Главные вкладки

    "Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников"
    методическая разработка по развитию речи по теме

    Новикова Галина Александровна

    Мастер-класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №4  «Калинка» г. Волжск, РМЭ.

    Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников».

    (на  ГМО воспитателей младших, средних групп)

    Воспитатель: Новикова Галина Александровна

    2012 г.

    Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников.

    Воспитатель ДОУ №4 Новикова Г.А.

    Изменения в российском обществе привели к серьёзным изменениям и в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Наметился отказ от жёстко регламентированных форм обучения и принятия педагогической общественностью гуманистической педагогики.

    Предлагаю сценарий мастер-класса «Эффективность использования современных методик в формировании  познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».

    Участники: воспитатели и педагоги ДОУ

    Мастер: автор внедряемых методик

    Приветствие участников. Знакомство.

    Обсуждение правил проведения мастер-класса

    -«Находи здесь и сейчас»

    -«Говори, что знаешь»

    -«Делай, что умеешь»

    -«Позитивно относись к мнениям других»

    -«Уважай время»

    -«Помни, что знать и уметь никому не вредно»

    Вопрос ко всем участникам мастер-класса:

    «Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?» (высказывания участников)

    Актуализация проблемы.

    Ребёнок – абсолютная ценность, мера всех вещей! Ребёнок индивидуален и неповторим! Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость проблемно рассматривать применение педагогических технологий. Особенно когда вопрос стоит о младшем дошкольном возрасте, ведь это первая ступень общего образования.

    Сегодня я предлагаю рассмотреть современные методики, применяемые в работе с детьми, способствующие формированию речевого развития.

    Внедрение  федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации непосредственно-образовательной деятельности, так как роль воспитателя становится направляющей, развивающей.

    Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе. Традиционно занятие являлось  основным элементом образовательной деятельности. В федеральных требованиях обозначено, что решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми (в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Основной формой работы с детьми является игра. Вполне логично возникают вопросы «Нужны ли занятия?», и «Если нужны, то какие?».

    Для организации  непосредственно- образовательной деятельности нужно продумывать приёмы, которые будут способствовать введению ребёнка в тему. Для этого эффективно использовать пословицы, поговорки, стихотворения, дидактические игры, подвижные игры и  загадки.

    Особое внимание уделяется познавательно-речевому развитию в интеграции с другими образовательными областями.

    При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём – загадки.

    Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.

    Загадки-описания  помогают развивать понимание речи, активную подражательность  речевой деятельности, внимание, память, например:

    Кто на улице гуляет

    От ворот недалеко?

    Лапкой землю загребает

    И кудахчет … (ко-ко-ко).

    Доскажи словечко  (для чёткого произношения звуков), например:

    От избушки в лес ведёт

    Вырытый подземный … (ход).

    Загадки-ребусы:

    «Расшифруйте слово» - ЛОКНУ   (КЛОУН);

    «Составь слово» - Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ), ответ ЛИСА.

    Загадки-шарады, например:

    Начало – голос птицы,

    Конец – на дне пруда,

    А целое в музее

    Найдёте без труда.

            (КАР+ТИНА).

    Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово…

    С «Ч» над морем я летаю,

    С «Г» в машинах я бываю,

    С «М» тебя я одеваю,

    С «Л» собачкою зовусь.

    Анаграммы  -  от перестановки звуков образуется новое слово …

    КОТ  -  ТОК

    СОСНА  -  НАСОС

    ЛИПА  -  ПИЛА

    Я дерево в родной стране

    Найдёшь меня повсюду,

    Но слоги переставь во мне

    И воду подавать я буду.

    Логорифмы , загадки со словами, которые решаются путём удаления,  замены или добавления звуков…

    Известное я блюдо,

    Когда прибавишь «М»,

    Летать, жужжать я буду,

    Надоедая всем… (УХА  -  МУХА)

    Загадки-путаницы,  помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе…

    Был Алёша очень рад

    Слишком вкусный был … халат  (САЛАТ).

    Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой  стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.

    Эффективным методом является  синквейн – Это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. («Синквейн – от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить , что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

    Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно- образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

    Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.

    Работа строится по определённой схеме:

    1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т.д.);

    2 строчка  (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных, характеризующих первую  строчку;

    3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к  теме;

    4 строчка -  четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

    5 строчка  - одно слово-резюме  (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

    Чёткое соблюдение правил составления  синквейна не обязательно. Наприме, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятьй строке – два слова.. Возможны варианты использования и других частей речи.

    С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу.

    Синквейн для воспитателей детского сада – это:

    - средство творческого самовыражения ребёнка;

    - способ обогащения словарного запаса;

    - подготовка к краткому пересказу;

    - и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

    ПРИМЕР:

    «РОССИЯ»

    Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая).

    Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)

    Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?            Лучше нет родного края!

    Синоним или  как по-другому можно назвать Россию? (страна, отчизна, отечество) Россия – родина моя!

    А теперь я предлагаю участникам поделиться на две группы. Каждой группе предлагается тема синквейна.

    СИНКВЕЙН на тему «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

    День рождения

    Яркое, незабываемое

    Поздравляют, дарят, любят

    Счастливое торжество раз в году

    Праздник

    СИНКВЕЙН  на тему «НОВЫЙ ГОД»

    Новый год

    Радостный, долгожданный

    Приходит, веселит, радует

    Я радуюсь новому году

    Праздник, подарки

    Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

    Итоги мастер-класса

    Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос «Получили ли Вы то, чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса?» (высказывания участников)

    Теперь я вам предлагаю просмотр непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Посуда», где будут использованы загадки «Доскажи словечко», а также элементы синквейна. Целью игровой ситуации «День рождения куклы Маши» является систематизация знаний детей по теме «Посуда» и решение задач через образовательные области познание, коммуникация, социализация, физическая культура и художественное творчество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей. Логоритмика – речь - движение – игра.

    На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач  перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.    ...

    Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.

    Аннотация: В статье представлены особенности  формирования сенсорного восприятия  дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации ...

    Сообщение из опыта работы: "Использование развивающих игр в формирование познавательно-речевых способностей".

    «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с темприносит им громадную пользу!»Е.А. Покровский.Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познаватель...

    "Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей"

    Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога ДОУ....