Формирование связной речи у детей с ОВЗ
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Лукманова Яна Фанильевна

Семинар для педагогов «Формирование связной речи у детей с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx126.26 КБ
Файл svyaznaya_rech.ppsx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

28.09.2018г.

Учитель-логопед

Лукманова Яна Фанильевна

Семинар «Формирование связной речи у детей с ОВЗ»

Цель: повышение профессиональной компетентности учителей-логопедов, педагогов ДОУ по вопросам коррекции речевого развития дошкольников с ОВЗ в рамках внедрения в образовательный процесс речевых игр реализующих ФГОС ДО.

Задачи:

  • совершенствовать работу учителей-логопедов по формированию и развитию связной речи у дошкольников;
  • развивать у учителей-логопедов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы по формированию и развитию связной речи дошкольников с ОВЗ в образовательном процессе;
  • выработать у учителей-логопедов потребность в непрерывном самообразовании.

1 сл. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день.      

Формирование речи у дошкольников является важной задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

2 сл. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры; 
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению речи.

3-4 сл. Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Она выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности., в основе ее выступает связность и цельность: умение продумать содержание и выстроить его, соблюдая структурные части (начало, середина, конец), связывая между собой предложения и части высказываний.

Дети же, в основном при общении пользуются короткими высказываниями.  Речевые высказывания детей при передаче содержания отличаются непоследовательностью. Рассказы детей по картине чаще всего носят фрагментарный характер, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Уровень информативности высказывания у детей недостаточный. Полученные знания дети не всегда могут оформить в связные речевые высказывания. Таким образом, работа  по развитию связной речи занимает одно из центральных мест в работе с детьми с речевыми нарушениями.

           

5 сл. Формирование связной речи у дошколят проходит несколько этапов.

  1. Возраст от рождения до года. В младенческом возрасте происходит ознакомление малыша со

звуками. В первые недели после рождения младенец слушает речь близких, при этом у него формируется пассивный словарь из звуков. Малыш же впервые издает крики, кряхтит. Спустя некоторое время появляется лепет из произвольных звуков. В этот период важно заниматься с ребенком: показывать разные предметы, рассказывать, какие звуки они издают (например, часики – тик-так, машинка – бр-р-р, коровка – му-у-у), проговаривать их названия, описывать характеристики. Со временем новорожденный начнет реагировать на название знакомых предметов, будет искать их взглядом. При нормальном развитии к году малыш начинает выговаривать отдельные слоги, простые слова, типа «мама», «папа», «ляля» и т.д.

  1. Предшкольный этап, возраст 1-3 года. В речи малыша присутствуют простые слова, которыми он

чаще всего обозначает предметы, действия, желания (например, слово «дай» - его ребенок говорит, когда просит игрушку, хочет кушать, одеться, поэтому понять его могут лишь близкие люди). Спустя некоторое время малыш начинает проговаривать простые предложения, теперь он может выражать свои мысли точнее. К концу этого возрастного периода в своей речи ребенок употребляет предлоги, согласовывает слова по падежам и роду.

  1. Дошкольный этап, возраст 3-7 лет. В этом возрасте формируется сознание ребенка, он становится

полноценной личностью, и понимает это. К концу этого возрастного периода у ребенка вырабатывается правильная, четкая, осмысленная речь, его речевой аппарат уже сформирован окончательно. Дошкольник грамотно строит сложные предложения, его словарный запас постоянно пополняется новыми словами.

           Четких границ между описанными этапами не существует. Каждый из них постепенно перетекает в следующий и зависит от общего умственного и психо-физического развития ребенка.  

6 сл. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог, каждая из этих форм имеет свои особенности.

Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.    

Для диалога характерны:
• Разговорная лексика 
• Фразеология
• Кратность
• Недоговоренность
• Обрывистость
• Простые и сложные бессоюзные предложения
• Кратковременное предварительное обдумывание.

Методы и приемы обучения диалогу
- Основной метод в повседневном общении – разговор с детьми;
- Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему; 
- Используется прием словесных поручений;
- Эффективный метод – дидактическая игра;
- Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги.

Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.

Для монолога характерны:
• Литературная лексика
• Развернутость высказывания
• Законченность
• Логическая завершенность

7 сл. Основные характеристики связного развёрнутого высказывания:

- тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
- понятность для собеседника.

8 сл. Последовательность работы над связной речью:

- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи:
- работа над пересказом;
- работа над составлением рассказа-описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над самостоятельным рассказом.

9 сл. Приёмы работы по формированию связной речи.

 1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

 2. Чтение рассказов или сказок.

Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

 3. Беседа (диалог).

Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.

Пример «усложнённой» беседы.

1

 - Каких животных ты видишь на этой картинке?
 - Волка, медведя и лису.
 - Что ты знаешь о волке?
 - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
 - А что ты можешь сказать о медведе?
 - Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
 - А что ты знаешь о лисе?
 - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
 - Где ты видел этих зверей?
 - В зоопарке, там они живут в клетках.
 - Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. Составление описательного рассказа.

Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.
Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.

Пример составления описательного рассказа по схеме.

2

5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Примеры серии сюжетных картинок.

3

6. Составление рассказа по сюжетной картине.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

 - она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
 - сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
 - на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
 - она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.

Примеры сюжетных картин:

4

7. Пересказ.

В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

8. Самостоятельное составление рассказа.

Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

 • рассказ о дне, проведенном в детском саду;
 • рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
 • рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.

Работая с детьми с ОВЗ и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих, инновационных технологий, эффективность которых очевидна.

Одними из таких технологий является игровые технологии, которые используются в развивающей работе по развитию связной речи у детей с ОВЗ. Использование инновационных технологий в деятельности логопеда становятся все более перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий ситуацию уверенности в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

10-12сл. «Игровые технологии развития связной речи как ведущего средства коммуникации ребёнка

с ограниченными возможностями здоровья»

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

13-14 сл. Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлено тем, что игра позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, речь, моторику.

Игровые приемы побуждают ребенка к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и, тем самым, повышают речевую активность детей и результативность занятий.

15 сл. Значение игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ велико:

- во-первых, у детей формируется интерес к процессу обучения, повышается мотивационная направленность, расширяется словарный запас и развивается связная речь;

- во-вторых, у дошкольников повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление еѐ улучшить, преодолевается застенчивость, робость;

- в-третьих, игровые технологии, так как они обладают мощными развивающими характеристиками, влияют на развитие всех познавательных процессов.

 О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж.- Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Используя опыт работы, теорию различных авторов по данной теме, были подобраны и систематизированы различные игры, которые, исходя из практики работы, являются более эффективными в коррекционной работе с детьми ОВЗ. Исследования в области психологии и физиологии давно доказали взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью ребенка.

Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Игры с крупой, песком и другим природным материалом это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

16 сл. Логопедический сухой бассейн один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В сухой бассейн мы берем с собой любую игрушку, любые предметы с которыми желаем играть, о ком хотим рассказать сказку, правильно проговаривая поставленные звуки. В бассейне находим предметы на нужный звук и одновременно делаем массаж пальчикам, перебирая крупу. В ходе такой игровой деятельности у детей развивается диалогическая и монологическая речь, развивается мелкая моторика, тем самым ребенок и не подозревает, что играя - обучается.

17 сл. Виды работы с сухим бассейном: 

1) разыгрывать или моделировать сказку по выбору предложенных или выбранных игрушек на нужный звук.

2)находить в крупе нужный предмет на определенный звук;

3) проводить массаж пальчиков в сухом бассейне с проговариванием чистоговорок.

4) разыгрывать знакомую сказку;

5) разыгрывать сказку по ролям;

6) инсценировать сказку по мотивам увиденной или прочитанной сказки, изменяя персонажей, время, конец действия;

18 сл. Тем самым опосредованно решаем логопедические коррекционные задачи:

- формировать правильное произношение;

- формировать артикуляционные навыки

-развивать мелкую моторику.

