подготовила и провела:

Спраговская О.В.,

воспитатель высшей квалификационной категории

Май, 2019г.

Задачи:

развивать фонематические процессы: внимание к звуковому составу слова, сравнению и различению звуков слова, выделению звуков из состава слова;

развивать речевые способности, интеллект детей;

обобщить знания детей по теме «Весна»;

упражнять в образовании относительных прилагательных;

воспитывать пытливость, настойчивость;

стимулировать познавательную активность детей;

побуждать детей к сотрудничеству со взрослыми.

Подготовительная работа: подготовка атрибутов, костюма Весны, разучивание игры «Одуванчики».

Оформление: на доске плакат «Счастливый случай», изображение подковы и рисунки лиц детей и взрослых, воздушные шары, цветы.

Участники: две команды детей.

Ход игры

Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка» (позывные телепередачи «Счастливый случай»).

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети. Счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы подумать, поразмышлять над загадками и тайнами русского языка. Мы начинаем игру «Счастливый случай».

Представление команд и капитанов. Команды приветствуют друг друга. Представление судей. Судьи следят за ответами команд, за выполнением правил игры.

Воспитатель: Итак, вперед! В мир тайн и загадок русского языка!

Звучит отрывок из музыкальной пьесы «Лошадка».

I гейм. «Разминка»

Для разминки отводится 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ - одно очко.

Вопросы, для первой команды:

1.         Мы видим буквы или звуки?

2.         Из чего состоит сказанное слово?

3.         Назовите мягкий согласный звук в слове почка.

4.         Назовите слово парк без звука [к].

5.         Какой согласный звук два раза встречается в слове сосулька?

6.         Назовите одним словом сильный дождь.

7.         Кто «папа» ягненка?

8.         Назовите слово, противоположное по значению слову говорить.

9.         Назовите четвертое слово: птица - гнездо, человек - ...

10.         Кто это: клюв, голова, туловище, крылья, две лапки, хвост.

11.         Как называется время суток после дня?

12.         Какой месяц находится между мартом и маем?

Вопросы для второй команды:

1.         Мы слышим звуки или буквы?

2.         Из чего состоит написанное слово?

3.         Какой твердый согласный звук есть в слове дерево?

4.         Назовите слово коса без звука [к].

5.         Какой звук дважды встречается в слове планета?

6.         Назовите одним словом непромокаемое пальто.

7.         Кто «мама» жеребенка?

8.         Назовите слово, противоположное по значению слову спрашивать.

9.         Назовите четвертое слово: ботинок - шнурок, пальто - ...

10.         Кто это: усики, голова, брюшко, крылышки, шесть ног.

11.         Как называется время суток между утром и вечером?

12.         Какой месяц между декабрем и февралем?

Судьи подсчитывают очки. Звучит отрывок из музыкальной пьесы «Лошадка».

II гейм. «Темная лошадка»

Воспитатель: Сегодня мы ждем гостью. Догадайтесь, кто она.

Она раскрыла почки

В зеленые листочки.

Деревья одевает,

Посевы поливает.

Движения полна,

Зовут ее... (Весна.)

Звучит аудиозапись пьесы из цикла П.И. Чайковского «Времена года». Входит Весна. Весна задает вопросы. Команды поочередно отвечают на них.

Весна:

1.         Что такое весна?

2.         В каком месяце приходит весна? (В марте.)

В марте все ярче светит солнце, с крыши свесились хрустальные сосульки, поет капель, появляются проталины.

3.         Какой месяц открывает тепло, землю красит первыми цветами? (Апрель.)

4.         Какие вы знаете первоцветы?

5.         В какой месяц земля надевает свой лучший наряд?

6.         В старину люди считали, что весну приносят на крыльях птицы. А какие это птицы?

7.         За одну минуту назовите перелетных птиц, которых вы знаете.

Игра «Рассыпанное слово».

Весна для каждой команды выставляет по 9 кубиков. На кубиках буквы: О, У, А, И, Д, В, Н, Ч, К.

Весна:        

Вам буквы выданы не зря.

Из них попробуйте, друзья,

Составить побыстрей

Словечко подлинней!

В течение минуты команды составляют из букв слово одуванчик.

