ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Откуда приходит слово»
план-конспект занятия (старшая группа)

Спраговская Ольга Викторовна
Задачи:
Вызвать у детей интерес к слову.
Обучать основам лингвистического анализа.
Развивать фонематический слух, творческие способности (речевые, художественные, музыкальные), активное внимание, словесно-логическое мышление. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_prihodit_slovo.docx106.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

                                                                      «Детский сад № 53»

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА

«РОДНОЕ СЛОВО»

ЗАНЯТИЕ

 «Откуда приходит слово»

http://vremena-goda.su/uploads/posts/2016-02/1456495151_kukushka-interesnye-fakty-foto-i-kratkoe-opisanie.jpghttp://xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai/93/6.jpghttp://fb.ru/misc/i/gallery/10669/75384.jpg

Подготовила и провела:

Спраговская О.В., воспитатель

первой квалификационной категории

Декабрь, 2018г.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к слову.

Обучать основам лингвистического анализа.

Развивать фонематический слух, творческие способности (речевые, художественные, музыкальные), активное внимание, словесно-логическое мышление.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материалы и борудование: предметные картинки; маски; этимологические словари; аудиозапись пьес Э. Грига «Утро», П.И. Чайковского «Вальс цветов»; мольберт.

Подготовительная работа: подготовка масок сороки, глухаря, бабочек, грибов, цветов; работа над инсценировками: «Сорока и глухарь» Э. Шима, «Крапивница и Лимонница» по Н. Сладкову, разучивание загадок.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Посмотрите вокруг. Нас окружает огромное количество предметов. Для каждого из них есть свое название - слово. Давайте назовем словами предметы, которые нас окружают. (Воспитатель указывает на предмет. Дети хором его называют.)

Если бы люди все предметы называли как кому вздумается, то они бы не понимали друг друга. Как появляются слова? Какие бывают слова? Об этом вы узнаете на заседаниях нашего клуба, который называется...

Дети читают на плакате название клуба: «Родное слово».

Воспитатель:

Всему название        дано        -

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Воспитатель: Сегодня на первом заседании клуба мы ответим на вопрос: «Как появляются слова?» Например, почему кукушку назвали кукушкой, а не кряквой или зеленушкой, а кузнечика назвали кузнечиком, а не иначе?

Чтобы узнать, почему предмет назван таким словом, можно посмотреть в словарь. Все слова хранятся в словарях.

Воспитатель демонстрирует этимологические словари. Звучит музыка. Входит Словарик.

Словарик: Здравствуйте, друзья. Я - Словарик. Меня так назвали, потому что я знаток всех слов. Я о любом слове могу рассказать. Но вы можете и сами прислушаться к слову, подумать и догадаться, почему именно так назван предмет.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем составить небольшой словарь, в котором мы сами будем объяснять, как появилось слово.

Показывается обложка словаря.

Воспитатель: В словарь мы запишем слова о нашей родной природе.

Итак, сейчас мы с вами

В зеленый лес пойдем.

Кто хочет в путь? Пожалуйста,

Мы всех с собой возьмем.

Словарик: И я с вами. У меня есть картинки для словаря. С картинками он будет интересней.

Звучит аудиозапись пьесы Э. Грига «Утро».

Воспитатель показывает страницу с заголовком «Птицы».

Воспитатель:        

На        первой странице

Разместятся птицы.

На лесной опушке

Послышалось: «Ку-ку!»

Куковала птица

Где-то наверху.

Догадайтесь, что это за птица? (Кукушка.)

Ребенок, отгадавший название птицы, получает от Словарика картинку кукушки и приклеивает ее на страницу «Птицы».

Воспитатель: Как, по-вашему, за что кукушка получила такое название? Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она - кукачка, у болгар - кукувица, у немцев - кукук. Все народы обратили внимание на песню кукушки.

Кукушка сама своим голосом («Ку-ку!») подсказала людям, как ее назвать (в названии отражается особенность голоса).

Воспитатель наклеивает надпись: «Ку-ку! - Кукушка».

Воспитатель: Не только голос, но и внешний вид птицы, цвет «костюма» помогает выбрать название для птицы. Вот сидит птица на ветке и не видно ее среди пестрого леса. Цвета она пестрого, рябая: вся в черных, да рыжих рябинках. Так и названа эта птица... (Рябчик.)

Ребенок, отгадавший название птицы, получает от Словарика картинку рябчика и приклеивает ее на страницу.

