Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя по теме: ««Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
материал

Кашина Вера Борисовна

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15№ Еманжелинского муниципального района

Челоябинской области

Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя

Выполнила: Кашина Вера Борисовна,

воспитатель 1 категории

2018 г.

Пояснительная записка

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Поэтому считаю актуальной работу по теме: ««Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Данная персонифицированная программа разработана в соответствии со структурой, требованиями к содержанию персонифицированных программ педагогических и руководящих работников в сфере образования.

Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квалификации через систему методической работы ДОУ.

Срок реализации персонифицированной программы – 3 года.

Результаты мониторинга профессиональной деятельности

воспитателя

Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности  воспитателя

Инструкция: для получения данных необходимо проставить оценки от 0 до 3 баллов по каждому из показателей в таблицу.

0 баллов – отсутствие выраженности данного показателя у педагога;

1 балл – слабая выраженность показателя;

2 балла – достаточная выраженность показателя у педагога;

3 балла – оптимальная выраженность данного показателя.

Таблица № 1

Признаки

Показатели оценивания

Баллы

Научная подготовленность

1. Информированность о теоретических основах педагогики и методик развития детей раннего возраста

1. Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования.

2.Владение основными закономерностями и принципами педагогики и методик развития детей дошкольного возраста.

3.Оперирование научной терминологией.

4. Ориентация в отборе содержания образования детей дошкольного возраста на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий.

5. Понимание логики педагогической науки.

2

3

3

2

3

2.Информированность о методах дошкольной педагогики и педагогики раннего детства

1.Ориентация в многообразии методов дошкольной педагогики

2.Понимание сущности методов педагогики дошкольного детства

3.Представление о возможности эффективного использования методов в процессе практической работы с детьми.

2

2

3

3.Информированность о современных разработках в области педагогики раннего детства

1.Ориентация в истории научных открытий.

2.Понимание необходимости ее использования в процессе воспитания детей дошкольного возраста

3.Владение знаниями об инновационных стратегиях в дошкольном образовании.

4.Представление о значимости использования этих знаний в образовании детей дошкольного возраста

2

3

3

2

Методическая подготовленность воспитателя ДОУ

1. Знание содержания образования для детей раннего возраста

1. Представление о роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка (формирование базового доверия к миру, становление позитивной «Я-концепции»)

2. Понимание целей и задач развития детей  дошкольного возраста

3. Ориентация в современных программах дошкольного образования и современных педагогических технологиях развития детей дошкольного возраста

4. Определение форм и методов развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

3

2

2

3

2.Информированность о методах и приемах развития детей раннего возраста.

1.Понимание адекватности методов и приемов развития детей дошкольного возраста целям и содержанию дошкольного образования.

2.Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов развития детей дошкольного возраста.

3.Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп.

4.Ориентация в современных педагогических технологиях в области развития детей дошкольного возраста.

3

2

3

2

3. Информированность о формах организации образования детей раннего возраста

1.Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения детей.

2.Ориентация в специфике различных форм организации детей дошкольного возраста.

3.Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе.

2

3

3

4. Информированность о средствах обучения детей раннего возраста

1.Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения для детей дошкольного возраста

2.Понимание роли и функций средств обучения в активизации познавательных процессов детей дошкольного возраста

2

2

3.Понимание необходимости управления развитием познавательных процессов у детей дошкольного возраста  и месте педагога в этом процессе

3

4.Владение приемами планирования и организации личного труда и деятельности детей дошкольного возраста

3

5.Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе развития детей дошкольного возраста

2

6.Владение приемами педагогической техники

3

Психологическая подготовленность

1.Информированность о психологических особенностях детей раннего возраста, основных этапах их развития

1. Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения.

2. Понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ.

3. Ориентация в диагностических методах оценки развития детей дошкольного возраста

2

3

2

2.Информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей раннего возраста

1.Понимание закономерностей познания.

2.Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи.

3.Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в разных возрастных группах.

3

2

3

Коэффициент профессиональной подготовки – 0,61, достаточный уровень.

