Конспект НОД по речевому развитию ТЕМА: Рассматривание сюжетной картины «СЕМЬЯ» с использованием технологии «Слепая картина»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Примакина Галина Ивановна

Конспект НОД предназначен для обучения рассматривания сюжетной картины у детей старшего возраста. Рассматривании картины использовалась инновационная технология "Слепая картина". Постепенное открывание картины, позволяет детям домысливать, предпологать предстоящие события или персонажи.Дети рассуждают, объясняют и доказывают свои предположения, тем самым педагог развивает у детей не только речь, но и критическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию

ТЕМА: Рассматривание сюжетной картины «СЕМЬЯ»  с использованием технологии «Слепая картина»

Цель: уточнить представления детей о родственных отношениях в семье.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления  детей о ролевых отношениях в семье.
  • Формировать умение последовательно рассматривать  картину.
  • Формировать умения детей понимать содержание картины,

замечать детали; побуждать связно и последовательно описывать изображённые события.

  • Систематизировать представления детей о возрастной хронологии жизни человека, от детства до старости.
  • Активизировать словарь детей за счет глаголов, притяжательных и качественных прилагательных и наречий.
  • Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Упражнять в составлении предложений – из набора слов.

Развивающие:

  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами, персонажами, явлениями.
  • Развивать критическое мышление.
  • Развивать доказательную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к членам семьи, нравственные качества – заботливость, взаимопомощь, доброжелательность и внимательное отношение к близким.
  • Совершенствовать умение выслушать ответ товарища, не перебивать его.

Оборудование: Мольберт, сюжетная картина «Семья», листы – стикеры для «зашторивания» картины, фланелеграф, плоскостные картинки членов семьи с сюжетной картины (папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочь), мяч.

Ход образовательной деятельности.

1.Организационный момент. 

Воспитатель: - Дети, сегодня прекрасное утро. Давайте поздороваемся.

Приветствие  (с использованием дыхательного упражнения и подготовки голосового аппарата к активной речи)  

Здравствуй солнце  золотое      (руками рисуют круг над головой)

Здравствуй небо голубое,          (помахивание руками)

Здравствуй легкий ветерок,      (легкий, длинный выдох на ладошку)

Здравствуй маленький цветок,   (ладошки сложены перед грудью говорим                                                           тихо и высоко)

Здравствуй утро,                      (даем руку соседу справа)

Здравствуй день,                     (даем руку соседу слева)

Нам здороваться не лень!      (раскачиваем руками, говорим нарастающим громким голосом)

Воспитатель: - Сейчас на стульчики сядут те дети, кто сегодня пришел в Д/сад с папой, назовите его имя. Затем сядут те дети, которые пришли в Д/сад с бабушкой. Как ее зовут (дедушкой, мамой, тетей, сестрой) Назовите их имена.

Дети называют имена родственников и постепенно занимают места перед мольбертом. На нем прикреплена картина полностью закрытая листами-стикерами.

2. Рассматривание картины

Воспитатель: Я сегодня хочу познакомить вас с необычной картиной. Давайте вместе попробуем догадаться, что на ней изображено.  Высказывайте свои предположения. Принимаются любые ответы.

Дети дают ответы-предположения.

Воспитатель: Версии были разнообразные и многие были близки (далеки) к теме картины. Даю вам первую подсказку. (снимается первый стикер внизу картины- мальчик)

Воспитатель: - Как вы думаете, кто это? (дети- мальчик), Какой он? Что делает? Где находится?  Какого он возраста? Кто рядом с ним находится? на кого смотрит мальчик?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас узнаем кто рядом с ним (снимается стикер внизу справа- это девочка).Кто это?Девочка какая? Опишите ее. Кем она приходится мальчику? Кто из них старше и почему? Давайте покажем детей движениями. (дети встают и показываю- девочка низкая-приседают, мальчик высокий –встают на носочки)

Ну что догадались про кого эта картина ( предположения детей)

 Тогда продолжаем дальше.

Ответы детей.

Воспитатель: я попрошу открыть на  картине  стикер справа от девочки. – Кто это? (папа) Почему так решили? Какой папа? Что папа умеет делать? Почему девочка угощает его конфетой? Кем приходится папе девочка? А кем приходится папе мальчик?

Ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете, что спрятано под стикером с левой стороны. Что или кого видит перед собой папа?

Ответы детей.

Воспитатель: (открывает половину изображения мамы, а именно стройные ноги в туфлях) – Кто это?   У кого могут быть такие стройные ноги? Кто носит туфли на высоком каблуке?

