Программа по дополнительному образованию социально-педагогической направленности "Азбуковедение"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иноземцева Наталия Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбуковедение» является программой социально—педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и ориентирована на создание благоприятных условий для успешной адаптации  и социализации ребенка старшего дошкольного возраста при его подготовке к школьному обучению. Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. Необходима реализация единой линии развития и обучения ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка, полученное им в дошкольном возрасте. Данная программа направлена на осуществление преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в первом классе и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6—7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_azbukovedenie.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Принята на заседании                                                                                                                УТВЕРЖДЕНА

педагогического совета                                                                                                                заведующим

от 30.08.2018г                                                                                                                30.08.2018 г

протокол №1.                                                                                                                __________Фролова Т.С.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Азбуковедение»

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Иноземцева Наталия Александровна,

воспитатель

Р.п. Мордово

2018г

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога

Иноземцева Наталия Александровна

Вид программы

Типовая

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Речевое развитие

Направленность деятельности

Социально-педагогическая

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень освоения содержания образования

Стартовый

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

  1. Пояснительная записка

        Поступление ребенка в школу — важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И что самое главное, предъявляет к нему более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. Известный психолог Выготский Л.С_ считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на "зону ближайшего развития". Опаздывая в обучении, педагоги теряют

возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути.

        Сегодня в багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения. Раннее обучение чтению — это не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы. Успешность её освоения зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Именно востребованность навыка чтения и явилась толчком к разработке данной программы, адаптированной к работе с дошкольниками.

        Направленность программы.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбуковедение» является программой социально—педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и ориентирована на создание благоприятных условий для успешной адаптации  и социализации ребенка старшего дошкольного возраста при его подготовке к школьному обучению. Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. Необходима реализация единой линии развития и обучения ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка, полученное им в дошкольном возрасте. Данная программа направлена на осуществление преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в первом классе и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6—7 лет.

        Актуальность программы.

        В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с нарушениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат — плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

        Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, a особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований — готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение

ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико—синтаксическим анализом и синтаксисом до поступления в школу.

        Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению  грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и этических качеств личности ребенка.

        Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Академией педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа по обучению детей 6 лет, психологами и педагогами — экспериментальная работа по обучению грамоте.  На основе исследований таких ученых, как Л.С.Выготский, Л.И. Божович, А.П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой и Ю.И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне можно. В 1956-1959 гг известный советский методист А.И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.    

        Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Поэтому, в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического  слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

        Уровень речевого развития,  на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу — овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому, старший дошкольный возраст — это период серьезной подготовки детей к обучению к школе.

        Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамоты. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

        Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме,  обучение грамоте дошкольников недостаточно развито в системе дошкольного образования. Поэтому создание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбуковедение» в дошкольном общеобразовательной учреждения является актуальным.

        Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе ее реализации ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легче адаптироваться к обучению в школе, Программа предусматривает развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления, а это значит, что ребенок, освоивший программный материал станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

        Отличительные особенности программы.

        Программа «Азбуковедение» - это интегрированный курс, который включает в себя 5 неразрывно связанных между

собой блоков (разделов):

        . Алфавит,

        . Страна слов,

        . Его Величество — предложение,

        . Веселые правила,

        . История письменности.

        Содержание программы отбиралось таким образом, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутого в процессе дошкольного обучения. Программа представляет собой систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, предложениями, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также сформировать первоначальные навыки чтения. При отборе содержания учитывались возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: работоспособность, специфический характер наглядно-образного мышления, ведущий вид деятельности. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Каждое занятие —это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, включающее в себя небольшую теоретическую часть. Игровые приемы не являются самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности. Игровые методики создают для дошкольников обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы это желание

постепенно переросло в устойчивый познавательный интерес. В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

        Новизна этой программы заключается в использовании нетрадиционных методов работы: метод наглядного моделирования (мнемотехника), синквейн (нерифмованное стихотворение, метод речевого развития).

        Формы организации обучения.

