Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Кокурина Галина Владимировна

 

 

Аннотация: В статье представлены особенности  формирования сенсорного восприятия  дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации к действию и формированию сенсорных эталонов у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  различной степени тяжести.

Ключевые слова: сенсорное восприятие, коррекция, развитие, формирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_chteniya2017.doc56.5 КБ
Office presentation icon kopiya_ped_chteniya_2017.ppt1018 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных методик при формировании  сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.

Автор: Кокурина Галина Владимировна учитель – дефектолог   МДОУ «Детский сад № 209»

Аннотация: В статье представлены особенности  формирования сенсорного восприятия  дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации к действию и формированию сенсорных эталонов у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  различной степени тяжести.

Ключевые слова: сенсорное восприятие, коррекция, развитие, формирование,

Существенную роль в познании ребенка  дошкольного возраста играют его ощущения и восприятие. Именно они создают фундамент для последующего знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления и являются  необходимыми предпосылками практической деятельности.

Многие проблемы обучения и поведения детей с интеллектуальной недостаточностью, являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения.

Сенсорное восприятие ребенка с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования  и происходит крайне неравномерно. Отмечается недостаточная диффиринцированность зрительного восприятия, проявляющаяся в неточном распознавании цветов и цветовых оттенков, формы и величины объектов.  Низкий уровень развития восприятия у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники. Обучающий процесс с умственно отсталыми детьми организуется взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Однако ребенок при этом не должен быть пассивным наблюдателем, а стать активным  участником обучающего процесса, научиться  принимать поставленную взрослым цель,  хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Успешность  усвоения предлагаемого материала зависит от правильного выбора методов обучения, от учета возрастных особенностей и характерных особенностей детей с нарушением интеллекта. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересованность каждого ребенка.

Сенсорное воспитание входит в раздел программы коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. В данном направлении сосредоточено основное содержание работы по коррекции когнитивной сферы ребенка. Основные задачи при формировании сенсорного восприятия:

  • развитие поисково - ориентировочных  действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка);
  • обеспечение усвоения систем сенсорных эталонов;
  • включение в деятельность детей сформированные образы восприятия.

Формирование сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта происходит поэтапно: первоначально необходимо научить ребенка соотносить предметы по заданному сенсорному эталону. В дальнейшем ребенок учится выделять по словесному обозначению предмет заданного цвета, формы или величины. И на последнем этапе свободно оперирует словесным обозначением сенсорного эталона, может запомнить и воспроизвести его самостоятельно в практической деятельности.

Добиться положительных результатов в коррекционно – развивающей работе можно выполняя следующие условия:

  • создание предметно развивающей среды в соответствии с целями, задачами, которые ставит педагог;
  • разработка  и использование новых форм, развивающих занятий;
  • использованию активных форм, методов, средств и приёмов в развитии ребенка;
  • сотрудничество и партнёрство  во взаимоотношениях с детьми;
  • личной заинтересованности педагога в достижении цели.

Для стимуляции мотивации к действию и формирования интереса к дидактическим играм направленным на формирование сенсорных эталонов, я использую коврограф, разработанный В.В.Воскобовичем, который совмещает в себе преимущества доски и фланелеграфа.  Для работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллектуальной сферы, мне пришлось адаптировать и модифицировать данный учебно-игровой методический комплекс.

Использую коврограф по всем направлениям коррекционно- развивающей работы: формирование сенсорного  восприятия (знакомство с эталонами формы, цвета, величины), внимания, мышления (знакомство с количеством и развитие навыков счета), ознакомление с окружающим миром, сенсомоторного развития, а также при формировании умения ориентироваться на плоскости и многое другое.

Сам коврограф представляет собой игровое поле из ковролина и обладает рядом несомненных преимуществ:

  • сила сцепления ковролина с контактной лентой  позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный и демонстрационный материал, поэтому он удобен  для применения как взрослым так и ребенком.
  • наглядный материал яркий, приятный на ощупь, ребенок с удовольствием действует с ним.
  • безопасный для дошкольников младшего возраста.
  • наглядный  материал  мобильный, можно перемещать в разных направлениях поля коврографа.
  • является  эффективным средством повышения мотивации у детей к деятельности.

Таким образом, используя коврограф  можно добиться положительных результатов по всем направлениям коррекционно-развивающего обучения.

 Список использованной литературы:

[1].Е.А.Стребелева. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога/ Е.А. Стребелева. – М.: 2008.

[2]. Программа.  Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Е.А. Екжанова., Е.А. Стребелева. М: « Просвящение» 2005.

[3]. А.А.Катаева Дидактические игры в  и упражнения  в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М: Владос , 2004

[4].    Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.

[5].    Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно 

[6].Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста.— М.: Просвещение, 1988.

[7].https://sensoricinru.wordpress.com

[8]./http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/10/17/razvitie-vospriyatiya-doshkolnikov-s-narusheniem

[8].http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/20/master-klass-igrovaya-tekhnologiya-intellektualno-tvorcheskogo


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта. Г.Ярославль МДОУ «Детский сад № 209» Учитель – дефектолог Кокурина Г.В.

Слайд 2

развитие поисково - ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка) обеспечение усвоения систем сенсорных эталонов включение в деятельность детей сформированные образы восприятия Задачи при формировании сенсорного восприятия:

Слайд 3

Условия успешного коррекционно-развивающего обучения: создание предметно развивающей среды в соответствии с целями, задачами, которые ставит педагог разработка и использование новых форм, развивающих занятий использованию активных форм, методов, средств и приёмов в развитии ребенка сотрудничество и партнёрство во взаимоотношениях с детьми личной заинтересованности педагога в достижении цели.

Слайд 4

Преимущества использования коврографа в коррекционной работе. эффективное средство для создания мотивации к действию яркий, приятный на ощупь наглядный материал удобен для использования ребенком и самим педагогом многофункциональный, легко трансформируется в соответствии с задачами, которые поставил педагог безопасный для детей дошкольного возраста

Слайд 5

Восприятие цвета

Слайд 6

Восприятие формы и целостного образа предмета.

Слайд 7

Формирование математических представлений.

Слайд 8

Материал по развитию речи в соответствии с лексическими темами

Слайд 9

Использование сенсомоторных матрешек.

Слайд 11

Спасибо за внимание.