Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию
рабочая программа по развитию речи на тему

Шевелева Татьяна Михайловна
Использование элементов Су-Джок 
терапии как современной технологии 
в работе с детьми 
по речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\титульный.jpg

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у

наших детей завтра».

Джон Дьюи

Пояснительная записка

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Человек использует  речь для выражения мыслей и чувств, через речь воздействует с окружающим миром.  Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. 

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно, раньше овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Обоснование для разработки программы

Анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей. Данная проблема ежегодно отражается в годовом плане ДОУ.  Одной из задач  плана речевое развитие дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Актуальность

Уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.

На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Познакомившись с различными инновационными технологиями, в своей работе я использую элементы Су-Джок терапии. Она была разработана южнокорейским ученым и профессором Пак Чжэ Ву. «СУ» -кисть, «ДЖОК» -стопа. Кисти и стопы, благодаря природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов, так как стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Эффективность и простота Су-Джок терапии привели к ее широкому распространению не только на родине в Корее, но и по всему миру.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Актуальность применения Су-Джок терапии у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

  • во- первых ребенок - дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажеров Су-Джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, детям нравиться массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, тем самым способствуя развитию речи.
  • в-третьих, упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Новизна

Данную технологию использую в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по звукопроизношению (автоматизации звука), развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, навыков употребления предлогов, а также для развития психических процессов (память, мышления, моторика, внимание).

Сочетание таких упражнений позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса в условиях детского сада.

Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Цель программы: Повышение своего теоретического, научно-методического и профессионального мастерства путем внедрения инноваций в образовательный процесс (элементы Су-Джок терапии).

Задачи программы:

  • изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, опыт педагогов-практиков по проблеме развития речи дошкольников;
  • использование элементов Су-Джок терапии в работе по речевому развитию дошкольников;
  • проверка целесообразности и успешности применения инновационной технологии Су-Джок терапии в образовательной деятельности по развитию речи в условиях ФГОС ДО;
  • повышать компетентность родителей в области применения элементов Су-Джок терапии. Обобщать и распространять собственный опыт по Су-Джок терапии в речевом развитии детей (родительские собрания, консультации, буклеты);

Механизмы действия программы

Программа реализуется на базе СП МАОУ Борковской СОШ в течении трёх лет (2017-2020 уч.г).

Этапы реализации программы самообразования:

I этап (информационно-ознакомительный):

- изучение научной, методической литературы,

- анализ и обобщение теоретических данных

II этап (практический):

- диагностика начального уровня знаний.

- внедрение в практику полученных теоретических знаний,

- апробация программы.

III этап (обобщающий):

- обобщение опыта работы по теме самообразования,

- диагностика и анализ результатов работы.

Ожидаемые результаты

  • целенаправленная работа воспитателя с детьми по развитию речи при помощи Су-Джок терапии, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведёт к положительной динамике показателей развития речи дошкольников;
  • эффективность усвоения материала;
  • родители, как участники образовательного процесса по развитию речи детей.

Формы подведения итогов реализации программы

Способы проверки ожидаемых результатов могут быть разные:

  • текущие (проводятся проверочные занятия с целью сделать акцент на ошибках и удачах в работах детей)
  • итоговые (проводятся в конце года для определения уровня знаний и умений по освоению программы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА СКАЗКА «

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТ...

«Современные педагогические технологии на занятиях по речевому развитию»

Современные педагогические технологии на занятиях по развитию речи...

Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»

Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса....

Консультация для педагогов ДОУ " Современные методы и формы работы по коррекционно-речевому развитию"

Данный материал содержит описание основных методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекционно-речевому развитию....