        Реализация дополнительной общеобразовательной развивающей программы социально-педагогической направленности осуществляется в форме специально организованного занятия, в основе каждого из которых лежит игровой (или сказочный) сюжет. Применяются такие формы занятий как игра, игра—путешествие, эвристическая беседа,

КВН, занятие-соревнование, занятие-беседа, интерактивная игра, занятие-конкурс. Данные виды занятий соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и способствуют развитию познавательного интереса.

        Срок реализации программы — 1 год

        Общий объем программы — 33 часа

Общее количество

занятий в год

Количество

занятий в неделю

Длительность

занятия

Форма организации занятия

33

1

30 минут

фронтальная

  1. Цель и задачи программы

        Цель: формирование предпосылок к обучению чтению.

        Задачи:

        . расширить знания детей о русском алфавите, его роли в жизни людей;

        . расширить знания детей о происхождении русского алфавита;

        . познакомить с порядком букв в алфавите; учить распределять слова, согласно алфавиту;

        - расширить и систематизировать знания детей о звуках, их дифференциации: «гласные — согласные», «твердые-мягкие», «звонкие-глухие», «сонорные-шипящие», «парные—непарные»;

        . формировать умение давать характеристику звуку;

        . формировать понятие о смыслоразличительной функции звуков, букв;

        . формировать навыки слогового чтения, чтения целых слов, предложений, текстов ( с картинками вместо слов);

          . формировать фонетический слух, навыки звукового анализа слов;

        . упражнять в делении слов на слоги;

        . познакомить с понятиями «односложные», «двусложные» слова;

        . познакомить с понятием «ударение», учить находить ударный слог и ударный гласный звук в слове;

        . учить составлять слова из заданных букв, по первым буквам названий картинок, по звуковым схемам слов, разгадывая кроссворды и решая логические ребусы;

        . формировать умение находить слова среди хаотично расположенных букв в строке, таблице;

        . учить записывать слова, предложения печатными буквами;

        . учить членить простые предложения на слова, текст на предложения;

         учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;

        . формировать навык составления схем предложения;

        . учить понимать и правильно употреблять термин «слово», понимать, что слова бывают разные; познакомить с многообразием слов(омонимы, синонимы, антонимы, устаревшие слова, неологизмы, заимствованные);

        . познакомить с простейшим моделированием — слово можно нарисовать в виде прямоугольника;

        . дать понятие о смысловом значении слов (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия);

        . расширять предметный, действенный словарь и словарь признаков;

        .учить различать одушевленные и неодушевленные предметы путем соотнесения c вопросительными местоимениями «Кто?», «Что?»;

        . познакомить детей с приемами мнемотехники, применяемые при составлении описательных рассказов, при заучивании стихотворений, пересказе сказок, составлении творческих рассказов;

        . развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

        . развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по  образцу, по правилам, по инструкции;

        . дать первичное представление о понятии «интонация», познакомить со знаками препинания в конце предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки);

        . учить читать простые предложения в соответствии со знаками препинания;

        . тренировать детеи в выборе соответствующих знаков препинания в конце предложения, в произношении в соответствии со знаками;

        . формировать умение составлять грамматически правильное предложение, согласовывать слова в нужном числе, падеже, роде;

        . развивать связную речь;

        . формировать навык владения диалогической и монологической речью;

        . развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и  содержательность в ответах;

        . учить строить речевые высказывания в устной форме;

        . учить составлять предложения и рассказы по картинкам, сериям сюжетных картин;

        . познакомить с «Необычным стихотворением «Синквейном»;

        . учить составлять тексты (нерифмованные стихотворения (5-стишья) согласно алгоритму синквейна;

        . познакомить с правилом написания заглавной буквы в словах и начале предложения;

        . формировать навык составления слов (имен собственных) согласно правилу написания заглавной буквы;

        . познакомить с правилами написания сочетания «жи—ши»;

        . учить писать слова c сочетанием «жи-ши»; развивая при этом орфографическую зоркость;

        . познакомить с историей возникновения письменности;

        . познакомить детей с древними письменами (с рисуночным письмом, с иероглифами);

        . обогащать словарный запас детей;

        . формировать интерес к звучащему слову, чтению, письму (печатание слов);

        . способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления дошкольников;

        . развить любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

        . воспитывать у каждого ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

        . воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;

         укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.

        1.3. Учебный план

п/п

Название

раздела, темы

Количество часов

Форма организации занятия

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Алфавит

1.1.

В гости к алфавиту

1

0,5

0,5

Игра-путешествие

Лотерея вопросов

1.2.

Буквы вокруг нас

1

0

1

Игра-путешествие

Игра

1.3.

На сцене гласные

1

0,5

0,5

Игра

Викторина

1.4.

Играем в прятки с буквами

1

0

1

Игра

Игра

1.5.

Читаем… буквы, о буквах.

1

0

1

Игра-аукцион

Игра

1.6.

Хорошо ли ты знаешь алфавит?

1

0

1

Занятие - беседа

Тестовые задания

1.7.

В стране гласных звуков

1

0

1

Занятие-путешествие

Опрос

1.8.

Поединок грамотеев

1

0

1

Соревнование

Соревнование

2.

Раздел 2. Страна слов

2.1.

В стране слов. Первые встречи

1

0,5

0,5

Игра-путешествие

Опрос

2.2.

Тайны слов. Слова — предметы, слова — признаки, слова — действия.

1

0,5

0,5

Учебно-практическое

Опрос

2.3.

Из чего же, из чего же состоят слова?

1

0,5

0,5

Учебно-практическое

Лотерея вопросов

2.4.

Буква. Слог. Слово. Предложение. Текст.

1

0,5

0,5

Учебно-практическое

Опрос

2.5.

Многообразие слов.

1

0,5

0,5

КВН

Лотерея вопросов

2.6.

Интерактивная игра «Загадочные слова»

1

0

1

Интерактивная игра

Соревнование

2.7.

Чудесные превращения слов

1

0

1

Игра

Дифференцированные задания

2.8.

Играем со словами

1

0

1

Игра

Дифференцированные задания

2.9.

Следопыты

1

0

1

Игра-соревнование

Соревнование

3.

Раздел 3. Его Величество - предложение

2.1.

В руках умелых слово творит чудеса.

1

0,5

0,5

Учебно-практическое

Игра

3.2.

Мы пишем телеграмму

1

0,5

0,5

Игра

Игра

3.3.

По зашифрованным дорожкам

1

0,5

0,5

Игра-путешествие

Игра (прием мнемотехники)

3.4.

"А что если вдруг...»

1

0

1

Игра

Игра

3.5.

Необычное стихотворение «Синквейн»

1

0,5

0,5

Игра-путешествие

Синквейн (сочинение нерифмованных стихотворений)

3.6.

Грамматическая эстафета

1

0

1

Игра-соревнование

Соревнование

4.

Раздел 4. Веселые правила

4.1.

Кто? Что?

1

0,5

0,5

Учебно-практическое

Опрос

4.2.

Добрый волшебник — ударение.

1

0,5

0,5

Учебно-практическое

Лотерея вопросов

4.3.

Почему выросла буква

1

0,5

0,5

Учебно-практическое

Лотерея вопросов

4.4.

В мире знаков препинания

1

0,5

0,5

Учебно-практическое

Викторина

4.5.

Знают даже малыши: «С гласной «и» «жи-ши» пиши!»

1

0,5

0,5

Учебно-практическое

Лотерея вопросов

4.6.

Конкурс знатоков

1

0

1

Занятие-конкурс

Конкурс

5.

Раздел 5. История письменности

5.1.

Говорящие скалы

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа

Опрос

5.2.

Можно ли писать без букв

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа

Опрос

5.3.

Древние письмена

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа

Опрос

5.4.

Как возникла наша письменность?