Оценивание профессиональной компетентности воспитателя ДОУ

п/п

Компетенции

Показатели (индикаторы) оценивания

1

Получение воспитателем информации о результатах развития детей раннего возраста на основе результатов педагогической диагностики

  1. Анализ психофизических особенностей и динамики развития детей; 8
  2. Анализ необходимости применения инновационной стратегии развитии детей дошкольного возраста;7
  3. Проектирование ожидаемого результата в применении инновационных технологий; 8
  4. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к осуществлению образования; 8
  5. Соотношение результатов достижений ребенка с требованиями государственного стандарта по дошкольному образованию; 8
  6. Анализ индивидуальной траектории развития ребёнка; причин задержки развития  ребенка (по необходимости) 7

2

Демонстрация воспитателем знаний дошкольной педагогики и педагогики развития детей раннего возраста,  методик; современных инновационных педагогических технологий в области развития детей раннего возраста

Владение основами дошкольной педагогики и педагогики развития детей раннего возраста,  методик; современных инновационных педагогических технологий в области развития детей раннего возраста:

  1. Знание и применение в педагогической деятельности принципов педагогики развития детей дошкольного возраста и методик; 8
  2.  Владение и использование современных форм организации образования детей дошкольного возраста; 7
  3.  Использование современных педагогических технологий; 7
  4.  Использование нетрадиционных форм образования  /индивидуальная работа с детьми/. 7
  5. Использование инновационных направлений в дошкольном образовании; 7
  6. Использование метода проектов как одной из современных тенденций в дошкольном образовании 8

3

Организация времени на педагогическую и инновационную деятельность, использование пространства группы, развивающих пособий для реализации задач инновационной деятельности; ТСО и информационных технологий (компьютерных) в целях воспитания и обучения детей раннего возраста

1) Решение задач мотивации:

  1.  привлекает внимание детей перед объяснением нового материала, 9
  2.  дает  ясные, четкие, полные указания по ходу деятельности, доступные пониманию ребёнка дошкольного возраста 9
  3.  наглядные пособия и материалы находятся в доступном для самостоятельной познавательной детской деятельности месте, открыты для их использования, в достаточном количестве 9
  4.  эффективность детской деятельности стимулируется поддержанием интереса, внесением ярких, образных стимулов 9
  5. воспитатель умело показывает детям значимость результата их деятельности, поощряя их самостоятельность. 9
  6. Эффективное использование времени на образовательную деятельность: использование проблемных ситуаций в окружающей жизни для повышения познавательной активности детей, 7
  7. осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в ходе образовательного процесса, умение видеть всех детей, держать на контроле их деятельность, 8
  8. использование предметно - развивающей среды группы в процессе образовательной работы, наполнение предметно - развивающей среды материалами для занятий 9
  9. использование ТСО в ходе образовательной работы с детьми, 7
  10. использование компьютера в образовательной работе с детьми, создание и адаптация развивающих образовательных программ для детей раннего возраста; 7
  11.  внесение музыкального фона в процесс образования (режимные моменты, прием детей, занятия, самостоятельная деятельность детей). 7

4

Общение, взаимодействие педагога с детьми

1) В общении  с детьми:

  1. создает условия для развития эмоционального общения детей со взрослыми. 10
  2. помогает детям наладить положительные контакты со сверстниками. 9
  3. создает условия для развития предметного взаимодействия с детьми (сотрудничества), предлагая им различные образцы действий с предметами. 9
  4. поощряет и стимулирует интерес детей к чтению книжек 9
  5. создает условия для формирования у детей представления о себе. 9
  6. создает условия для развития речи детей. 9
  7. организует продуктивные и творческие виды деятельности детей. 9
  8. создает условия для овладения детьми ходьбой, сложными локомоциями, тонкой моторикой рук.

2) Педагог, взаимодействуя с детьми 9

  1. проявляет уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему. 10
  2. чутко реагирует на инициативу детей в общении, на их потребность в поддержке взрослых. 9
  3. создает условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками. 10
  4. не ограничивает естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор); голос педагога не доминирует над голосами детей. 10
  5. в ходе обучающих занятий учитывает возрастные возможности и интересы детей. 9
  6. организует процессуальные игры детей как творческую деятельность. 7
  7. поддерживает положительное самоощущение детей, способствуют формированию у них знаний о себе. 10
  8. не прибегает к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей 10

5

Демонстрация педагогом современных методов воспитания и обучения

1) Актуализация образовательной информации (подготовка к восприятию учебной информации):

  1. мотивация деятельности; 9

б) проблемно - поисковые методы в образовательной деятельности;7

в) использование экспериментирования и детского проектирования при организации разных видов деятельности; 7

г) использование схем, моделей для создания устойчивого познавательного интереса детей к деятельности; 7

д) использование разнообразных проектов по направлениям инновационной деятельности в дошкольном образовании. 8

2) Предъявление образовательной информации:

  1. доступность преподнесения познавательной информации; 9

б) последовательность изложения материала; 9

в) использование методов развивающего обучения; 7

г) использование современных педагогических технологий; 7

д) сменяемость видов детской деятельности в ходе предъявления образовательной информации; 8

е) поддержание интереса детей к содержанию информации; 8

ж) стимулирование самостоятельной познавательной активности. 8

3) Выявление освоенности содержания образования:

  1. оценивание активности детей; 8

б) анализ уровня освоенности каждым ребенком содержания информации; 8

в) анализ эффективности применяемых методов и приемов; 8

г) анализ результативности образовательного мероприятия; 8

д)  установление «обратных связей» (реакция детей); 9

е) Анализ результативности применения инновационных технологий в образовании детей дошкольного возраста;

ж) Анализ уровня паритета здоровья и образованности детей дошкольного возраста.

6

Поддержание положительного микроклимата в коллективе (эмоционально-положительной атмосферы)

1) Передача положительного отношения к детям:

  1. посредством зрительного контакта, мимики; 10

б) посредством голосовых интонаций и модуляций; 9

в) тактильным контактом; 10

г) жестами. 9

2) Стимуляция интереса ребенка к жизни в группе:

  1. мотивация всех видов детской деятельности; 8

б) обыгрывание интересных аспектов каждого вида деятельности; 7

в) использование юмора, шуток; 7

г) поддержание положительных нравственных проявлений детей в определенных видах деятельности.9

3) Демонстрация тепла и дружелюбия:10

  1. приятный тон голоса, зрительного контакта;10

б) использование имен детей в теплой, дружественной манере;10

в) теплота, дружелюбие демонстрируются путем тактильного контакта, проявлением внимания; 10

г) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора. 8

4) Помощь детям в выработке позитивной самооценки: 9

  1. речь педагога свободна от насмешек и сарказма;10

б) воспитатель ведет себя с детьми учтиво, вежливо, уважительно;10

в) персонализированное поощрение за выполненную работу, проявленную доброту к другим детям;10

г) персонализированная поддержка и одобрение при трудностях. 10

7

Поддержание организованного поведения

Поддержание включенности ребенка в разные виды деятельности:

а)мотивация разных видов деятельности поддержание интереса; 9

б) поиск методов активного включения в работу пассивных, замкнутых, робких детей; 7

в) поощрение проявления творчества и самостоятельности; 8

г) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения ребенка в деятельность; 8

д) высказывание личного отношения к проявлению негативного поведения ребенка. 8

Уровень профессиональной компетентности достаточный – 71 балл.

Оценивание состояния профессиональной компетентности

как основание построения личностно ориентированного

повышения квалификации

Третий уровень профессионально-педагогической квалификации

Объем педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и др. знаний примерно соответствует содержанию образования специалистов в предпрофессиональный период. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения. Заметно стремление преобразования размерности освоенных знаний в меняющихся условиях.

        Ярко выражена педагогическая направленность. Педагог активно включается в продуктивную деятельность, испытывает потребность участия в инновационной деятельности. Не избегает проблемных ситуаций. Испытывает потребность к повышению квалификации в различных формах.

        Педагогическая техника сформирована на достаточном уровне, характеризуется наличием сведений об операциональном составе педагогических действий, быстрым накоплением опыта их осуществления в силу активности профессионального поведения. Нравственные качества способствуют регуляции профессиональной деятельности и обусловливают выбор эффективных путей управления ею.

Четвертый уровень профессионально-педагогической квалификации

Имеется широкий багаж профессионально-полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и с коллегами.

        Педагогическая техника, в условиях выполнения привычных функциональных обязанностей, сформирована на оптимальном уровне. Однако потребность и способность к росту образованности утрачена или снижена. С трудом ориентируется в изменившихся условиях. В таких случаях наблюдается неадекватность квалификационных характеристик потребностям субъектов образовательных систем и свойствам самих систем.

Итоги мониторинга профессиональной деятельности

Направления профессиональной деятельности

Уровень выраженности

рекомендации

Состояние профессиональной компетентности

как основание построения личностно ориентированного

повышения квалификации

Третий уровень

Обобщение позитивного опыта педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста

Профессиональная компетентность педагога групп детей дошкольного возраста, осуществляющего инновационную деятельность

Четвертый уровень

Овладение инновационными методами развития детей дошкольного возраста

Профессиональная теоретическая подготовленность к педагогической деятельности в группах детей дошкольного возраста

четвертый уровень

Познакомиться с современными нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования (ФЗ-273. ФГОС ДО)

График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования

№ п/п

Наименование организации

Образовательная программа

сроки

Подтверждающий документ

1

ГБОУ ДПО ЧИППКРО

«Педагогическая деятельность в условиях введения ФГОС ДО»

2015 г.

сертификат

на 72 часа

2

ГБОУ ДПО ЧИППКРО

«Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

2018г.

сертификат

на  72 часа

План самообразовательной деятельности  воспитателя ДОУ

Срок

Этапы проектной деятельности

Мероприятие

Отметка о выполнении

1

2018/19 уч. г.

Организационно- диагностический:

Цель: изучение проблемы

Изучение и анализ современного программно-методического обеспечения и методической литературы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Изучение опыта работы педагогов по данной проблеме на интернет-сайтах

Разработка плана-схемы проектной деятельности по теме «Наш дом - природа»

Анкетирование родителей по темам: «Ребенок и природа»

Диагностика уровня экологических навыков и умений у детей

Оформление экологической тропы

Создание в группе малой экологической лаборатории

2

2019/20 уч. г.

Работа с детьми:

- Разучивание экологических игр с детьми

- НОД по темам: «Секреты природы»,

«Старик-годовик»,

«Маленькие друзья природы»

Игра-путешествие «Тропинками родного края»

Экологическая игра «Звездный час»

- Интеллектуальная игра : «Путешествие в страну Экологию»

- Викторина «Знатоки природы»

- КВН: «Что? Где? Когда?»

- День рождения Земли

Работа с родителями:

Консультация на тему: "Воспитание у дошкольников любви к природе»

Акции «Посади дерево», «Синичкин день»

Викторина: «Экология в жизни ребенка»

Наглядная информация: «Экология и мы», «Правила поведения в природе»

Папка-передвижка «Люди - друзья природы»»

Мастер-класс: «Удивительное вокруг»

Родительское собрание на тему «Как мы можем помочь природе»

Семинар – практикум «Доброте нужно учиться»

Работа с педагогами:

Мастер – класс: «Проектная деятельность, как форма экологического воспитания»

Брейн – ринг «Все живое под нашей защитой»

Интеллектуальный марафон «Экологическая прогулка»

Презентация проектной деятельности на тему«Наш дом - природа»

3

2020/21 уч. г.

Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Открытый просмотр НОД «Природа вокруг нас»

Презентация на итоговом педсовете опыта работы по теме: «»

Итоговое анкетирование родителей «Что мы узнали, чему научились»

Размещение опыта работы на личном мини-сайте

План - проект карьерного роста воспитателя ДОУ

Первый год работы:

1. Реализация перспектив, выдвинутых в квалификационной работе на первую категорию.

2.Участие в районных, городских, областных конкурсах, смотрах.

     3. Разработка плана–схемы проектной деятельности, создание условий для ее реализации.

Второй год работы:

  1. Реализация мероприятий проектной деятельности по теме: «Наш дом – природа».

Третий год работы:

  1. Разработка современных подходов к организации мониторинговых исследований по данному направлению.
  2. Обобщение опыта работы по проблеме.
  3. Публикация опыта работы в СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя

Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квали...

Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС

Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения дошкольников. Все это стимулирует их творчество. Вследств...

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников....

«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на семинар. «Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...

Выступление на ассоциации воспитателей на тему: «Двигательная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

О пользе утренней гимнастики в детском саду сказано и написано не мало. Зарядка, являясь важной частью режима двигательной активности дошкольника, безусловно, приносит колоссальную пользу для каждого ...