Ответы детей – Мама

Воспитатель: Сейчас узнаем вы правы или нет.(воспитатель приглашает ребенка снять стике и открыть все изображение мамы). Подберите слова-определения для мамы (добрая, заботливая, нежная, красивая, стройная и т.д.).  Кем она приходится папе? Кем ей приходится девочка? А кем ей приходится мальчик? – Мама, папа, дочь, сын, как назвать их всех одним словом ?

Дети – семья.

 А я знаю одну дружную семью, которая любит по утрам делать зарядку. Становитесь врассыпную. Я вас сейчас научу , а вы научите свою семью.

 Физминутка

Осенью, зимою, летом и весною

Мы во двор выходим дружною семьею,

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Коля.

А я бегаю трусцой

И киваю головой.

Воспитатель: Вернемся к нашей картине и попробуем отгадать, что или кто изображен под самым большим стикером. Ваши предположения, и почему вы так решили.

Ответы детей.

Воспитатель. Лариса, твой ответ был самый необычный. Открой стикер. (ребенок снимает стикер)- Кто это? (Ответ детей-Бабушка и дедушка).

-Как вы догадались?

 - Бабушка и дедушка какие? По каким признакам вы догадались, что они старенькие? (морщины, седые волосы, очки, клюшка, полнота и т.д.).

- Кто старше папа с мамой или дедушка с бабушкой?

-  Кем являются дети бабушке и дедушке? (внуки).

Ответы детей

Воспитатель –предлагает детям движениями изобразить дедушку и бабушку. « Пантомимический этюд».

Воспитатель: Под последним стикером отгадка на загадку.

 - Рама деревянная а само стеклянное (окно).

- А какое время года за окном?

Дети дают ответы.

Воспитатель: Если догадались, то просим объяснить почему. Если не догадались даем наводящие вопросы. – Почему дедушка одет в свитер, а у бабушки на плечах теплая шаль?

Ответы детей. Старики пришли с улицы, а там холодно. Холодно бывает осенью, зимой.

Воспитатель: (стикер предлагается снять одному из малоактивных детей)

Воспитатель (задает ряд уточняющих и обобщающих вопросов)

 -Почему они все сидят за одним столом?

- Что они  делают?  (пьют чай, чаепитие)

- По какому поводу они собрались? (пришли в гости, именины у детей, соскучились…)

- Кто к кому пришел в гости?

- Могут они жить все вместе, одной семьей?

- Сколько всего членов семьи сидит за столом?

Дети дают ответы.

Воспитатель: - Какое название вы бы дали этой картине.

Выслушиваются все ответы детей.

Воспитатель предлагает детям игру на развитие временной ориентации, связанной с возрастом человека «Разложи картинки в одну линию, по возрасту начиная с самого младшего до самого старшего».

Дети, сообща, на фланелеграфе выкладывают, по порядку, персонажей картины.

Воспитатель: Кто из членов семьи самый младший? Кто постарше? Кто самый старший? Ответы детей.

Игра с мячом «Закончи предложение»

Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит начало предложения, а ребенок возвращает мяч и заканчивает предложение словами, подходящими по смыслу.

Воспитатель. – Мама добрая, заботливая и умеет готовить….(обед, ужин) - Папа работящий, сильный и умеет…..(забивать гвозди,   чинить приборы и т.д)

     - Бабушка старенькая, рукодельная и умеет вязать….(носки, шарфы..)

- Дедушка серьезный , мудрый и умеет… (играть в шашки, разгадывать кроссворды…)

Итог: Сегодня мы с вами говорили о семье. Что вам удалось, понравилось больше всего. (рефлексия)

А я вас попрошу дома нарисовать свою семью, и мы сделаем выставку рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" Тема: "Что такое приметы? Осень" с использованием технологии ИКТ.

Осенние приметы. Развитие способностей сравнивать, анализировать, выделять характерные и существенные признаки предметов и явлений окружающего мира....

НОД "Образовательная область "Речевое развитие" Тема: "Рассматривание картины "Дед Мороз"

Учить рассматривать картину, способствовать развитию речи....

Конспект НОД по речевому развитию . Тема: "Рассматривание картины- " Зимние забавы"

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад  «Золушка г. ВолгодонскаГруппа младшего возраста №9 «Радость»   Конспект НОД по речевому ...

Конспект по речевому развитию. Тема: «Рассматривание дидактической картины»

Конспект по речевому развитию.  Тема: «Рассматривание дидактической картины» Возрастная группа: старшая....

Конспект НОД с использованием ТРИЗ - технологии Образовательная область: Речевое развитие Тема: «Рассматривание картины «Собака со щенятами». Старшая группа

Цель: Развитие речевых навыков детей, мыслительных действий, творческого воображения.Программные задачи:Образовательные: -продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содер...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» возрастная группа: подготовительная к школе группа.

 Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи...