ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Когда так говорят?»
план-конспект занятия (старшая группа)

Спраговская Ольга Викторовна
Задачи:
способствовать расширению понятия о переносном значении слова;
упражнять детей в употреблении фразеологических оборотов в речи;
показать выразительность, яркость русского языка;
приобщать к истории и культуре русского народа. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_tak_govoryat.docx91.36 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

                                                                      «Детский сад № 53»

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА

«РОДНОЕ СЛОВО»

ЗАНЯТИЕ

 «Когда так говорят?»

http://www.vmersine.com/wp-content/uploads/2015/02/frazeologizmy_v_kartinkah.jpg

Подготовила и провела:

Спраговская О.В.,

воспитатель высшей квалификационной категории

Март, 2019г.

Задачи:

способствовать расширению понятия о переносном значении слова;

упражнять детей в употреблении фразеологических оборотов в речи;

показать выразительность, яркость русского языка;

приобщать к истории и культуре русского народа.

Оформление: плакат с названием темы заседания.

Оборудование: рисунки к фразеологическим оборотам, карточки с фразеологическими оборотами, копилка.

Подготовительная работа: выполнение рисунков к фразеологическим оборотам след простыл, разводить тары-бары, сломя голову, надуть губы, задрать нос, вешать нос, бок о бок, разучивание диалогов.

Ход занятия

Воспитатель:

Внимание! Внимание!

Открывается  заседание

Клуба «Родное слово».

Члены клуба к познанию новых слов

Готовы?

Воспитатель: Вы уже знаете, что каждое слово имеет свое значение. Но с давних времен в нашем языке существуют необычные выражения. Слова, из которых они состоят, вроде бы всем знакомы, но смысл этих выражений понять непросто.

Диалог сороки и медведя

Воспитатель:

Сорока лесом пролетала,

В берлоге мишку увидала.

И ну над бурым стрекотать:

Сорока:        

Проснись,        вставай,

Скорей бежать!

Бочонки меда там на ветке,

Кругом развешаны салфетки,

Ни пчелки, ни иголки близко,

И все висит так низко-низко.

Воспитатель:

А мишка буркнул ей в ответ...

Медведь:

Там ничего такого нет!

Не вешай на уши лапшу -

Не то тебя я укушу!

Воспитатель: Поверил ли медведь сороке? Что он ей ответил? Неужели сорока вешала медведю на уши лапшу?

Что медведь хотел сказать этими словами? (Не обманывай меня.)

Слова вешать, уши, лапша нам знакомы. Но в выражении вешать на уши лапшу надо понимать их, как обманывать. Выражение вешать на уши лапшу называется устойчивым, в нем всегда одни и те же слова, нельзя заменить одно слово другим, и даже порядок слов в нем нельзя менять.

Можно ли так сказать...

Не вешай на уши макароны?

Не вешай на нос лапшу?

Не клади на уши лапшу?

Выражение вешать на уши лапшу надо запомнить. Чем больше вы будете знать устойчивых выражений, тем точнее и красочнее будет ваша речь. Эти выражения придуманы мудрым русским народом и передаются из поколения в поколение.

Сегодня мы будем учиться понимать устойчивые выражения. А чтобы их запомнить, мы соберем их в эту копилку.

Воспитатель демонстрирует копилку и опускает в нее карточку с записью фразеологизма: вешать на уши лапшу. На обратной стороне написано значение этого выражения: обманывать.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Этого пса зовут Полкан. Послушайте о нем стихотворение.

Полкан старался что есть сил,

Искал следы зайчонка...

Но только зайца след простыл -

А пес все лает звонко.

Что обозначает выражение след простыл? (Сбежал, исчез, скрылся.)

В копилку опускается карточка с фразеологическим оборотом: след простыл.

Воспитатель: А вот две подружки. (Демонстрирует картинку.) Послушайте о них стихотворение.

Две подружки, две Тамары

Разводили тары-бары.

Как вы понимаете выражение разводить тары-бары? (Болтать.)

В копилку опускается карточка с фразеологическим оборотом: разводить тары-бары.

Звучит веселая музыка. Вбегает озорная девчонка Варвара.

Варвара: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Варвара.

Варвара: Я тоже люблю болтать. О чем вы тут болтаете?

Воспитатель: Варвара, мы не болтаем, а учимся проговаривать интересные выражения. Они называются устойчивыми выражениями. Их необходимо понимать по-другому.

Варвара: Я тоже знаю такие выражения. Вот одно: сломя голову. Я никак не могу понять, зачем ломать голову? Вот другое: надуть губы. Их что можно воздухом надуть, как воздушный шарик?

Воспитатель: Сейчас, Варвара, ты все поймешь. Ребята, закончите предложения выражениями сломя голову, надуть губы.

Мама не купила Алене куклу, и дочка... (Надула губы.)

Что обозначает выражение надуть губы? (Обидеться, сделать недовольное лицо.)

В копилку опускается карточка с фразеологическим оборотом надуть губы.

Воспитатель: Егор испугался собаки и помчался от нее... (Сломя голову.)

Что обозначает выражение сломя голову? (Быстро бежать, мчаться.)

В копилку опускается карточка с фразеологическим оборотом сломя голову.

Варвара: Молодцы, девчонки и мальчишки! Теперь я поняла эти выражения. Смотрю я на вас, вы такие радостные, все у вас получается. А меня с утра все раздражает почему- то, видимо, я легла с левой ноги.

Воспитатель: Легла с левой ноги. Так не говорят. Как надо сказать?

Дети исправляют фразеологический оборот встать с левой ноги. Объясняют его смысл (быть в плохом настроении).

Варвара: Дел у меня сегодня было много. Я вертелась как мышка в колесе.

Воспитатель: Ты опять что-то напутала. Надо говорить: я вертелась как...

Дети дополняют фразеологический оборот.

Воспитатель: Скажите, ребята, когда говорят вертеться как белка в колесе? (Когда человек постоянно занят, у него много дел.)

Запомни, Варвара, и вы, ребята. В устойчивых оборотах не разрешается заменять одно слово другим.

Варвара: Запомнила, запомнила. Встать с левой ноги. Вертеться как белка в колесе.

В копилку опускаются карточки с этими фразеологическими оборотами.

Воспитатель: Много устойчивых выражений придумал наблюдательный русский народ. Есть и такие выражения, в которых встречаются названия животных. Внимательно наблюдая за повадками животных, народ сравнил их повадки с поведением человека.

Посмотрите на картинки с изображениями животных и назовите их.

На мольберте выставлены картинки животных: волк, лиса, заяц, медведь, рыба.

Воспитатель: Дополните устойчивый оборот названием одного из этих животных.

Варвара: Я тоже буду вам помогать. (Предлагает неправильные ответы.)

Воспитатель:        

Человек голоден, как... (Волк.)

Хитер, как... (Лиса.)

Труслив, как... (Заяц.)

Неповоротлив, как... (Медведь.)

Молчит, как... (Рыба.)

Воспитатель: Покажите движениями, как вы понимаете эти выражения.

Динамическая пауза.

Задрать нос. (Зазнаваться, важничать.)

Вешать нос. (Огорчаться, уныватъ.)

Дрожать, как осиновый лист. (Очень сильно дрожать от волнения, или страха.)

Надуть губы. (Обидеться, сделать недовольное лицо.)

Бок о бок. (Совсем рядом, близко один к другому.)

Карточки с этими фразеологическими оборотами опускаются в копилку.

Воспитатель: Встретила Варвара Евсея. Послушайте, их разговор. Какое устойчивое выражение вы услышите?

Варвара:        

Ты чего ревешь, Евсей?

Евсей (ребенок):

Я ходил дразнить гусей,

А они мне в ответ

Исщипали пятки.