Воспитатель наклеивает надпись: «Рябая - рябчик».

Воспитатель: А эта птица получила свое название из-за поведения. Она постоянно трясет хвостом (гузкой).

Словарик:        

Трясогузка, трясогузка -

Полосатенькая блузка!

Хвостиком своим трясет,

Громко песенки поет.

Наклеивается картинка трясогузки и подписывается: «Трясет хвостиком (гузкой) - трясогузка».

Воспитатель: За что люди так обидели птицу, назвав ее глухарем? А может он и в правду глухой? Давайте послушаем разговор Глухаря и Сороки.

Инсценировка детьми диалога Э. Шима

«Сорока и глухарь»

Сорока: Глухарь, охотник идет.

Глухарь: Тэке-тэке-тэке...

Сорока: Глухарь, слышишь? Оглох что ли?!

Глухарь: Тэке-тэке - вижу... Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, ничего не слышу...

Сорока: Охотник, говорю, идет!

Глухарь: Ах ты, елки-сосенки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила ты меня. А то спета была бы моя песенка!

Воспитатель: Так за что же глухаря назвали глухарем?

Наклеивается картинка и подписывается: «Весной, когда поет, ни слышит, глухой - глухарь».

Воспитатель:        

Закончена страница

О наших друзьях - птицах.

 Воспитатель показывает страницу с заголовком  «Насекомые».

Воспитатель:

Вот это - насекомые,

Всем детям знакомые.

Мы видим их, придя на луг,

Но почему их так зовут?

Словарик: Вам знакомо это насекомое? (Показывает изображение кузнечика. Дети дают ответы.)

Воспитатель: Почему же его так назвали? Сейчас я вам расскажу. Вы представляете, как мастер-кузнец из железа выковывает разные предметы: гвозди, ключи, подковы? Так и кузнечики звенят, стучат своими крылышками, как кузнец молотом. За этот перестук кузнечика и назвали кузнецом - кузнечиком.

С детьми проводится подвижная игра «Кузнечики».

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг - скок, прыг - скок.

Оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгайте легко.

Наклеивается картинка, изображающая кузнечика.

Воспитатель наклеивает надпись: «Стучит крылышками, как кузнец молотом, - кузнечик».

Звучит музыка «Танец бабочек». Танцуют три бабочки: лимонница, крапивница и капустница, затем они инсценируют диалог бабочек (по тексту Н. Сладкова «Крапивница и Лимонница»).

Крапивница: Терпеть не могу непонятных имен. Почему ты Лимонница, если у нас даже лимоны не растут? Вот я - Крапивница. У меня на крапиву аппетит.

Капустница: А я - Капустница. У меня на капусту аппетит. Просто все и понятно.

Лимонница: А меня Лимонницей назвали не за аппетит, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять...

Воспитатель: Почему бабочек назвали: Крапивница? Капустница? Лимонница?

Наклеиваются картинки бабочек и  подписи: «Любит капусту - капустница. Любит крапиву - крапивница. Окраска лимонного цвета - лимонница».

Словарик: Вы прислушались к этим словам, и теперь вам понятно, почему кузнечика, крапивницу, капустницу и лимонницу люди называют именно так.

Звучит музыка.

Выбегают дети в веночках из цветов, кружатся и приседают.

Воспитатель:        

Мы        идем по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И мы слышим цветов голоса.

Они шепчут...

Дети-цветы:

Не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца - отрада,

Украшенье родимой земли.

 Воспитатель показывает страницу с заголовком «Цветы» 

и объявляет название страницы.

Воспитатель:

Отгадайте название цветка.

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

На него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший... (Одуванчик.)

Воспитатель наклеивает на страницу картинку одуванчика.

 Воспитатель: Почему этот цветок так назвали?

Дети высказывают свои предположения. воспитатель резюмирует высказывания детей и наклеивает под картинкой надпись: «Одуванчик - облетает от дуновения».

Воспитатель: Подует ли ветерок, или кто-то специально дунет на одуванчик, и разлетятся по воздуху сотни парашютиков. А это что такое?

Яркий, пахучий...

Ай-ай-ай! Колючий!

Колючий, как крыжовник,

Цветущий куст... (Шиповник.)

Дети приклеивают картинку шиповника.

Словарик: За что шиповник получил такое название?

Воспитатель: Ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которые больно царапают каждого, кто захочет сорвать цветок.

Воспитатель наклеивает надпись: «На ветке острые шипы - шиповник».

