Пересказ сказки Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий” в подготовительной к школе группе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Афанасьева Илона Александровна

Цель: учить, пересказывать текст художественного произведения при помощи пространственной модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_skazki_n_sladkova.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ сказки Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий”

в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

  1. Развивать умение детей самостоятельно строить и использовать пространственную модель при пересказе художественного произведения.
  2. Учить, пересказывать текст художественного произведения при помощи пространственной модели.
  3. Закреплять умение использовать условные символы для обозначения предмета.
  4. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения о природе, а также умение выразительно передавать диалоги персонажей сказки.
  5. Воспитывать любовь к природе.

Материал: картина “Поздняя осень” П.Г.Пишванова; картины перелета птиц, погодных явлений.

На столах у детей – листы бумаги (кадры), карандаши.

Ход занятия

Организационный момент. Дети в кругу.

Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись,

Вправо-влево повернулись,        

и друг другу улыбнулись!

Дети, послушайте стихотворение А.С. Пушкина

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман, 
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась 
Довольно скучная пора; 
Стоял ноябрь уж у двора.

Про какое время года это стихотворение?

Ребята, приглашаю вас присесть за столы. Посмотрите на картины, вывешенные на доске и ответьте мне на вопросы:

  • Какие приметы осени изображены на картинах? (Изменился цвет листьев, идут холодные, мелкие дожди, переходящие в снег, птицы улетели, животные готовятся к зиме).
  • Назовите осенние месяцы?
  • Как вы думаете, какой месяц запечатлён на картине?

Сегодня мы вспомним сказку писателя Н. Сладкова “Почему ноябрь пегий”, она о том, как птицы и звери  готовятся к приходу зимы.

Сегодня, мы будем пересказывать эту сказку. А чтобы лучше запомнить её содержание мы сделаем небольшой мультфильм. Наш мультфильм будет состоять из нескольких кадров, частей. Чтобы их выделить, мы снова прочитаем сказку и разделим на главы. Каждая глава содержит законченный эпизод. Все эпизоды выобозначите на специальной кинематографической ленте, и у нас получится мультфильм по сказке.

- Я буду читать сказку, а вы будете отделять хлопками одну смысловую часть текста от другой, т.е. разделите на главы, будем давать названия главам и к каждой главе сделаем рисунок. Персонажей сказки вы замещаете условными заместителями. Это будут геометрические фигуры.

Давайте ещё раз вспомним героев сказки (перечислили). Посмотрите на геометрические фигуры, которые лежат перед вами и подумайте, какая из них больше подойдет для замещения того или иного героя

Сказка Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий”

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Читаю, останавливаясь там, где заканчивается каждая логическая часть сказки, обсуждаем название глав, даю детям возможность выложить геометрические фигуры на своих листах.

  • Сейчас, ребята, кто может, скажет, сколько глав в нашей сказке? Как называется каждая из них?
  • Их пять (дети проверяют свои рисунки). Кто, ребята готов озвучить первый кадр нашего мультфильма и начать пересказ художественного произведения? (Дети выходят к доске и по главе,кадру пересказывают произведение, заслушиваются 5 детей, даю краткую оценку каждому рассказу ребенка).
  • А кто сможет пересказать сказку Н.Сладковаот начала и до конца, целиком.

(Приглашаю 1-2 детей для пересказа, дети внимательно слушают, дают оценку прослушанному тексту, педагог обобщает ответы).

  • Ребята, вы научились планировать пересказ сказки и передавать содержание с помощью модели.
  • А дома расскажите сказку Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий” родителям, используйте свой план-конспект на листе бумаги.

Сказка Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий”

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполох!

Увидал тучу заяц-беляк да как заверещит:

- Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу все нет да нет! Того и гляди охотники высмотрят!

Услыхала туча зайца и двинулась в лес.

- Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

- Давай вперед, нечего пятиться! – заворчал медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и морозов укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес.

- Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

Туча то вперед, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.

- Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!

Туча то вперед, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля черная.

Ни зима, ни осень!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллективный пересказ сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце» с элементами драматизации» (старшая группа)

Знакомство детей с новой сказкой, обучение пересказу прослушанного текста, развитие связной речи....

музыкальная постановка по сказке К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха" для подготовительной к школе группе

музыкальная постановка по сказке К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха"                                      ...

Тема: «Наши любимые сказки» (по сказкам А.С. Пушкина) Викторина для детей подготовительной к школе группы.

Цель: обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина, создать    эмоционально - положительное настроение у детей.Задачи:1. Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, выз...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи  Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...

«Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»» Для детей подготовительной к школе группы

Цель: формирование опыта связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....