Думал, что спасенья нет,

Бежал без оглядки.

Дети называют фразеологический оборот, объясняют его смысл (очень быстро, не оглядываясь). Карточка с этим фразеологическим оборотом опускается в копилку.

Воспитатель: Варвара пошла с подругой в магазин. Найдите устойчивое выражение в их разговоре.

Что купить: конфеты, книжки?

Вот сидят на полках мишки,

Может взять сачок и мячик -

Он по полу быстро скачет!

Вот        мышонок, вот коза -

Разбегаются глаза!

Дети называют фразеологический оборот, объясняют его смысл (невозможно сосредоточиться, остановиться на чем-нибудь одном).

Карточка с этим фразеологическим оборотом опускается в копилку.

Воспитатель: Тяжелой стала наша копилка. Много в ней накопилось устойчивых выражений. А сейчас задание «Сами с усами». Сами с усами значит, что человек сам все знает и не нуждается ни в чьих подсказках.

Карточка с этим фразеологическим оборотом опускается в копилку.

Воспитатель: Вот и вы сейчас попробуйте сами вспомнить, какие выражения находятся в нашей копилке.

Рассмотрите рисунки. Вспомните и назовите устойчивое выражение из нашей копилки, которое соответствует каждому рисунку.

Демонстрируются рисунки. Дети последовательно подбирают к ним фразеологические обороты: надуть губы, сломя голову, задрать нос, вешать нос, бок о бок. Логопед достает из копилки карточки с этим фразеологизмами.

Воспитатель: В нашей копилке еще остались устойчивые выражения. Подберите к каждому случаю одно из них.

Болтать, заниматься пустыми разговорами. (Разводить тары-бары.)

У человека много дел и хлопот, требующих много сил. (Как белка в колесе.) 

Очень сильно боится, дрожит от страха. (Дрожит как осиновый лист.)

Бежать быстро, не оглядываясь, спасаясь от опасности. (Бежать без оглядки.)

Человек не может выбрать что-нибудь одно. (Глаза разбежались.)

Обманывать кого-то, говорить ерунду. (Вешать на уши лапшу.)

Бесследно скрылся, сбежал, исчез. (След простыл.)

Быть в плохом настроении, мрачным, сердитым. (Встать с левой ноги.)

Мы и сами все знаем, все умеем, не надо нам помогать. (Сами с усами.)

Воспитатель: В нашей русской речи есть такие устойчивые выражения, которые очень ярко говорят о нашей жизни, о человеке, об окружающих его предметах и явлениях. Сегодня вы узнали точное значение некоторых из них. Если же вы услышите устойчивые выражения в речи других людей, постарайтесь узнать их смысл, запомнить и использовать в своей речи.

Заседание клуба закрывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"

Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"...

клуб "Родные просторы"

Цель клуба:формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения  и чувства к своей семье,городу ,стране,природе,культуре на основе исторических и природных особенностей родного края...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Откуда приходит слово»

Задачи:Вызвать у детей интерес к слову.Обучать основам лингвистического анализа.Развивать фонематический слух, творческие способности (речевые, художественные, музыкальные), активное внимание, словесн...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Тайна имени»

Задачи:развивать интерес детей к происхождению имен;учить вникать в смысловую сторону слова;развивать языковое чутье, мышление, воображение; повышать речевую активность, способствовать осознанию ...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Как появились фамилии»

Задачи:способствовать созданию у детей предпосылок для самостоятельного семантического анализа и самостоятельных высказываний;развивать интерес к истории и культуре своего народа; развивать творч...

Детско-родительский клуб "Родные тропинки"

Создание единого образовательного пространства детского сада и семьи....

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА РОДНОЕ СЛОВО Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Задачи:Задачи:развивать фонематические процессы: внимание к звуковому составу слова, сравнению и различению звуков слова, выделению звуков из состава слова;развивать речевые способности, интеллект дет...