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа

Опрос

Итого часов:

33

10

23

         1.4. Планируемые результаты

  • расширены знания о русском алфавите, его роли в жизни людей;
  • знает историю возникновения письменности, историю происхождения русского алфавита;
  • знает порядок букв в алфавите, умеет распределять слова, согласно алфавиту;
  • сформированы знания о звуках, их дефференциации: «гласные-согласные», «твердые-мягкие», «звонкие-глухие»,  «сонорные — шипящие», «парные-непарные»;
  • понимает и объясняет смыслоразличительную функцию звуков и букв;
  • сформированы навыки слогового чтения, чтения целых слов, предложений и текстов (с картинками вместо слов);
  • умеет выполнять звуковой анализ слова;
  • умеет делить слова на слоги;
  • владеет понятиями «односложные», «двусложные» слова;
  • умеет находить ударный слог и ударный гласный звук в слове;
  • умеет составлять слова из заданных букв,  по первым буквам названий картинок, по звуковым схемам слов, разгадывая кроссворды и решая логические ребусы;
  • умеет находить слова среди хаотично расположенных букв в строке, таблице;
  • умеет записывать слова, предложения печатными буквами
  • умеет членить простые предложения на слова, текст на предложения;
  • умеет составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями (схемами предложений);
  • умеет составлять схемы простых предложений;
  • понимает и правильно употребляет термин «слово», понимает, что слова бывают разные (многообразие слов

русского алфавита);

        . различает и называет слова—предметы, слова — признаки, слова — действия;

        . различает одушевленные и неодушевленные предметы путем соотнесения c вопросительными местоименими  «Кто?», «Что?»;

        . умеет преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

        . умеет составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;

        . имеет первичное представление о понятии «интонация», знает знаки препинания в конце предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки);

        . читает простые предложения в соответствии со знаками препинания;

        . составляет грамматически правильное предложение, согласовывая при этом слова в нужном числе, падеже, роде;

        . сформирован навык владения диалогической и монологической речью;

        . эмоционально, последовательно и содержательно строит речевые высказывания в устной форме;

        . составляет предложения и рассказы по картинкам, сериям сюжетных картин;

        . составляет (сочиняет) тексты (нерифмованные стихотворения (5-стишья) согласно алгоритму синквейна;

        . знает правило написания заглавной буквы в словах и начале предложения, правило написания сочетания «жи-ши»;

        . обогащен словарный запас детей;

        . сформирован интерес к звучащему слову, чтению, письму (печатание слов);

        . развита память, внимания, образное мышление;

        . ребенок любознательный, активный, инициативный, самостоятельный, эмоционапьно—отзывчивый, добро-

желателен к людям; стремится к активной деятельности и творчеству;

        . сформировано эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, учебе.

2. КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО_ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарно-учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Октябрь

04.10

9.40

Игра- путешествие

1

В гости к алфавиту

Групповое

помещение

Лотерея вопросов

2.

11.10

9.40

Игра- путешествие

1

Буквы вокруг нас

Групповое

помещение

Игра

3.

18.10

9.40

Игра- путешествие

1

В стране слов. Первые встречи.

Групповое

помещение

Опрос

4.

26.10

9.40

Учебно-практическое

1

Тайны слов. Слова — предметы, слова — признаки, слова — действия.

Групповое

помещение

Опрос

5.

Ноябрь

01.11

9.40

Учебно-практическое

1

Из чего же, из чего же состоят слова?

Групповое

помещение

Лотерея вопросов

6.

08.11

9.40

Учебно-практическое

1

Буква. Слог. Слово. Предложение. Текст.

Групповое

помещение

Опрос

7.

15.11

9.40

Учебно-практическое

1

В руках умелых слово творит чудеса.

Групповое

помещение

Игра

8.

22.11

9.40

Эвристическая беседа

1

Говорящие скалы.

Групповое

помещение

Опрос

9.

29.11

9.40

Учебно-практическое

1

Кто? Что?

Групповое

помещение

Опрос

10.

Декабрь

06.12

9.40

Игра

1

На сцене гласные

Групповое

помещение

Викторина

11.

13.12

9.40

Учебно-практическое

1

Добрый волшебник - ударение

Групповое

помещение

Лотерея вопросов

12.

