Главные вкладки

    Дидактические игры с использованием ТРИЗ-технологии
    консультация по развитию речи на тему

    Деева Татьяна Сергеевна

    Игры-импровизации с использованием методов и приемов, предлагаемых ТРИЗ технологией для педагогов и родителей воспитанников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игра «Маша-Растеряша» (от 4 лет)

    Маша-растеряша

    Цель: тренируем внимание детей, учимся решать проблемные ситуации, используя ресурсы

    Реквизит: Кукла или картинка Маши. Младшим детям можно предложить картинки с изображением бытовых предметов (нож, дверь, стул, карандаш), или просто взять предметы.

    Напоминалка: вспомнить историю о Маше-Растеряше. Поговорить о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить детей оказать помощь такой Растеряше.

    Материал для игры берется на основе тех предметов окружающего пространства, про которые ребенок может сказать, для чего они нужны (какую функцию выполняют)

    Играем!

    Педагог берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается от имени куклы к остальным:
    - Ой!
    - Что с тобой?
    -Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ножницы)…. Чем я теперь буду (называет конкретную функцию потерянного предмета, например, резать бумагу)?

    Дети называют варианты, находя ресурсы других предметов для выполнения этой функции: бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.

    А затем воспитатель предлагает детям стать Машей-Растеряшей, ведь «растеряшесть», как известно, заразна :)

    Игра «Если я хочу…то, что мне поможет…» (от 4 лет)

    igrytriz01

    Цель: расширять представление о назначении (функциях) окружающих предметов.

    Реквизит: картинки объектов рукотворного мира, но можно обойтись и без них.

    Напоминалка: обсудить действия, которые выполнял ребенок или взрослый, вспомнить, какие предметы помогали выполнять это дело

    Играем!

    Ребенку предлагается какое-либо дело, например, построить снежную горку, только это дело надо выполнить без очевидного инструмента -  без лопаты. Ребенок в ответ называет объекты рукотворного мира, которые помогли бы это сделать.  Обязательно поощряются нестандартные ответы детей: например, чтобы построить горку нам поможет крышка от кастрюли, разделочная доска, тазик.

    Вот еще примеры заданий для игры:

    • Отрезать хлеб без ножа
    • Достать ведро из колодца без веревки
    • Перейти речку без моста
    • Помыть руки без мыла
    • Погладить ежика без перчаток



    Предварительный просмотр:

    ТРИЗ Игра «Теремок»

    teremok

    Цель: тренировать аналитическое мышление, учить выделять детей общие признаки путем сравнения.

    Реквизит: картинки с изображением разных неодушевленных предметов (в ТРИЗ-терминологии «объектов»), например,: стол, чайник, дом, сумка, яблоко, корзина.

    Напоминалка: вспомнить вместе с ребятами сказку «Теремок»

    Играем!

    Для начала необходимо построить теремок, разумеется, условно — просто отгородив какой-то участок комнаты. Раздать детям карточки, посадить в теремок «хозяина». Для начала «хозяином» может выступать взрослый, дальше включатся и подхватят дети. Каждый получает свою картинку и играет за изображенный на ней объект. «Гости» по очереди подходят к теремку и ведут с «хозяином» диалог:

    - Тук, тук, кто в теремочке живет?                                                                                          - Я, чайник.  А ты кто?
    - А я яблоко. Пустишь меня в теремок?
    - Если скажешь, чем ты на меня похоже, то пущу.

    «Гость» должен сравнить обе картинки, найти общие признаки и назвать их. Например, и у чайника, и у яблока округлая форма. После этого «гость» заходит в теремок, а к «хозяину» обращается следующий игрок. Все «гости» должны оказаться в теремке. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

    Варианты игры:
    «Хозяин» постоянно меняется — вошедший «гость» становится «хозяином», а бывший хозяин уходит отдыхать.

    Построить несколько теремков, рассадить везде «хозяев», пусть «гости» ходят от дома к дому.

    Можно брать не рисунки, а реальные предметы – деткам помладше часто нужно ощупать объекты, чтобы найти сходства в признаках.



    Предварительный просмотр:

    Игра «Хорошо – плохо» 

     

     

    При составлении технического противоречия (ТП) необходимо записать состояние системы (или ее элемента) и объяснить, что при этом хорошо, а что плохо. Если ты хочешь правильно научиться формулировать технические противоречия, то начинай с игры «Хорошо – плохо».  

             Игра проводится в несколько этапов - от простого к сложному.

     

    1. Для игры выбирается объект, безразличный для тебя.  Попробуй проанализировать объект и назвать его положительные и отрицательные качества (что в нём «хорошо», а что в нём «плохо»).

    Пример:

    • Роза - хорошо, потому что красивая и вкусно пахнет, а плохо потому, что имеет колючие шипы.
    • Лампа - хорошо - она освещает комнату, а плохо - ее свет может мешать спать.
    • Шнур - хорошо – благодаря ему к электроприбору от сети поступает электричество, а плохо – об него можно споткнуться и упасть.

     

    Попробуй теперь сам назвать что хорошего, а что плохого в следующих объектах.  

     

     

     

     

     

     

     

    А теперь попробуй дать по несколько объяснений (не меньше 3), что «хорошо» и «плохо» в изображённых объектах.

     

     

     

     

     

    2. Для игры выбирается объект, имеющий для тебя конкретную значимость (вызывающий положительные или отрицательные эмоции).

