Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей (дыхательная гимнастика, релаксация), художественное слово, игровой, информационно - коммуника
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кондрашкина Юлия Игоревна

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- ветер - движение воздуха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_professora.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад  №12 муниципального образования Каневской район

Конспект

занятия по экспериментированию

для детей старшего дошкольного возраста

с использованием современных образовательных технологий: здоровье сберегающей  (дыхательная гимнастика,   релаксация), художественное слово, игровой, информационно - коммуникационной, личностно – ориентированной.

  «В гостях у профессора Почемучкина. Поиски воздуха»

                          Воспитатель Кондрашкина Юлия Игоревна

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- ветер - движение воздуха.

Предшествующая работа:
- работа по проекту на тему: «Воздух, которым мы дышим»
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, опыт с зеркалом,
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
-Беседа «Нос- орган дыхания»
- разучивание п/и
-О\Д : «Где можно найти воздух»
-Рисование на тему «Воздушные шары»
-Игры с ветром
Оборудование:

Фартуки, колпачки, шар надутый, шары на всех детей, диск, полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); ёмкости  с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); камень, спичка, игрушки резиновые (по количеству детей)

вертушка, веера (по количеству детей); кусочки салфеток бумажных (по количеству детей); апельсин в закрытом стакане, песочные часы

1.Организационный момент

 (Воспитатель настраивает детей на начало ОД, используя психогимнастику)

Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

                            Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

                            И, наверно, не пойдет в аптеку.

                            И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

Дети садятся перед экраном

Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень
интересная работа. Посмотрите, что изменилось  в  нашей группе? (дети рассматривают обстановку в группе дают  ответы).
-  Да, кто-то здесь не просто  передвинул  здесь  мебель, он  организовал для нас экспериментальную  лабораторию детских наук, для  изучения чего-то  интересного,  вот только чего, нам предстоит это выяснить.
-   Знаете, я, кажется,  догадалась, кто устроил  для нас этот сюрприз.
 Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Смотрите какой большой шар, с ним маленький шар, диск .Чтобы это могло обозначать?  Это, наверное, нам послание.  Хотите посмотреть, что там?

Дети: да.

Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемучкина.

 Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор (Звучит песня из мультипликационного фильма  «Фиксики».)

Почемучкин. Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так может, и нет никакого воздуха?

Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? А запись наших экспериментов   и их выводы мы отправим на диске Профессору. Согласны?

Дети. Да

Воспитатель: лаборатория - это помещение где работают ученые, которые, ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения, ни чего не трогать и находиться мы должны в спецодежде, наденем фартуки и колпачки. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся.

Дети проходят на места за столами.

Опыт 1 Воздух существует

Воспитатель: Ребята, давайте будем  разбираться. Почему один шарик толстый, весёлый, круглый. А второй – грустный, худой, бледный. Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и бледным?

Дети: предлагают разные версии.

 Вывод: шарик дулся, в нём нет воздуха.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его вдыхаем и выдыхаем.

Вывод 1: Следовательно, вокруг нас есть воздух.

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

       Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать.

Дети: Невидимый.

Воспитатель:  Какого он цвета?

Дети: бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет?

Дети: ничем, он без запаха.

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.

Воспитатель: - Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но с помощью носа, мы можем его чувствовать.

- С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с помощью ветра)

- Оказывается, воздух двигается  и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет.

Игра «Узнай по запаху»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху.

Воспитатель проносит стакан, в котором лежит очищенный апельсин.

Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь?

Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

Опыт 3 Движение воздуха

Воспитатель: - А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории.

- Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.

Воспитатель: - Как вы думаете, что еще можно сделать при помощи ветра?

(Волны на воде, попускать корабли, сделать веера и подуть на лицо)

Воспитатель: - Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель:  Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер и вертушка вращается, не машу, веером  то воздух не движется, и вертушка не вертится.  

Воспитатель проносит, вертушку около детей дети, машут веерами.

Воспитатель.  А хотите  посмотреть, как с помощью воздуха перемещаются предметы?
Опыт 4 с салфеткой.
Дети выходят и становятся в шеренгу
. А сейчас поиграем с салфеткой.

Воспитатель: Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер, Хотите устроить ветер?
ИГРА: «Кто дальше дунет салфетку». Дыхательная гимнастика.
Вывод 4 .Ветер это движение воздуха. Ветерок, созданный, потоком воздуха может передвигать предметы.
Физ. минутка:
 дети становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают - если «Да». Хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то топают ногами
Игра "Бывает - не бывает".
•Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Воспитатель: - Мы сегодня с вами пытались увидеть воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать. Можно ли услышать воздух?

Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты.  Воспитатель предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук (Дети смеются).

Воспитатель - Что мы слышим?

Дети: Воздух.

Опыт 5 Воздух лёгкий

Воспитатель: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?

Дети: Потому что воздух лёгкий. Когда мы бросаем в воду тяжелые камушки, они тонут. А воздух не тонет, а поднимается вверх.

Воспитатель. Давайте проверим, бросим в воду резиновые игрушки, камешки, спички. Почему некоторые предметы утонули, а некоторые нет?

Дети: предлагают разные версии. (Потому как в них находится воздух, а он легкий, поэтому предмет не тонет.)
Вывод воздух очень лёгкий.

Воспитатель: А кому  нужен воздух?

Дети: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым.

Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?

(Дети говорят свои мнения).

Воспитатель: А давай проверим! Закрой ротик, а носик  и не дыши!

Опыт 6. «Не дышу»

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты

Вывод: Без воздуха человек не может жить

Воспитатель: а теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Встанем потихонечку.

Вокруг себя обернемся,

немного пройдёмся

и в детский сад вернёмся.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Через нос проходит в грудь 
и обратно держит путь, 
он невидимый, но все, же 
без воздуха мы жить не можем. 
Он прозрачный невидимка,
лёгкий прозрачный газ, 
невесомою косынкой 
он окутывает нас.

(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)

Слайд 2

нас со всех сторон постоянно окружает воздух.

Слайд 3

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

Слайд 4

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

Слайд 5

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? 

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Слайд 6

Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? 

Воспитатель: На этом наше исследование закончено, всем спасибо.   А мы с вами сейчас оденемся, пойдем гулять и будем дышать свежим воздухом. А вечером  пойду на почту, отправлю диск профессору.  

Релаксация: А сейчас ребята я предлагаю выбрать солнышко, кому какое нравиться и пройти с ними на прогулку.

Детям предлагается три варианта - эмоции : узнал много нового; было интересно, но кое- что не понятно; много осталось не понятным, было не интересным.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности направленной на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Си

Конспект образовательной деятельности направленной на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных те...

конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"

Используемые технологии:Ø     Технология интегрированного занятия;Ø     Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø     Т...

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ИКТ - технологии

Программное содержаниеЗадачи:Образовательные:закреплять умения распознавать эмоциональные состояния;активизировать словарь детей по теме «Эмоции» (страх, страшно, испуганный, радость, радо...