20.12

9.40

Игра

1

Играем в прятки с буквами

Групповое

помещение

Игра

13.

27.12

9.40

Учебно-практическое

1

Почему выросла буква

Групповое

помещение

Лотерея вопросов

14.

Январь

10.01

9.40

Эвристическая беседа

1

Можно ли писать без букв

Групповое

помещение

Опрос

15.

17.01

9.40

Игра - аукцион

1

Читаем... буквы, о буквах.

Групповое

помещение

Игра

16.

24.01

9.40

Занятие - беседа

1

Хорошо ли ты знаешь алфавит?

Групповое

помещение

Тестовые задания

17.

31.01

9.40

Занятие - путешествие

1

В стране гласных звуков.

Групповое

помещение

Опрос

18.

Февраль

07.02

9.40

Соревнование

1

Поединок грамотеев.

Групповое

помещение

Соревнование

19.

14.02

9.40

КВН

1

Многообразие слов

Групповое

помещение

Лотерея вопросов

20.

21.02

9.40

иГРА

1

Мы пишем телеграмму

Групповое

помещение

Игра

21.

28.02

9.40

Эвристическая беседа

1

Древние письмена

Групповое

помещение

Опрос

22.

Март

07.03

9.40

Интерактивная игра

1

Интерактивная игра «Загадочные слова»

Групповое

помещение

Соревнование

23.

14.03

9.40

Учебно-практическое

1

В мире знаков препинания

Групповое

помещение

Викторина

24.

21.03

9.40

Игра

1

Чудесные превращения слов

Групповое

помещение

Дифференциро

ванные задания

25.

28.03

9.40

Игра-путешествие

1

По зашифрованным дорожкам

Групповое

помещение

Игра (прием мнемотехники)

26.

Апрель

04.04

9.40

Учебно-практическое

1

Знают даже малыши: «С гласной «и» «жи-ши» пиши!»

Групповое

помещение

Лотерея вопросов

27.

11.04

9.40

Игра-соревнование

1

Следопыты

Групповое

помещение

Соревнование

28.

18.04

9.40

Игра

1

Играем со словами

Групповое

помещение

Дифференциро

ванные задания

29.

25.04

9.40

Игра

1

"А что если вдруг...»

Групповое

помещение

Игра

30.

Май

02.05

9.40

Занятие-конкурс

1

Конкурс знатоков

Групповое

помещение

Конкурс

31.

16.06

9.40

Учебно-практическое

1

Необычное стихотворение «Синквейн»

Групповое

помещение

Синквейн (сочинение нерифмованных стихотворений)

32.

23.05

9.40

Эвристическая беседа

1

Как возникла наша письменность?

Групповое

помещение

Опрос

33.

30.05

9.40

Соревнование

1

Грамматическая эстафета

Групповое

помещение

Соревнование

        2.2. Условия реализации программы

Развивающая предметно-пространственная среда кружка  «Азбуковедение» предполагает создание оптимальных условий для полноценного речевого развития детей.

        Учебно-методическое сопровождение: дидактические игры; плакаты с буквами и алфавитом; дидактический занимательный материал; предметные картинки, картины по развитию речи; сюжетные картинки, серии сюжетных картин; магнитная азбука; звуковые линейки; детская художественная литература (детские книги из серии «Читаем по слогам», «Азбука»); книжки-раскраски.

        Техническое оснащение: ноутбук; мультимедийный проектор; DVD – плеер; телевизор.

        Рабочее пространство группового помещения: уголок творчества, уголок книги.

        2.3. Форма итогового контроля (или итоговой аттестации): игра, опрос, лотерея вопросов, викторина, тестовые и дифференцированные задания, конкурсы и соревнования. Данные формы контроля разрабатываются и применяются для определения результативности усвоения воспитанниками содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбуковедение».