    Далее работа ведется аналогично пункту 1.

    Пример:

    • Дождь - плохо - нельзя гулять, а хорошо - можно почитать книжку.
    • Укол - плохо - больно и страшно, а хорошо - вылечивает от болезни. - Мороженое - плохо - можно простудить горло, а хорошо – сладкое и вкусное, освежает в жару.

    Играть можно по-разному:  

    • Игра в мяч (для нескольких человек). Ведущий кидает мяч, называя объект. Тот, кому мяч брошен, называет в этом объекте «хорошее» или «плохое».
    • Загадки (для нескольких человек). Ведущий загадывает загадку. Игроки отгадывают загаданный объект и называют, что в нем хорошо и что плохо.
    • Игра «Ромашка» (для нескольких человек). Для игры изготовь из бумаги ромашку и нарисуй на её лепестках разные объекты. Отрывая лепесток, игрок называет изображенный на нем объект и перечисляет, что в этом объекте хорошее, а что плохое.

     

    Попробуй придумать свои игры и поиграть в них с друзьями.

     

    3. Динамичный вариант игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно изменяется (цепочка).

    Пример:

    • Весной становится теплее - это хорошо, т.к. быстрее тает снег. - Быстро тает снег - это плохо, т.к. вода не успевает впитываться в землю и кругом большие лужи.
    • Кругом большие лужи - это хорошо, т.к. можно в них пускать бумажные кораблики.
    • Пускать кораблики в лужах - это плохо, т.к. можно промочить ноги и простудиться.
    • Простудиться - это хорошо, т.к. появится время прочитать интересную книжку… И так далее.

    Динамичный вариант игры можно проводить по цепочке или разделившись на две команды. Одна команда называет все хорошее, а другая - все плохое. При этом очень важна роль ведущего. Он должен четко следить, чтобы игра не пошла по кругу.

    Попробуй продолжить цепочки:

    • Читать книжку – это хорошо….
    • Объедаться сладким – это плохо…

     

    4. Один из возможных вариантов игры - это ее модификация:

    переход количественных изменений в качественные.

    Пример:

    • Одна таблетка - хорошо (вылечивает); упаковка таблеток - плохо (яд).
    • Короткое время за компьютером - хорошо (осваиваешь работу на ПК, выполняешь задание и др.), много времени  за компьютером - плохо (большая нагрузка, особенно на глаза, - вред здоровью).

     

    Предложи свои варианты, только не забудь их пояснить.

     

    Может быть эта игра поможет тебе в трудную минуту поддержать кого-то из друзей или близких: в плохой ситуации увидеть что-то хорошее. А может быть и наоборот, в чём-то хорошем заметить плохое. Играй в удовольствие!

     



    Предварительный просмотр:

    Игра «Сказочный магазин» 57576


    Цель: тренировать диалектическое мышление, то есть учить видеть детей  и выделять противоположные признаки в одном объекте.

    Реквизит: рисунки сказочных героев, хороших и плохих (Баба-Яга, Бармалей, Снежная королева, Айболит, Белоснежка, Золушка, и т.д.), картинки с изображением разных объектов рукотворного мира, например, конфета, нож, будильник, краски…

    Напоминалка: обсудить, что обязательно бывает в магазинах (продавцы и покупатели).

    Играем!

    Строим территорию магазина, выбираем и приглашаем продавца за прилавок (можно добавить «кассу» и прочие атрибуты, но без фанатизма). Педагог сначала играет за покупателей, а продавцами пусть будут дети.

    Воспитатель:

    Магазин у нас необычный, в него заходят герои сказок. И денег с них не берут, но вот плохим героям мы товары не хотим продавать, а только хорошим. Поэтому всяким разбойникам рассказываем, что в товаре плохого и герой сам не хочет такое себе покупать, а хорошим наоборот расхваливаем товар ( в игре хорошие герои сомневаются, так ли им нужна покупка ).

    Суть игры в том, что один и тот же товар сначала хочет купить отрицательный персонаж, а потом положительный. Таким образом, в игре наглядно показываем вывод, что в каждом предмете есть как хорошее, так и плохое.

    В магазин входит Бармалей:

    - Я хочу купить краски.

    - Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!

    - Не буду покупать.

    Затем входит Золушка.

    - Золушка, купи краски! Смотри, какие они, разноцветные, яркие. Любую картину нарисовать сможешь!

    - Хорошо, покупаю.

    Дети 6-7 лет уже могут выдавать совершенно потрясающие варианты! Кругозор и словарный запас позволяют!)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

    «Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий»

    Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности....

    Символы к дидактическому пособию «Карусель» (использование ТРИЗ технологий).

    Цель дидактического пособия: развивать умение выделять признаки и свойства предметов....

    Дидактическое пособие "Пятиэкранка" (использование ТРИЗ технологии).

    Учить детей системно размышлять о любом объекте: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени....

    Дидактическая игра с использованиме ТРИЗ технологии «Расскажи о профессии врача».

    Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Дидактическая игра  «Расскажи о профессии врача». Предназначена для закреплен...

    Авторская дидактическая игра с использованием ТРИЗ технологии «Вызови врача».

    Игра рассчитана для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Подходит для работы с детьми ОВЗ для формирования метода рассуждения как функционально-смыслового типа ...

    Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий

    В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать своё «Я», выделять себя из мира, в это время у него возникает интерес к своей жизни. Происходят значительные изменения во всех сферах его ...