Словарик:        

Динь-дон,        динь-дон!

Льется нежный перезвон.

Распустился бутончик

Синий... (Колокольчик.)

Дети приклеивают на страницу  «словаря» изображение колокольчика.

Воспитатель: За что же эти нежные цветы назвали колокольчиками? (Форма цветка напоминает колокол.)

Воспитатель наклеивает надпись: «Похож на колокол - колокольчик».

Воспитатель:

Если ты поранил ногу,

Оглянись-ка: у дороги

Чудо-лекарь, врач, растет

И совет тебе дает:

- Ты возьми-ка мой листок!

К ранке приложи, дружок!

Дети приклеивают картинку подорожника.

Словарик: Почему подорожник получил такое название?

Воспитатель наклеивает надпись: «Растет вдоль дорог - подорожник».

Воспитатель показывает страницу с заголовком  «Грибы».

Воспитатель:

Нас ведет тропа лесная

Прямо в чудный, светлый бор.

Где-то рядом осторожный

Слышу тихий разговор.

Присмотритесь: из-за кочки

Прям на нас глядят грибочки!

Давайте отгадаем, как они называются?

Выходят дети-грибы и загадывают о себе загадки.

Опята:        

Это        не секрет для вас:

Нет грибов дружнее нас!

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу.

Словарик: Какое слово подсказало нам ответ?

Дети высказывают свое мнение. Воспитатель резюмирует: «Опята растут около пней, потому так и называются». Ребенок-опенок приклеивает на страницу словаря картинку, изображающую опята. Воспитатель наклеивает надпись: «Растут на пне - опята».

Подосиновик:

Я - грибок нарядный,

Расту с осиной рядом.

На голове ярко-красный берет

Вы узнали меня или нет?

Словарик: Какое слово подсказало, почему так назван это гриб?

Приклеивается изображение подосиновика.

Воспитатель наклеивает надпись: «Растет под осиной - подосиновик».

Подберезовик:

Я - коричневого цвета

На пятнистом корешке.

И расту я под березой

Во тенечке, в холодке.

Словарик: Догадались, почему подберезовик получил такое название?

Приклеивается изображение подберезовика. Воспитатель наклеивает надпись:

«Растет под березой - подберезовик».

Лисичка:        

Я - лесная краса,

Рыжая, словно лиса.

И со мной мои сестрички

Золотистые...

Словарик: Почему лисички назвали лисичками? Чем похожи лисички - грибы, на лисичек - животных?

Приклеивается изображение грибов - лисичек. Воспитатель наклеивает надпись:

 «По цвету похожи с лисой - лисички».

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы составили небольшой словарь о названиях птиц, насекомых, цветов, грибов. Еще много живет и растет их на земле. И у всех интересные названия.

Словарик: Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно прислушиваться к слову и приглядываться к животным и растениям, наблюдать за ними.

Если вы хотите узнать, что обозначает слово и как оно произошло, зовите меня - и я с удовольствием вам помогу! Желаю вам любить родной язык и очень внимательно относиться к слову.

Воспитатель: На следующей нашей встрече вы узнаете, откуда появились наши имена. К следующему заседанию принесите свою фотографию и узнайте у родителей, почему вам дали такое имя.

Наше первое заседание клуба «Родное слово» закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"

Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"...

клуб "Родные просторы"

Цель клуба:формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения  и чувства к своей семье,городу ,стране,природе,культуре на основе исторических и природных особенностей родного края...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Тайна имени»

Задачи:развивать интерес детей к происхождению имен;учить вникать в смысловую сторону слова;развивать языковое чутье, мышление, воображение; повышать речевую активность, способствовать осознанию ...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Как появились фамилии»

Задачи:способствовать созданию у детей предпосылок для самостоятельного семантического анализа и самостоятельных высказываний;развивать интерес к истории и культуре своего народа; развивать творч...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Когда так говорят?»

Задачи:способствовать расширению понятия о переносном значении слова;упражнять детей в употреблении фразеологических оборотов в речи;показать выразительность, яркость русского языка;приобщать к истори...

Детско-родительский клуб "Родные тропинки"

Создание единого образовательного пространства детского сада и семьи....

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА РОДНОЕ СЛОВО Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Задачи:Задачи:развивать фонематические процессы: внимание к звуковому составу слова, сравнению и различению звуков слова, выделению звуков из состава слова;развивать речевые способности, интеллект дет...