- формировать фонематический слух и восприятие;

- формировать слоговую структуру слова и звукобуквенный анализ и синтез;

- правильно усваивать лексические и грамматические средства языка;

- развивать навыки связной речи;

- развивать психические процессы;

- побуждать ребенка к активным осознанным действиям;

 - совершенствовать навыки совместной работы;

- развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- закреплять полученные речевые умения и навыки.

При этом дети самостоятельно демонстрируют сказку, придумывают ее сюжет.

Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.

19 сл. Метод моделирования (использование игры с наглядным моделированием). Психологи Л.А. Венгер и А.Л. Венгер выдвинули идею, что читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. По их мнению, это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть моделирование. Можно использовать схемы-подсказки при пересказе и рассказывании. В начале схемы необходимы очень подробные, но когда дети будут очень легко справляться с заданиями, нужно постепенно схемы сокращать, чтобы дети могли сами проектировать свой рассказ. Сами схемы вначале можно рисовать вместе с детьми и тут же объяснять, что рисуем, догадываясь по знакомым символам. В дальнейшем дети сами могут составлять схемы.

20 сл. Таким образом, метод моделирования учит ребенка составлять рисуночный план к тесту, использовать его при пересказе знакомой сказки. Совершенствует умение последовательно составлять рассказ и правильно высказываться ведь пересказ как мы знаем одна из сложных речевых проблем у детей с ОВЗ.

21 сл. Игра «Окошко» (картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм). Рассматривая картину, педагог задаѐт вопросы: «Кого (что) мы видим в окошках», «Какая картина спряталась?»  ребенку приходится додумывать полную картину сюжета, тем самым учиться составлять связный рассказ, развивать воображение, пополнять и активизировать словарный запас, правильно проговаривая поставленные звуки. 

22 сл. Игра «Волшебная труба» Ребенку предлагается рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов тем самым активизировать словарный запас.  Игра способствует умению учиться связно высказываться, правильно произносить поставленные звуки, совершенствовать грамматическую структуру речи.

23 сл. Круги Луллия. В коррекционной работе используются круги Луллия, состоящие на основе технологии ТРИЗ. Философ из Каталонии XII века Раймунд Луллий (Лулио) придумал диковинную логическую машину в виде бумажных кругов с картинками для решения логических задач. Этот прообраз пригодился многим педагогам для организации развивающих игр с детьми. Можно удивляться простоте изготовления и многофункциональности колец Луллия: развлекающие, развивающие речь, логическое мышление и творческое воображение и многое другое. Для этой игры, в зависимости от возраста детей, можно подобрать различные задания, на любые виды деятельности одни из них помогут ребенку научиться различать признаки предметов, помогут развить логическое мышление и не только. Для развития речи решаются задачи по обогащению и активизацию словарного запаса, связной речи. В игре с кругами раскрученная стрелка останавливается на определенных картинках, которые объединяет, формирующие реальную картину сюжета или предложения.  Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. В фантастических сказках с героями происходят разные истории, которые дети потом вспоминают много раз.

24 сл. Связную речь детей можно развивать применяя ТРИЗ-технологии. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности: придумывать начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

Таким образом, использование игровых технологий является эффективным средством коррекции недостатков в связной речи у детей с ОВЗ.

Так, учащиеся приобретают следующие умения:

1.Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2. Правильно строить предложения;

3.Умение распространять предложения;

4. Излагать логически последовательно события.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование связной речи у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)» Подготовила: учитель-логопед Лукманова Я.Ф. МБДОУ «Детский сад №28»

Слайд 2

ФГОС ДО Развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению речи.

Слайд 3

- смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми регулирует поведение ребенка в социуме. Связная речь

Слайд 4

Обучение связной речи оказывает влияние на… эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Слайд 6

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Для диалога характерны: Разговорная лексика • Фразеология • Кратность • Недоговоренность • Обрывистость • Простые и сложные бессоюзные предложения • Кратковременное предварительное обдумывание. Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе. Для монолога характерны: • Литературная лексика • Развернутость высказывания • Законченность • Логическая завершенность

Слайд 7

Основные характеристики связного развёрнутого высказывания тематическое и структурное единство; адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче; произвольность, плановость и конспективность изложения; логическая завершенность; грамматическая связность; понятность для собеседника.