Весна: Одуванчики разукрасили землю в ярко-желтый цвет. Люди любуются и радуются этой желтой красоте.

Подвижная игра «Одуванчики».

Часть детей - стебелек одуванчика (спиной друг к другу), другая часть - белые пушинки-семена, зрители - ветер. «Пушинки» обступают кругом «стебелек» одуванчика, прижимаются к нему. «Ветер» дунул - пушинки полетели в разные стороны.

Судьи подсчитывают баллы.

Звучит отрывок из музыкальной пьесы «Лошадка».

III         гейм. «Заморочки из бочки»

Воспитатель: В этой бочке шесть бочонков (капсулы от киндер-сюрпризов) с номерами вопросов о весне. Вопросы трудные, настоящие «заморочки»! Каждая команда должна вытащить три бочонка и ответить на три моих вопроса. В одном из бочонков написано: «Счастливый случай». Команда, которая его вытянет, получит приз.

Команды по очереди достают бочонки из бочки. Каждой команде предназначено по три вопроса.

1.         Какой месяц называют снегогоном? (Апрель.)

2.         Продолжить народную примету: много снега на полях... (Много хлеба в закромах.)

3.         «Счастливый случай» (приз).

4.         Закончить поговорку: апрель начинается при снеге, а кончается при... (Зелени.)

5.         Продолжить стихотворение С.Я. Маршака:

Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле...

(На озерах треснул лед,

Будто раскололи.)

6.         В природе наблюдаются три весны: первая - полевая, вторая - речная, а третья какая? (Лесная.)

Судьи подсчитывают очки каждой команды. Звучит отрывок из музыкальной пьесы «Лошадка».

IV         гейм. «Ты - мне, я - тебе»

Воспитатель: Весна - время ярких красок. Разноцветным нарядом радуют нас бабочки, цветы, одежда людей. В русском языке есть много слов, которые обозначают цвета. Одни из этих названий связаны с металлами - серебряный, золотистый; другие с плодами - персиковый, лимонный; с продуктами - кофейный, чайный; с цветами - васильковый, розовый; с камнями - малахитовый, бирюзовый... И т.д.

Посмотрите, в каждом «окошке» этой таблицы спряталось название какой-либо темы. Вам надо назвать цвет, соответствующий этой теме.

Задания записаны в таблице под шестью закрытыми окошечками. Воспитатель вызывает представителя от каждой команды. Они по очереди открывают окошки с номерами заданий для команды-соперницы. Каждое последующее окошко открывается после того, как командой будет выполнено предыдущее задание. Под створками одного из окошек (любого) содержится надпись «Счастливый случай». Если команда открыла это окошко, ей вручается приз.

1

2

3

4

5

6

1.         Цветы - розовый, васильковый, сиреневый.

2.         Овощи - свекольный, салатовый, морковный.

3.         Фрукты - персиковый, абрикосовый, апельсиновый, лимонный.

4.         Ягоды - вишневый, малиновый, черничный.

5.         Металлы и камни - стальной, золотой, серебряный, сапфировый, рубиновый, изумрудный, жемчужный, коралловый.

6.         «Счастливый случай».

Судьи подсчитывают очки каждой команды. Звучит отрывок из музыкальной пьесы «Лошадка».

V гейм. «Спешите видеть»

В этом гейме перед командами ставятся следующие задачи: найти букву среди букв, слово в слове, слово среди слов.

1.         «Найди слово».

Воспитатель: Прочитайте только те буквы, которые находятся между согласными.

А, Ж, Ц, В, Р, Е, Н, Т, Б, Ы, К.

Воспитатель: Какое слово получится? (Цветы.) Весна - время цветов - очень красивых! Цветы приносят нам радость. Так и хочется их сорвать. Но если сорвать цветок - другие люди не увидят его красоты!

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвешь цветок...

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ -

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ -

Если МЫ сорвем цветы...

                                     Т. Собакин

2.         «Наборщик».

Воспитатель: За две минуты из букв слова красота составьте и запишите как можно больше новых слов. За каждое составленное слово начисляется очко.

3.         «Прятки».

Воспитатель: Послушайте стихотворения.

Большого тигра часто мы изображаем,

Когда звук Р в словах усердно выделяем.