        2.4. Оценочные материалы

        Реализация программы «Азбуковедение» предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая  оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования),

        Педагогическая диагностика проводится дважды в год. Стартовый контроль перед началом года‚ его цель — определение уровня подготовки в начале года‚ прогнозирование возможностей успешного обучения. Итоговый контроль

в конце учебного периода с целью выявления уровня полученных знаний и умений.

        Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Применяются такие методы как беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики обследования словаря детей, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи по Ушаковой О.С., Струниной Е.И. Стребелевой.  Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

        2.5. Методические материалы

        При реализации программы используются нетрадиционные педагогические методы и приемы: наглядное моделирование (мнемотехника) и синквейн.

        . Синквейн —это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному материалу. Синквейн является одной  из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность дошкольников. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от воспитанников умение найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

        . Мнемотехника в переводе с греческого — «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Задача педагога - научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. И здесь на помощь приходит метод наглядного моделирования, так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

        Организация образовательной деятельности предполагает использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми, а также применение  современных педагогических технологий.

Педагогическая технология

Здоровье-сберегающие технологии

Игровые

технологии

Технологии

исследовательской деятельности

Личностно-ориентированные технологии

Технологии

проектной

деятельности

Информационно-коммуникативные

технологии

Формы и методы

Игра

как метод обучения

Метод проектов

Подвижные игры,

гимнастика для глаз,

пальчиковая

гимнастика,

физкультинутки,

музыкотерапия.

Предметные,

сюжетные,

ролевые,

деловые,

игры-драматизации,

настольные игры,

дидактические игры,

интеллектуальные

игры.

Эвристические беседы;

наблюдения;

моделирование и

опьггы; эксперименты;

дидактические игры,

игровые обучающие и

творчески развивающие

ситуации.

Игры, занятия,

упражнения,

наблюдения,

экспериментальная

деятельность

Организация ООД,

игр, развлечений,

подбор

иллюстративного,

познавательного

материала;

создание

презентаций;

использование ЭОР

(развивающих и

интерактивньш

компьютерных игр,

обучающие

мультфильмы, CD и

DVD —диски);

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Азбуковедение» происходит сочетание  данных технологий (интегрирование). Это позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, а  процесс познания организовать интересно, содержательно, и доступно для каждого ребенка. Данный инновационный подход, во главе которого стоит игра, как ведущая деятельность  дошкольника, способствует развитию творческого мышления, формированию позиции активности в поиске ответов на вопросы, а также повышает заинтересованность детей в обучении, в том числе обучению грамоте.

        2.6. Список литературы

        . Агалова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. - 192 c.

        . Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития — , 2008. - 288 с.

        . Волина В.В. «Учимся играя» Новая школа» Москва 1994г, -430с_

        . Кирьянова P. A. 70 игр для обучения чтению. КАРО - ‚ 2005. - 144 с.

        . Кирьянова Раиса Игры со словами для развития речи.; КАРО - , 2010. - 296 с.

        . Коноваленко В. B. Родственные слова Лексико—грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет.

        . Ломбина Т. Читайка: Ваш ребенок готовится к школе. - М.: «Рипол классик», 1999 -472с., илл.

 Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 2. Старшая группа; Школьная Пресса - Москва, 2010. — 118 с. 24.

        . Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста;

Детство—Пресс — Москва, 2009. - 451 с.

        . Учимся любить книгу: Пособие для занятий внеклассным чтением в подготовительных классах общеобразовательных школ и старших (подготовительных) группах дошкольных учреждений. Джежелей О.В.,

Светловская Н.Н. — М_: Просвещение, 1982_—1 12 с.

Интернет ресурсы

  • httр ://nsрortal.ru/detskiy —sad/
  • httр :// рochemuhka.ru/
  • http ://dohcolonoc.ru/
  • htth ://masterclassy.ru/
  • http://mirdoshkolnikov.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ социально-педагогического направления "Говорушки"

Данная программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития воспитанников среднего дошкольного возраста, что и создает актуальность внедрения данной программы.Развитие речи воспитанн...

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению"

Данная программа направлена на подготовку детей 5-6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе....

Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Развивайка»

Развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового тел...