Слайд 8

Последовательность работы над связной речью воспитание понимания связной речи; воспитание диалогической связной речи; воспитание монологической связной речи: работа над пересказом; работа над составлением рассказа-описания; работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок; работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке; работа над самостоятельным рассказом.

Слайд 9

Приёмы работы по формированию связной речи 1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. 2.Чтение рассказов или сказок 3. Беседа (диалог). 4. Составление описательного рассказа. 5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 6. Составление рассказа по сюжетной картине. 7. Пересказ. 8. Самостоятельное составление рассказа.

Слайд 10

«Игровые технологии развития связной речи как ведущего средства коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 11

Понятие «игра» Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Слайд 12

Функции игры развлекательная коммуникативная самореализация в игре игротерапевтическая диагностическая функция коррекции межнациональная коммуникация функция социализации

Слайд 13

Игровые технологии Игра как метод обучения в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); Игровые приемы побуждают ребенка к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения повышают речевую активность детей результативность занятий.

Слайд 14

Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Слайд 15

Значение игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ у детей формируется интерес к процессу обучения, повышается мотивационная направленность, расширяется словарный запас и развивается связная речь; у дошкольников повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить, преодолевается застенчивость, робость; игровые технологии, так как они обладают мощными развивающими характеристиками, влияют на развитие всех познавательных процессов.

Слайд 16

Логопедический сухой бассейн

Слайд 17

Виды работы с сухим бассейном 1) разыгрывать или моделировать сказку по выбору предложенных или выбранных игрушек на нужный звук. 2) находить в крупе нужный предмет на определенный звук; 3) проводить массаж пальчиков в сухом бассейне с проговариванием чистоговорок. 4) разыгрывать знакомую сказку; 5) разыгрывать сказку по ролям; 6) инсценировать сказку по мотивам увиденной или прочитанной сказки, изменяя персонажей, время, конец действия;

Слайд 18

Решаем коррекционные задачи: формировать правильное произношение; формировать артикуляционные навыки развивать мелкую моторику. формировать фонематический слух и восприятие; формировать слоговую структуру слова и звукобуквенный анализ и синтез; правильно усваивать лексические и грамматические средства языка; развивать навыки связной речи; развивать психические процессы; побуждать ребенка к активным осознанным действиям; совершенствовать навыки совместной работы; развивать диалогическую и монологическую формы речи; закреплять полученные речевые умения и навыки.

Слайд 19

Метод моделирования

Слайд 20

Метод моделирования учит… Составлять рисуночный план к тесту Использовать его при пересказе знакомой сказки Совершенствует умение последовательно составлять рассказ и правильно высказываться

Слайд 21

Игра «Окошко» В ходе этой игры ребенок: додумывает полную картину сюжета, учится составлять связный рассказ, развивает воображение, пополняет и активизирует словарный запас, правильно проговаривает поставленные звуки.

Слайд 22

Игра «Волшебная труба» Игра способствует: умению связно высказываться, правильному произношению поставленных звуков, активизации словарного запаса, совершенствованию грамматической структуры речи.

Слайд 23

Круги Луллия

Слайд 24

ТРИЗ-технологии придумываем начало рассказа, конец рассказа, придумываем рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумываем сказки и рассказы на различные лексические темы, составляем рассказ по пословице, придумываем смешные истории, составляем рассказы-небылицы.

Слайд 25

Таким образом… Так, учащиеся приобретают следующие умения: Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы; Правильно строить предложения; Умение распространять предложения; Излагать логически последовательно события. Использование игровых технологий является эффективным средством коррекции недостатков в связной речи у детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми  знаний об окружающем мире и развитие связной речи....