ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Как появились фамилии»
план-конспект занятия (старшая группа)

Спраговская Ольга Викторовна
Задачи:
способствовать созданию у детей предпосылок для самостоятельного семантического анализа и самостоятельных высказываний;
развивать интерес к истории и культуре своего народа; 
развивать творческое мышление, воображение;
формировать чувство уважения к своей фамилии. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_poyavilis_familii.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

                                                                      «Детский сад № 53»

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА

«РОДНОЕ СЛОВО»

ЗАНЯТИЕ

 «Как появились фамилии»

Подготовила и провела:

Спраговская О.В.,

воспитатель высшей квалификационной категории

Февраль, 2019г.

Задачи:

способствовать созданию у детей предпосылок для самостоятельного семантического анализа и самостоятельных высказываний;

развивать интерес к истории и культуре своего народа;

развивать творческое мышление, воображение;

формировать чувство уважения к своей фамилии.

Оформление: рабочее место чиновника - писаря, ноутбук, презентация, показывающая происхождение фамилий, схема способов образования фамилий.

Подготовительная работа: совместная работа детей и родителей по изучению происхождения своей фамилии, разучивание стихотворения Г. Граубина «Прадеды».

Ход занятия

Воспитатель:        

Бывают в группе две Полины

Два Максима, три Ирины.

- Руки ты, Максим, помой!

Идет один, за ним - другой.

- Поленька, цветы полей!

Бегут обе: кто быстрей!

- Ира, рыбок покорми!

Возле рыбок - сразу три!

Как же  их различать?

Нужно фамилии назвать!

На прошлом заседании клуба «Родное слово» мы узнали о происхождении слов-имен, а сегодня узнаем о том, как появились слова-фамилии.

Воспитатель устанавливает перед детьми центральную часть звезды, с вопросом «Как появились фамилии?» По ходу занятия звезда дополняется лучами.

Воспитатель:        

Внимание! Внимание!

Открываем третье заседание Клуба «Родное слово».

Все к работе клуба готовы?

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи и родственники. Фамилии переходят от родителей к детям.

Подумайте, что было сначала дано человеку, имя или фамилия?

Раньше фамилий не было. Люди жили в небольших селениях, и все знали друг друга по именам: «Вот здесь живет Добрыня, а это изба Марьи».

Сначала фамилии были только у знатных, богатых людей. Позднее решили дать фамилии всем людям. Но где же взять столько фамилий? Придумывать фамилии приказали чиновникам - государственным служащим.

Представим себе, что в наши руки попала машина времени. Эта машина времени перенесет нас в прошлое время. И мы посмотрим, как чиновник давал людям фамилии.

Звучит музыка. За стол сидится чиновник.

Чиновник (рассуждает): Где же взять столько фамилий? Вот Петр. Он сын Ивана. Быть ему Петром Ивановым. А вот Ефим - он сын Марьи. Запишу я его по фамилии Марьин.

Воспитатель: От каких слов чиновник придумал фамилии Иванов, Марьин? (От имен.)

К центру звезды устанавливается луч «От имен».

Воспитатель:        

Перед вами лототрон.

Полон разных он имен.

Возьмите по одному имени и образуйте от них фамилии.

Каждый ребенок достает по одному футляру от киндер-сюрприза, в котором находится карточка с именем, зачитывает его и придумывает фамилию от этого имени:

Михаил - Михайлов

Дарья

Захар

Федор

Степан

Александра

Денис - Денисов

Егор

Алексей

Василий

Николай

Ульяна

Чиновник благодарит детей за помощь.

Воспитатель: Наши предки были трудолюбивыми людьми. Они пахали землю, выращивали хлеб, ловили рыбу, собирали мед, охотились. Многие из них получили свои фамилии по виду труда, которым они занимались и прославились.

Чиновник (рассуждает): Иван - славный мастер. Никто в округе не делает телеги лучше его. Будет он носить фамилию Телегин. Федор - хороший рыбак. Вот и дам я ему фамилию Рыбаков. А у Степана всегда богатые хлеба вырастают. Запишу я его по фамилии Хлебников.

Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением различных видов деятельности людей. Дети образуют фамилии по виду труда.

Воспитатель: Какую фамилию даст чиновник умелому кузнецу? Ловкому охотнику? Хорошему столяру? Меткому стрелку? А крестьянке, которая лучше всех пекла пироги?

Далее воспитатель проводит физминутку - называет фамилию, а дети изображают вид деятельности, от которой образована фамилия: Рыбаков, Кашеварова, Барабанщиков, Портнова, Плясунов (звучит плясовая музыка).

Диалог по стихотворению Г. Граубина «Прадеды».

Чиновник:        

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.

Есть в каждой группе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

  1. й ребенок:        

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

Чиновник:

А у Гончарова?

  1. й ребенок:        

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

Чиновник:        

У Столярова?

  1. й ребенок:        

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

Чиновник:        

А Пильщиков?

  1. й ребенок:        

С пилою Пильщиков дружил.

Чиновник:

А Воинов? Стрельцов?

  1. й ребенок:

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Чиновник:        

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

Воспитатель: За что люди получали такие фамилии? (За успехи в различных видах деятельности.)

Устанавливается луч «По виду труда».

Воспитатель: Послушаем чиновника и узнаем, как еще он придумывал фамилии.