Большой семьей грачи живут.

Шумно и дружно гнезда вьют.

Эти стихотворения сочинили птицы. А свои подписи они спрятали в стихотворных строчках. Найдите в этих стихотворениях слова - названия птиц.

Стихи написаны на листах А4. Каждая команда ищет слова в своем стихотворении. После того как задание будет выполнено, судьи подсчитывают очки каждой команды. Звучит отрывок из музыкальной пьесы «Лошадка».

VI гейм. «Гонка за лидером»

Воспитатель: Сейчас в нашей игре впереди команда... (называет команду-лидера). Но в этом гейме все может измениться! Я буду быстро задавать каждой команде вопросы - сначала команде... (лидеру), а потом команде...

За одну минуту команда-лидер, отвечая на вопросы, должна уйти вперед, а другая команда - догнать ее. Если у вас нет ответа на вопрос, вы говорите «дальше», и я зачитываю следующий вопрос.

Вопросы, для лидирующей команды:

1.         Назовите гласные звуки в слове дождик.

2.         Закончите слово: ру...

3.         Какое слово лишнее: проталины, снегопад, ледоход, капель? (Снегопад.)

4.         Добавьте еще одно слово: лужа, пруд, озеро...

5.         Подберите рифму к слову май.

6.         На что похож колокольчик? Подберите сравнения.

7.         Каково происхождение слова подснежник?

8.         Что в стародавние времена называли словом гнездило? (Гнездо.)

9.         Кого ребенок раннего возраста назвал словом ползун? (Паука.)

10.         Какое слово лишнее: капает с березы березовый сок?

11.         Закончите четверостишие:

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше...

(Зачирикал воробей

Веселей на крыше.)

                         С.Я. Маршак

12.        Из какой сказки это стихотворение? («Двенадцать месяцев».)

Вопросы для второй команды:

1.         Назовите согласные звуки в слове гроза.

2.         Закончите слово: со...

3.         Какое слово лишнее: тает, согревает, опадают, расцветает? (Опадают.)

4.         Добавьте еще одно слово: ствол, лист, ветка...

5.         Подберите рифму к слову апрель.

6.         На что похожа бабочка? Подберите сравнения.

7.         Каково происхождение слова кукушка?

8.         Кого раньше называли словом мураш? (Муравья.)

9.         Что назвал малыш словом одетки? (Одежду.)

10.         Какое слово лишнее: идет месяц апрель.

11.         Закончи четверостишие:

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник...

(Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.)

                                   С.Я. Маршак

12.         Кто автор этих строк?

Весна: Дорогие ребята и взрослые, пришло время нам попрощаться.

Пожалуйста, не обижайте природу, берегите ее, учитесь замечать и чувствовать ее красоту.

Весна прощается и уходит. Судьи подсчитывают очки каждой команды.

Звучит отрывок из музыкальной пьесы «Лошадка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Данный материал использовала для проведения методического объединения инструкторов по физической культуре. Материал из инета, немного переделала, очень интересный....

Итоговое собрание – интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Способствовать формированию коллектива группы.Развивать индивидуальные способности детей.Поддерживать дружеские отношения между воспитанниками группы, между родителями воспитанников, между родителями ...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Эта игра была разработана для уточнения и систематизации представлений детей подготовительной к школе группы в рамках работы над исследовательско-творческим проектом "Волшебный мир овощей и фруктов". ...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Откуда приходит слово»

Задачи:Вызвать у детей интерес к слову.Обучать основам лингвистического анализа.Развивать фонематический слух, творческие способности (речевые, художественные, музыкальные), активное внимание, словесн...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Тайна имени»

Задачи:развивать интерес детей к происхождению имен;учить вникать в смысловую сторону слова;развивать языковое чутье, мышление, воображение; повышать речевую активность, способствовать осознанию ...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Как появились фамилии»

Задачи:способствовать созданию у детей предпосылок для самостоятельного семантического анализа и самостоятельных высказываний;развивать интерес к истории и культуре своего народа; развивать творч...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Когда так говорят?»

Задачи:способствовать расширению понятия о переносном значении слова;упражнять детей в употреблении фразеологических оборотов в речи;показать выразительность, яркость русского языка;приобщать к истори...