Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы «Моя семья» с использованием современных образовательных технологий: здоровье сберегающей, игровой, информационно - коммуникационной, личностно – ориентированной
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кондрашкина Юлия Игоревна

Цель:  Сформировать у детей правильное представление о семье.

Задачи:

1.Образовательные: ввести понятие «семья», формирование правильного представления о семьи: роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата, сына, дочери. Формирование представлений о трудовых обязанностей членов семьи.
2. Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;  координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи. 
  Тип образовательной ситуации: усвоение новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №12 муниципального образования Каневской район

Конспект занятия

по познавательному развитию

для детей средней  группы

«Моя семья»

с использованием современных образовательных технологий:  здоровье сберегающей, игровой, информационно - коммуникационной,

личностно – ориентированной

Воспитатель Кондрашкина Юлия Игоревна

Цель:  Сформировать у детей правильное представление о семье.

Задачи:

1.Образовательные: ввести понятие «семья», формирование правильного представления о семьи: роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата, сына, дочери. Формирование представлений о трудовых обязанностей членов семьи.
 2. Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;  координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.
  3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи. 
  Тип образовательной ситуации: усвоение новых знаний.

     Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (дидактическая  игра)

Педагогические технологии: проблемное изучение.

  Предварительная работа: рассматривание и обсуждение с детьми семейных фотографий и рисунков; беседа с детьми о семье; разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья», «Бабушка»; наблюдение и запоминание: «Кто как трудиться в нашей семье?»;  чтение художественной литературы о семье: сказок: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; стихотворений: творчество А.Барто «Было у бабушек сорок внучат», «Младший брат», «Я расту», работа с детьми: «Изготовление открытки для семьи»; работа с родителями: рисование рисунков «Моя семья».

Ход образовательной  ситуации

Психогимнастика.

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Евгения Ивановна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекраснее на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.

Введение в ситуацию.  

Воспитатель: Друзья, у меня для вас сюрприз! (секретная коробочка). Катюша, тебе интересно, что там? А Вове? Всем ребятам?

-Задавая мне вопросы,  вы сможете угадать, что там. Вы согласны?  (дети задают вопросы и узнают, что в коробке дом и предметы  очки, клубок ниток, косметичка, машинка, кукла, молоток.)

 Если дети затрудняются, то воспитатель загадает загадку

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый...     Дом

Воспитатель: Интересно, что бы это могло обозначать? (воспитатель  с интересом выслушивает предположения детей)

- Как вы думаете, кому можно предложить эти предметы? (ответы детей) Отлично, я очень рада, что вы приняли такое решение!

- А интересно, кто знает, для чего нужен  дом? А чтобы вы  сделали, что бы в нём было весело жить?

Беседа о семье (стоят или сидят на ковре возле домика)

- Девчонки и мальчишки, вы хотите узнать, кто живёт в этом доме? (ответы детей).

– Скажите, ребята, кода за вами вечером приходят родители, что у вас на лице появляется? Улыбка. А почему? Правильно, домой.

Да, вас ждет ваша семья!

Пальчиковая гимнастика:

«Знаю я, что у меня дома дружная семья:

Это – мама, это – я, это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед и у нас разлада нет! »

Воспитатель: Семья может быть и маленькой – например, мама  и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая, которая живёт в большом и уютном доме. Ребята, а вы хотите рассказать  кто живёт в вашей дружной семье? (ответы детей)

- Правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – это семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге. 
Внимание на экран

Слайд 2

- Ребята, а кого Вы увидели на экране? 
                                                                           (Индивидуальные ответы детей). 
  - И папу, маму, брата, сестру, дедушку, бабушку, а как можно их назвать одним словом?
                                                                           (Ответы детей: семья).
Чтение  стихотворения

В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:

Слайд 3

Чтение  стихотворения

Мама – красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.

- Кто сегодня хочет рассказать о своей маме?

 Как зовут твою маму? Кто ты для мамы? Как мама называет тебя ласково? Скажите самые хорошие слова о маме, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)

Пальчиковая гимнастика  «Стирка».

Слайд 4

Чтение  стихотворения

 Папа – силач, спортсмен – удалец, опора семьи – настоящий отец!

- Разрешите мне рассказать о своём папе? (рассказ воспитателя). Ребята, а кто хочет рассказать о своём папе? (ответы детей).

Воспитатель помогает ребёнку, если он затрудняется:

- Как зовут твоего папу?

- Кто ты для папы?

– А папа, какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)

– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать..)

Пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.

Молоточки стучат,

Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят .

Пальцы соединить, показать "крышу".

 Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

 Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.

 Воспитатель: Ребята, ваши родители не только много работают но и отдыхают. и мы сейчас отдохнем.

Проводиться физкультминутка

Осенью, весною,

Летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встаём в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева

Я и сам бегу трусцой

И качаю головой.

      Слайд 5

Чтение  стихотворения: Бабушка  с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!

Воспитатель: Ребята, а сможете ли вы сделать так, чтобы ваша бабушка всегда была веселой и доброй? (ответы детей). А что нужно сделать для этого? Чем мы можем ей помочь?

 – Скажите самые хорошие слова о бабушке, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

Слайд 6

Чтение  стихотворения

 Дедушка старенький  в доме том жил, очень газеты читать он любил!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать. Какой  дедушка у …  Маши (имя ребёнка). И мне очень хочется.  Маша ты расскажешь?  (рассказ ребёнка). А ещё кто хочет рассказать о своём дедушке?

Пальчиковая гимнастика  «Дедушка с бабушкой»

Здесь бабушкины очки (соединить большие и указательные пальцы обеих рук в колечки и приложить к глазам),

А вот ее чашка (сложить руки чашкой).

Любит она руки вместе сложить (положить одну ладонь на другую)

И на колени положить (затем положить руки на колени).

Здесь у дедушки очки (аналогично предыдущему действию, только очки сделать большего размера),

А там его палка (одну прямую руку опустить вниз и сжать кулак).

Любит он почитать (согнуть руки перед собой, развернув раскрытыми ладонями вверх, изображая книжку),

А затем немного поспать (сложить ладошки под щечкой и закрыть глаза).

Ребята дедушка с бабушкой самые старшие в семье. Они тоже выполняют некоторые работы по дому, но быстро устают, поэтому много отдыхают.

 Слайд 7

Ну, а ещё был
в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Утром и днём, даже вечером мальчик
прыгал, как будто резиновый мячик.

Слайд 8

В доме ещё сестрёнка была, в куклы играла,
по лужам скакала.
Очень забавной девчушка была!

СЛАЙД 9

В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаёк, объеденье – варенье…
Пора и заканчивать стихотворенье!

СЛАЙД 10

Только одно лишь добавлю я – Дружная очень эта семья!!!

Ребята, а вам интересно узнать, как веселится дружная семья, которая живёт в нашем доме?

ТАНЕЦ БАНТИКИ

Воспитатель: Раз, два, три, четыре. Пять – будем весело играть.

Становятся в круг.

Дидактическая игра с мячом «Кто как трудиться в нашей семье?»
 Воспитатель: Вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у Вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или Вы.
         Например:

- ходит на работу? Кто? (Ответы детей: мама, папа)

-готовит пищу?

- ходит в магазин за продуктами?

- учит уроки?

- вяжет носки, варежки?

- наводит  дома порядок: пылесосит, вытирает пыль, моет полы?

- играет в игрушки?

Воспитатель: Вот сколько дел у ваших родителей! А чтобы они не уставали, что нужно делать? (помогать). Ваша помощь вашей семье   нужна. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль совсем не трудно. Зато сколько радости принесёт ваш труд родным. Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.

Воспитатель: Мои юные друзья.  Ваши родители, бабушки и дедушки обратились к нам с просьбой помочь им по хозяйству. Поможем?  (ответы детей). А вы сможете им помочь?  (ответы детей). Ну, тогда приступаем. Я предлагаю каждому пройти за столы и помочь своей семье. Каждый выберет работу по силам

Дети выбирают задания на мелкую моторику (шнуровка, спички, бусы, кубики, разрезные картинки, кубики).  Всего 6 заданий.

Воспитатель: Дети, становитесь в круг.

Слайд 10

Дети  выполняют соответствующие движения.

Стихотворение «Мой дом»

Мы торопимся домой:

Мама, папа, братик мой.

Дверь ключом мы открываем,

Свет по комнатам включаем,

«Здравствуй» дому говорим,

На диване посидим.

И сердечно за столом

Говорим о том, о сем.

А потом попьем мы чаю,

Папа сказку почитает.

Вот уже взошла луна,

Спать нам всем пришла пора.

Тихо дому я шепчу:

«Очень я тебя люблю».

                    Т. Лукашева

Воспитатель: Молодцы ребята. О чём мы с Вами сегодня говорили?  А что Вам больше всего понравилось или запомнилось? Какие испытывали трудности?

Рефлексия

Звучит музыка

Воспитатель: Ребята,  сегодня мы с вами узнали, кто живёт в нашем домике. Послушали ваши рассказы о ваших родных и близких людях. А вы обратили внимание, что все дети говорили о своей семье и улыбались.  Это  потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! В семье объединяются самые близкие родственники.  На самом деле родственников у нас много, и всех их запомнить трудно. В некоторых семьях записывают своих родственников, чтобы не забывать. Такая запись называется родословной. Лучше всего представить свою родословную в виде дерева. Я подарю вам такие деревья это дуб- символ доброты, силы, здоровья. Дома вместе с родителями наклеите фотографии своих членов семьи.  Чтобы никогда о них не забывать. Нарисуйте солнышко,  чтобы в вашей семье царило добро и тепло.

 Желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, крепкая, счастливая семья!

Список литературы.

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (Средняя группа).

2.http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=103673

3.http://polpoz.ru/umot/konspekt-neposredstvennoj-obrazovatelenoj-deyatelenosti-po-poz/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ИКТ - технологии

Программное содержаниеЗадачи:Образовательные:закреплять умения распознавать эмоциональные состояния;активизировать словарь детей по теме «Эмоции» (страх, страшно, испуганный, радость, радо...