Чиновник: Евдоким - добрый. Дам ему фамилию Добряков. Захар - смиренный. Будет носить фамилию Смирнов. Дарья - веселая. Будет Веселовой. Марья - грустная, горюет. Будет Горюновой.

Воспитатель: Какую фамилию можно дать хитрому человеку? (Хитров.) Смелому? (Смелов.) Храброму? (Храбров.) Бережливому? (Бережнов.) Эти люди получили фамилии по качествам своего характера.

Устанавливается луч «По качествам характера человека».

Воспитатель: Посмотрите на этих людей.

Демонстрирует картинки с изображением людей

 Обратите внимание на их внешний вид. Как выглядит этот человек? (Он толстый.)

Чиновник: Толстый - и фамилию будет носить Толстой.

Воспитатель: Какую еще фамилию мог бы дать Чиновник толстому человеку? (Толстиков, Толстяков, Толстушкин.)

Чиновник: А этот выглядит богатырем. Запишу его по фамилии Богатырев.

Воспитатель: А какие фамилии даст чиновник высокому человеку? (Высоков.) Кудрявому? (Кудряшов.)

Воспитатель: За что люди получили эти фамилии? (За внешний вид.)

На звезду устанавливается луч «По внешнему виду».

Воспитатель: Иногда фамилия давалась по месту рождения и расположению жилья.

Демонстрируется схема изображения местности.

Василий родился в избе на горе - он будет иметь фамилию Нагорный.

Чиновник: А Степан живет у озера - будет носить фамилию Озеров. Архип родился у реки Волги - будет Волгиным. Дарья живет у леса. Какую ей дать фамилию? (Леснова.)

Воспитатель: Какую фамилию дал чиновник человеку, который живет за полем? (Запольский.)

На звезду устанавливается луч «По месту жительства».

Воспитатель:        

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

                                        С. Михалков

Чиновник: Фамилий много я придумал, а все равно не хватает! Где же еще взять? Попробую-ка я перебрать зверей да птиц!

Лиса... (Задумался.) Будут фамилии Лисина и Лисицына. Волк... (Задумался.)

Воспитатель: А какая фамилия образовалась от слова волк? (Волков.)

Чиновник называет животных, а дети образовывают фамилии: еж, воробей, сорока, окунь, щука, карп, комар, пчела.

Воспитатель: Ого! Сколько же всего меня окружает! Сосны, ветер, солнце, трава... Может и от этих слов можно образовать фамилии?

Дети образуют фамилии: Соснин, Ветров, Солнцев, Травкин.

Воспитатель: От названий каких предметов возникли фамилии: художника Шишкина, композитора Чайковского, поэта Пушкина?

Эти фамилии образовались от названий предметов, которые нас окружают.

На звезду устанавливается луч «От предметов окружающего мира».

Воспитатель: Фамилии таят в себе загадки. И разгадать их непросто. Надо вслушаться в фамилию. А если не получится разгадать ее происхождение, то можно посмотреть в «Словарь русских фамилий», где их огромное количество.

Дома вы вместе с родителями исследовали происхождение своей фамилии. Расскажите, как появилась ваша фамилия?

Дети рассказывают о происхождении своей фамилии и демонстрируют рисунки, которые объясняют образование их фамилий. Логопед показывает, в каком луче звезды «живет» фамилия ребенка.

Чиновник: Сегодня вы узнали, что раньше фамилии давались (указывает на звезду) ...

  • По имени.
  • По виду труда.
  • По внешнему виду.
  • По характеру.
  • По месту рождения.
  • От названий предметов окружающего мира.

А вы получили фамилии от своих предков. С тех пор прошло много лет. И уж нет той связи, которая была между человеком и значением его фамилии.

Кудряшов может быть не кудрявым. Горюнова может быть всегда веселой. Кузнецов может быть не кузнецом, а строителем.

И вывод, стало быть таков:

Все дело не в фамилии,

А в человеке!

                                  С. Михалков

Воспитатель: Звезда получилась у нас не случайно. Ведь фамилии чем-то похожи на звезды - они появились давным - давно и сопровождают нас всю жизнь.

Фамилию, дети, достойно носите,

Ее уважайте, ее берегите.

Трудом упорным старайтесь прославить,

И детям своим оставить.

Заседание клуба закрывается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"

Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"...

клуб "Родные просторы"

Цель клуба:формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения  и чувства к своей семье,городу ,стране,природе,культуре на основе исторических и природных особенностей родного края...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Откуда приходит слово»

Задачи:Вызвать у детей интерес к слову.Обучать основам лингвистического анализа.Развивать фонематический слух, творческие способности (речевые, художественные, музыкальные), активное внимание, словесн...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Тайна имени»

Задачи:развивать интерес детей к происхождению имен;учить вникать в смысловую сторону слова;развивать языковое чутье, мышление, воображение; повышать речевую активность, способствовать осознанию ...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Когда так говорят?»

Задачи:способствовать расширению понятия о переносном значении слова;упражнять детей в употреблении фразеологических оборотов в речи;показать выразительность, яркость русского языка;приобщать к истори...

Детско-родительский клуб "Родные тропинки"

Создание единого образовательного пространства детского сада и семьи....

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА РОДНОЕ СЛОВО Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Задачи:Задачи:развивать фонематические процессы: внимание к звуковому составу слова, сравнению и различению звуков слова, выделению звуков из состава слова;развивать речевые способности, интеллект дет...