Главные вкладки

    Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Пырова Екатерина Анатольевна

    «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах.»

     Ян Амос Каменский

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

    «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах.»

     Ян Амос Каменский

         ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ, одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

    Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. К.Д. Ушинский считал логику природы для ребенка самой доступной и полезной.

    Сама экологическая наука предполагает выход на интеграцию, потребностью создания у ребенка целостной картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве. Окружающий мир, природа - это сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить¸ удивить. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании детей. 

    Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и эстетических переживаний ребенка.

    Интегрированный подход к экологическому и речевому развитию позволит формировать у дошкольников целостное, системное представление о сложных взаимосвязях, существующих в природе, освоить экологические представления, совершенствовать речевую активность, приобщить к общечеловеческим ценностям, погрузиться в красоту природы, и передать эту красоту в речевом и художественном образе.

    При организации работы по развитию речи детей в процессе ознакомления с природой. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал и тщательно продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание, очень важно учитывать возрастные особенности детей, что можно требовать от ребенка того или иного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства его с природой.

    Для обогащения и активации словаря детей необходимо обратить внимание на:

         - отбор необходимого словарного материала;

         - правильность собственной речи;

         - создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

         Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое новое слово чётко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово это является для них новым. Во время наблюдения, экскурсии воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова.

         Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, экскурсий, закрепляются в их сознании в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях.

         Начиная со средней группы можно давать детям специальные грамматические  и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью.

         Задания постепенно усложняются: подбор к существительному прилагательных и глаголов, синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением и др.

         Руководя работой, воспитатель стремится не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, т.е. к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.

    При обучению детей рассказыванию. Воспитатель должен специально учить ребенка рассказывать о природе, т.е. с одной стороны, дать им достаточные знания, позволяющие составить относительно полный и точный рассказ о каком либо предмете или явлении природы; с другой стороны, развивать умение детей формулировать свою мысль, отобранные сведения подавать по возможности логично и последовательно.

         Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И если сначала они копируют образец речи педагога, поскольку сами не могут составить полный и точный описательный или четкий сюжетный рассказ о природе, то постепенно, по мере накопления знаний и установления для себя некоторых связей, зависимостей и закономерностей в природе начинают под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно достаточно грамотно, точно и образно выражать свои мысли.

    Виды детских рассказов о природе.

    1. сюжетный рассказ на основе непосредственно труда в природе («Как мы спасли птицу»);
    2. сюжетный описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной» и др.);
    3. описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года (наш участок зимой и летом), и описание пейзажной картины;

    4) описательный рассказ о (весне) сезоне в целом (Расскажи о весне; «Мое любимое время года, Что ты знаешь об осени?»);

    5) описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Ветка сирени», «Осенний букет»).

         Указанная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы.

    Одной из форм работы являются также беседы с детьми о природе.

         Беседа обуславливается особенностями диалогической (устной, разговорной) формы речи,  целью беседы является уточнение, закрепление или расширение знаний  детей  по какой – то определенной уже знакомой им теме. Большое значение в беседе имеет и внешняя эмоциональная выразительность речи – жесты, мимика говорящего.        

         Проводя беседу, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы она проходила живо, естественно, при большой активности всех детей.

         Беседа – форма  коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнить или исправить его ответ, подать реплику, задать вопрос. Можно выделить несколько типов бесед о природе :                                                                                                                          

    1. беседы в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе

    наблюдений, экскурсий, прогулок);

    1. беседы в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда в природе, опытов, самостоятельных наблюдений );
    2. беседы на основе уже имеющихся знаний (обобщающие, при рассматривании картин и т.д.)

         В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах  и явлениях природы , и вопросы, требующие  обобщения фактического материала, установления связей зависимостей в процессе.

         В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов, воспитатель уточняет словарь детей (н –р: солнышко пригревает, снег оседает, трава пробивается, почки набухают и т.д.) Таким образом: С одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой – во время бесед происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее точные слова для передачи своих мыслей.

    Воспитатель может  спланировать несколько тематических обобщающих бесед, например: «Беседа об изменениях в неживой природе», «Растительный мир», «Животный мир», «Сезонный труд людей».

    Такая тематическая группировка материала позволяет подвести детей к

    осознанию ими довольно сложных причинно-следственных , последовательных  и временных связей: причины изменений и периодичности в природе, последовательности роста и развития растений, зависимости их от условий жизни, от времени года. В процессе таких бесед формируется одно из основных качеств связной речи – ее достоверность.

         В беседе значительное место занимает рассматривание картин и чтение

    художественных произведений. Художественная литература и изобразительное искусство имеют огромное значение для уточнения, расширения знаний детей, развития умения выражать свои мысли.

    Инсценирование и драматизация  сказки экологического содержания. В процессе драматизации сказок незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

    Дидактические игры экологического содержания в которых закрепляются представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.

        Таким образом в процессе интеграции речевого и экологического образования у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи.

         Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи. Ребенок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ

    Выступление на тему "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учрежде...

    Доклад на педсовет "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

    Цель: совершенствование работы по формированию у дошкольников экологической культуры.Задачи:- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;- повышать методический уровень;- способствовать...

    Презентация к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"

    сопроводительный материал к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"...

    Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС

    Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения дошкольников. Все это стимулирует их творчество. Вследств...

    Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

    Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

    Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС »

    Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС » СЛОВЕСНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ – ЭФФ...

    Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

    Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников....