Открытое занятие по развитию речи "Описание игрушки"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Микушева Екатерина Дмитриевна

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, событии, явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

Открытое занятие по развитию речи

«Описание игрушки»

(для среднего дошкольного возраста)

Выполнила:

Микушева Екатерина Дмитриевна

2018г.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цель: Познакомить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.

- В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, материал, детали, действия с ним).

- Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

- Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

Материал: сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, кукла, пирамидка, загадки об игрушках.

Ход занятия. 

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя и привела с собой гостей. Давайте пригласим у куклы Кати гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем.

 Сорока, сорока

 Сорока-белобока,

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

 Воспитатель: Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим).

Воспитатель: Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).

Достаю сундучок из-за стола.

Воспитатель: Ребята, гости почему-то спрятались.

Давайте у куклы Кати спросим: «Кукла Катя, а почему гости спрятались? ».

Воспитатель: Ребята, кукла Катя говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте. Загадываю загадки:

Зверь забавный,

 Сшит из плюша

 Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

 И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка).

Не летит, не жужжит жук

А по улице бежит.

И горят в глазах жука

 Два блестящих огонька. (Машина).

Разные колечки

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида).

Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с куклой Катей? (Мишка, машина, пирамидка).

 Воспитатель: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а кукла Катя привела с собой игрушки не просто так. Она хочет, чтобы вы ей рассказали о них.  Мы поможем кукле Кате?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказ-описание об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему.

 (Задаю вопросы по схеме).

Воспитатель: Первый квадратик обозначает название игрушки. Второй квадрат обозначает цвет. По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

Воспитатель: Следующий квадрат обозначает форму и размер. По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).

Воспитатель: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).

Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые). Из железа? (Железные). Из дерева? (Деревянные). Из меха? (Меховые). Мишка мягкий, пушистый, плюшевый.

Воспитатель: У игрушек есть части, например: у мишки - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы.

Воспитатель: Ладошка нам говорит о том, какая она на ощупь? Игрушка мягкая либо плюшевая, твердая, гладкая. Мишка мягкий, пушистый, плюшевый.

Воспитатель: Последний квадратик нам говорит о том, как мы с ней играем.

 Например, с мишкой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

 Воспитатель: Молодцы.

А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя. Это игрушка Мишка. Он коричневого цвета. Мишка маленький. Он сделан из меха. Он мягкий, пушистый, плюшевый. У него есть голова, глаза, нос, рот, туловище, лапы. Его можно укладывать спать, кормить, возить на машине, гулять, петь песенки.

Воспитатель: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного разомнемся.

Провожу физминутку.

Кукла Катя к нам пришла,

Физминутку принесла.

Ручками похлопаем 1-2-3,

Ножками потопаем 1-2-3.

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Вы друг друга не задели

И на место тихо сели.

Воспитатель: Кукле Кате так понравилось с нами играть. Но мы должны рассказать кукле Кате о её любимых игрушках. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).

Воспитатель: Ребята, кто сегодня приходил к вам в гости? (Кукла Катя, игрушки – мишка, машина и пирамида).

Что мы сегодня научились делать? (Составлять рассказ об игрушках).

 Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Кукла Катя научилась рассказывать и играть с игрушками. Она говорит вам большое спасибо.

И в подарок вам она даёт эти игрушки поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи. Тема" Описание игрушки"

Задаци : связная речь; учить детей составлять короткий описательный рассказ...

" К нам в гости пришли игрушки "--открытое занятие по развитию речи в младшей группе .

Программные  задачи : 1. Воспитывать бережное  отношение  к  игрушкам , умение  правильно  ими  действовать , ласково  их называть.        ...

Открытое занятие по развитию движений "Игрушки"

Открытое занятие "Игрушки."по развитию движенийво второй группе раннего возраста....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Игрушки в гостях у ребят"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Лексическая тема " Игрушки"...

Открытое занятие по развитию речи "Игрушки - наши друзья"

Хороши у нас игрушки: Куклы, мишки и хлопушки, С ними весело играть, Но не надо забывать:Игрушки – не люди, Но все понимают И очень не любят, Когда их ломают.Пусть ...