Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» с использованием технологии проблемного обучения, игровые технологии
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Ольга Георгиевна Субботина

    Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semya_konspekt.docx22.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной  группе «Моя семья» с использованием технологии проблемного обучения, игровые технологии

    Цели:

    Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью. Обобщить знание детей об их гражданских правах. Познакомить детей с генеалогическим древом; развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье. Учить ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.  

    Задачи:

    Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности.

    Воспитание любви к своей семье, умение составлять генеалогическое древо.

    Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

    Материал:

    плоскостные изображения деревьев, набор картинок по теме «Семья».

    Интеграция образовательных областей:

    «Познание»  - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье

    «Коммуникация» - развитие всех компонентов устной речи детей

    «Чтение художественной литературы» - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    «Художественное творчество» -  развитие продуктивной деятельности детей.

    Ход занятия:

    Дети стоят в кругу

    «Собрались все дети в круг.

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся».

    Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

    Презентация на доске (слайд1)

    Здесь находится ребус «7-Я».

    Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?

    Дети: Семья

    Воспитатель: Правильно «семья». Сегодня мы поговорим о семье. Ребята кто знает, что такое семья? Ответы детей.

    Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё? 

    Дети: Имя.

    Воспитатель: Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.

    И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом, «Свидетельство о рождении» (слайд 2). У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.

    Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?

    Дети: Фамилией.

    Воспитатель: У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою фамилию и имя.

    Дети: Меня зовут…, моя фамилия….

    Воспитатель: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

    Дети: Семья

    Воспитатель: Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и на семью, а каких родственников объединяет семья?

    Дети:

    Воспитатель: Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как мы называем это дерево? ( слайд 3)

    Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.

    Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас древо семьи каждого из вас, а потом желающие расскажут о своей семье, посмотрите на экран, как составляется древо.

    ( дети подходят к столу и составляют свое древо, желающие рассказывают о своей семье)

    Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

    А какие же они, родные и дорогие нам люди?

    Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

    Игра с мячом, «Какой, какая»

    Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

    Папа - строгий, умный, сильный:

    Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

    Дедушка - старый, мудрый, седой:

    Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

    Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

    У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи. Сейчас мы с вами порассуждаем.

    Дидактическая игра «Семейные обязанности»

    На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, и размещают под изображениями свою карточку.

    Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.

    Воспитатель: Все семьи одинаковые или разные?

    Воспитатель: Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. (Слайд4) Посмотрите на экран, вы видите фотографии семьи. Какой считается эта семья: большой или маленькой? Сколько детей в семье? Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

    Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю

    ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?  

     Д/и «Радость и печаль»

    - Нарисовали красивую картину;

    - Подрались с другом;

    - Съели манную кашу;

    - Убрали игрушки на место;

    - Порвали книгу;

    - На прогулке замарали куртку;

    - Разбили чашку;

    - Уступили место в автобусе бабушке;

    - Помогли маме с уборкой

    - Отыскали потерянные бабушкой очки;

    - Разбили чашку;

     Физминутка (песня «Разноцветные стекляшки собери»)      

    Воспитатель: Молодцы вы умеете радовать своих родителей, знаете, как себя вести и я хочу, чтоб вы их сегодня вечером еще порадовали и подарили им сердечки. Но они не закончены, давайте мы их с вами раскрасим.

    (дети раскрашивают свои сердечки)

    Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

    Давайте вместе повторим такие слова:

    Семья-это важно. Семья-это сложно. Но счастливо жить одному невозможно!

    Один мальчик хотел, чтобы всем всегда было хорошо, и придумал песню. «Пусть всегда будет солнце,                                                                          

    Пусть всегда будет небо,

    Пусть всегда будет мама,

    Пусть всегда буду я».

    Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье? (Здоровья, радости, благополучия).

    Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное «Пусть».

     «Пусть всегда будет в семье...» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь).

    4. Итог занятия

    Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

    Ребенок:

    Семья – это труд, друг о друге забота.

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно! Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

    Какая хорошая ваша семья!

    Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? ( дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.  

    Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму? Как люди должны жить в семье?  

    Молодцы, возьмите свои красивые сердечки, давайте повесим их на стенд, а вечером вы их подарите своим родителям как символ любви и верности. Рефлексия. Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе. Тема: "В гостях у трех медведей". (технология проблемного обучения)

    Конспект занятия в старшей группе. Тема: "В гостях у трех медведей". (технология проблемного обучения)....

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Четыре стихии» (ТРИЗ технология).

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе  «Четыре стихии» (ТРИЗ технология).  В занятии использовала  Методы и  приемы ТРИЗ технологии: Словесный, наглядный, п...

    Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице»

    Открытое занятие для родительской общественности в рамках «Дня открытых дверей в ДОУ» с целью познакомить с авторской методикой интеллектуально-творческого развития "Блоки Дьенеша&quo...

    Авторский конспект семинара практикума для родителей «Здоровый ребёнок – счастливая семья!» с использованием здоровьесберегающих, ИКТ и игровых технологий.

    Цель разработки: формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение педагогического мастерства родителей по использованию здо...

    Конспект занятия по познавательному развитию для группы раннего возраста на тему "Солнышко" с использованием здоровьесберегающих технологий

    Данное занятие проводится в группе раннего возраста по теме «Солнышко» с использованием здоровьесберегающих технологий. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миро...