Игры и упражнения с Су-Джок шариком
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шевелева Татьяна Михайловна

Игры и упражнения с Су-Джок шариком 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_zvukovoy_i_slogovoy_analiz.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с су-джок шариком при совершенствовании лексико-грамматических категорий, навыков употребления предлогов, звукопроизношения, ориентировки в пространстве и на собственном теле, фонематического слуха, звуковой и слоговой анализ слова.

1. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Словообразование, словоизменение.

  • «Шарик мне кати — слово говори»

Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе (упражнения «Назови ласково»«Скажи наоборот»), аналогично называя слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (упражнения «Скажи наоборот», «Чей? Чья? Чьи?», «Кто где живет?») и т. д.

2. Совершенствование навыков употребления предлогов.

  • «Ловко с шариком играю и предлоги называю»

На столе находится коробка, по инструкции взрослого ребенок кладет шарики (красный шарик — в коробку; синий — под коробку; зеленый — около коробки). Потом ребенок должен назвать, где лежат шарики.

  3. Развитие ориентировки на собственном теле.

  • «Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

  Дети выполняют инструкции взрослого: надень колечко на безымянный палец левой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.

  • «Глазки закрывай, на каком пальчике колечко угадай»

   Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Ребенок должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

4.  Развитие фонематического слуха и восприятия, звуковой анализ слова.

  •  «Ты про звук мне расскажи, нужный шарик подбери» (шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука)

      красный — для гласных;

      синий без колечка — для глухих твердых согласных;

      синий с колечком — для звонких твердых согласных;

            зеленый без колечка — для глухих мягких согласных;

      зеленый с колечком — для звонких мягких согласных.

  •  «Если звук услышишь, подними шар выше»

(услышав слог или слово с заданным звуком, шарик в руке поднимается над головой. Если звука нет в слове, шарик прячется в ладошке)

  • Услышав слово, нужно определить количество звуков в нём и отсчитывать шариком соответствующее число шагов на размеченной дорожке.
  • В потоке произносимых педагогом звуков распознать и отбить шариком каждый гласный (или согласный).
  • «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
  •  «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу»

  • Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки, развивать слуховое внимание, речь.

Наглядные материалы: Шарики-массажёры, наполненные крупным и мелким предметами. При их движении, в зависимости от наполнения, слышны громкие и тихие звуки.

Описание: Ребёнок достает из мешочка шарик-массажёр, звенит и называет звук, которые слышит.

  • Игра «Постучи как я»

Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки, развивать слуховое внимание и ритм.

Описание«Постучи шариком как я». Ребёнку предлагается взять колючий шарик и постучать им по столу так, как постучит взрослый: 2 удара громко+1 тихо; 1 громко+1 тихо; 1 тихо+1 громко и т. д.

  •  Связь звука с буквой

(Прокатывание шарика по написанной букве).

  • «Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»

(Написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола).

  • Игра «Угадай звук»

Взрослый произносит слова. Дети показывают синий мяч, если в слове есть звук (Ц, (С) и прячут его, если этого звука нет.

  • Слова: цыплёнок, слонёнок, цапля, сова, кольцо, яйцо, курица, кузница, колбаса, больница, терраса, полоса, и т. д.
  • Игра «Разноцветные мячики»

-Давайте вспомним каким цветом мы обозначает гласный и согласный звуки.

Дети. Красным — гласный, синим — согласный.

-  Что это за звук?

Взрослый кидает красный или синий мяч, а дети называют звук, соответствующий цвету мяча.

  • Игра «Выложи слово»

Дети выкладывают схему слова индивидуально по картинкам с помощью мячей су-джок. (звуковая схема)

  • Игра «Соедини буквы»

- В алфавите живут буквы. И они дружны. Буква Ц решила сходить в гости. К кому она решила сходить?

У детей дорожка из шнурка, начало дорожки — буква Ц, конец — другая буква, гласная. Дети прокатывают шарик от буквы Ц к гласным разными пальцами правой или левой руки, соединяя буквы в слоги.

  • Игра «Где живет звук?»

Дети определяют, где находится звук [Ц], [С ]в слове, и кладут мяч в нужный отсек коробочки: начало, середина, конец. (схема на каждого ребенка)

Слова: цапля, огурец, колодец, перец, редис, пуговица, фасоль, капуста, чеснок, слива, свекла.

  • Игра «Занимательная коробочка»

Оборудование для игры:  коробка от конфет, внутри вкладыш с круглыми ячейками ( от 10 до 20 штук); набор цветных картинок на закрепляемый звук на картонных кружочках (по диаметру ячейки); шестигранный кубик с точками.

При подборе картинного материала для автоматизации поставленного звука необходимо исключать речевой материал, содержащий другие нарушенные у ребенка звуки речи. Поэтому необходим тщательный подбор картинного материала.

В игре могут участвовать  до 4 детей (подгрупповое занятие с детьми со сходным дефектом произношения). В ячейки коробки выкладываются картинки на автоматизированный звук и логопед обращает внимание на  звук, который надо будет правильно произносить.

Игроки по очереди бросают кубик над коробкой так, чтобы он попал в одну из ячеек. Затем называют изображенный предмет столько раз, сколько очков выпало на кубике. При этом ребенок пальчиками перебирает по массажеру. Если назвал слово без ошибок, он забирает картинку себе.

  • 1. Определение количества слогов в слове, в ячейку с которым попал кубик. Ребенок называет слог и берет по одному массажному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
  • 2. Назвать первый звук в слове или последний, в ячейку с которым попал кубик. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
  • 3. Найди слово, похожее по звучанию. Здесь выкладываются картинки, названия которых схожи по звучанию: мишка-мышка, холка-полка, киска- миска, коза-коса, утка- дудка, дочка- почка и т.д. Определяя пары, ребенок гадит массажный коврик.
  • 4. В ячейки могут выкладываться любые наборы картинок, соответствующие цели, которую преследует логопед на занятии. Например, при закреплении темы «Обувь» по развитию речи в ячейки коробки выкладываются картинки с разной обувью. Проводится работа по называнию предметов, выделение лишнего предмета.

Или, при закреплении темы «Домашние животные» в ячейки выкладываем картинки с изображением домашних животных. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая содержание пальчиковой гимнастики и отслеживая глазами порядок называния животных по ячейкам:

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

(Во время проговаривания слов, ребенок катает маленький массажный шарик между ладошек).

  • Игра «Что лишнее?»

В ячейки выкладываются картинки по теме. Ребенок, называя предметные картинки, должен определить лишнюю и обосновать свой выбор.

  • Игра «Мой, моя, мое, мои».

Цель: закрепление притяжательных местоимений. В ячейки выкладываются картинки на изучаемый звук. Ребенок называет только те картинки, про которые можно сказать: мой. Аналогичная работа проводится и с другими местоимениями: мое, моя или мои.

  • Игра «Фотограф».

В ячейки выкладываются картинки на изучаемый звук. Логопед просит назвать, запомнить эти картинки. Коробка с картинками закрывается и ребенок должен назвать те картинки, которые запомнил. Затем выясняется: какие картинки ребенок произнес неправильно или вообще на назвал.  

  •  Игра «Живое - неживое».

В ячейках выложены картинки на изучаемый звук. Логопед просит ребенка назвать только те картинки, которые обозначают живой предмет. Затем дается задание назвать только те картинки, которые обозначают неживой предмет.

  • Игра «Угадай предмет по описанию».

Логопед выкладывает в ячейки картинки на изучаемый звук и просит назвать их.  Затем логопед загадывает один из предметов, а ребенок по описанию должен его узнать и назвать. Например, огурец. Это овощ, зеленый, длинный.

Описывая предмет, изображенный на картинке в ячейке, логопед катит массажный мячик по столу ребенку.  Ребенок, поймав ладонью массажер, откатывает его назад, угадывая предмет.  

В дальнейшем описание может составлять и сам ребенок, а другие дети отгадывать заданный предмет.

Аналогично проводятся игры «Половинки», «Составь предложение», «Назови ласково», «Скажи наоборот».

  • Игра «Половинки».

В ячейках выложены картинки с предметами на изучаемый звук. Логопед загадывает слово и просит его угадать. При этом он произносит начало слова, а вторую половинку слова должен назвать ребенок. Работа проводится с несколькими словами.

  • Игра «Чего не стало?».

Выкладываются в ячейки картинки с предметами.  Логопед дает задание: произнеси названия изображенных предметов на картинках. Теперь запомни их. Закрой глаза и определи, какой картинки из предложенных не стало.

  • Игра «Составь предложение».

После произношения названий предметов на картинках, предложенных в ячейках, логопед просит составить предложение  с одной или несколькими картинками. Проговаривая составленное ребенком предложение, он гладит массажером по ладошке, выделяя каждое слово в предложении.

  • 5. Использование шариков для слогового анализа слов
  • Упражнение «Раздели слова на слоги»: «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай» (ребенок называет слог и берет по одному шарику, затем считает количество слогов)
  • Надеть на пальчики столько колечек, сколько слогов в заданном слове.

  • Проговорить слоги, чистоговорки, четверостишия в сочетании с самомассажем пальцев и ладошек: «Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – туда идти пора. Ру-ру-ру – саночки возьму. Ры-ры-ры – прокачусь с горы».

• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»

• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов с этим звуком»

«Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»

«Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

«Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»

Аналогично упражнения «Назови ласково»«Скажи наоборот».

  • Игра «Закончи слова нужным слогом «ЦА-СА»

Взрослый кидает массажный мяч и называет слова, а дети проговаривают слова, с нужным окончанием:

Мыльни (ца, кузни (ца, колба (са, пятни (ца, поло (са, кури (ца, умни (ца, актри (са, грани (ца, больни (ца, пшени (ца, терра (са).

6.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. 

(Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

***

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Шёл ёжик неспеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
К мышатам-малышам.
К мышонку Паше
И мышке Маше.
Их мама-мышка
Напекла пышки.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Вышли пышки хороши.
Шёл ёжик, шёл,
Носиком повёл -
Унюхал Мышкины пышки,
Побежал вприпрыжку.
Ош-ош-ош, ош-ош-ош
Очень запах был хорош.

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

***

автоматизация звука «С»

 Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.

***

автоматизация звука  «З»

Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
А коза и козлятки
Занимались зарядкой.
А Зоя садила розы
Возле кудрявой берёзы.
А Лиза незабудки
Возле Трезоркиной будки.
А бабушка Зина
Корзину взяла,
По землянику пошла.
И ёжик за ней засеменил -
Он тоже землянику любил.

***

автоматизация звука  «Ч»

Ёж к черепахе на чай собрался.
Четыре часа до неё добирался.
В гостях ел калачи, чай пил.
Так и вечер наступил.
Еж с черепахой простился,
К ручейку спустился.
Увидел лодочку у ручья
И спросил её: ты чья?
Ответила лодочка хохоча:
Я ничья! Совсем ничья!
Плыву худа хочу.
Хочешь тебя прокачу?
Прокачу по ручью.
Быстро домой домчу.
Ёж на лодочку вскочил
И домой поплыл.
Добрался за полчаса.
Что за чудеса?!

***

автоматизация звука «Л»

Лодка по волнам плывёт,
Лодка ёжика везёт.
Ёжик в лодке сладко спал.
Ёжик с лавочки упал.
Покатался, покатался,
Покатался, покатался,
Вновь на лавочку поднялся.
Волна лодку подхватила,
С боку на бок наклонила.
Ёжик тоже наклонился,
Вновь упал и покатился.
Долго лодочка плутала.
Долго ёжика катала.
Наконец-то доплыла.

***

автоматизация звука «Р»

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Проснулся ёжик поутру.
Выбрался из норки,
Пробежался вокруг горки.
Попрыгал, покружился,
В ручейке умылся.
Позавтракал черникой
И красной брусникой.
Побежал к другу бобру
Играть в новую игру.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
На пути стоит гора.
Ёжик на гору забрался.
С горы скатиться собрался.
Свернулся в клубок.
По кочкам прыг да скок.
Прикатился к запруде бобра.
Ура! Ура! Ура!

Например, при автоматизации звуков ш-ч можно использовать картинки с изображением гномиков и предметов. Ребенок поочередно массирует массажным шариком каждый палец, проговаривая пальчиковую игру:

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,

Чики, Микки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Стали гномики стирать:

Токи- рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Микки умница был,

7.Игры и упражнение на закрепление величины, формы, поверхности предмета.

  • Игра «Найди свой домик»

Цель: Соотносить цвет шарика-массажёра с цветом коробки-домика. Закреплять в речи основные цвета: красный, зелёный, жёлтый, синий.

Описание: Разноцветные колючие шарики (ёжики) лежат в коробочках (домиках) по цвету. Детям предлагается поиграть с ёжиками: достать их из коробок и покатать по столу. На слова«Начинается дождик!»-дети помогают «ежатам» найти свой домик по цвету и спрятаться в нём.

Усложнение: Мама-ежиха выводит своих ежат на прогулку (дети достают шарики из коробок и хаотично катают по столу). Резиновый шарик и шипами среднего размера - мама-ежиха зовёт ежат не в свои домики (логопед раскладывает шарики в разные цветные коробки). Детям предлагается пересадить ежат в свои домики по цвету.

  • Игра«Волшебное колечко»

Цель: развивать слуховое внимание. Закреплять в речи название цвета, величины, поверхности шариков.

Описание: На подносе лежат разные шарики по цвету, величине, поверхности (гладкий, колючий). Логопед предлагает поиграть с волшебным колечком (массажное кольцо): «Кому колечко надену на пальчик, тот исполнит моё желание-принесет тот шарик, который я попрошу». (Например, «Дима, принеси мне зелёный колючий шарик, а Катя-большой красный шарик».)

8.Игры и упражнения на закрепление приемов работы с су- джок массажёрами и на развитие мелкой моторики.

  • Игра«Шарик на зарядке»

Цель: Учить выполнять словесную инструкцию педагога-соотносить слово с действием. Развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику.

Описание: Логопед предлагает поиграть с колючим шариком«Сегодня вы будите проводить зарядку для шарика». Проговариваются движения с шариком и выполняются виесте с детьми. Покатайте шарик в ладошках, в одну сторону, а теперь в другую. Покатим шарик вдоль ладошек: вверх-вниз, спрячьте шарик в ладошке, сожмите его крепко; в другую ладошку, положите шарик в коробку, погладьте ручку, пальчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения с использованием массажного шарика и кольца Су-джок

Известный педагог В. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Поэтому очень важно развивать мелкую моторику, которая активизирует соседние зоны мозга, отвечающие за...

Игры и упражнения с массажным шариком СУ-ДЖОК

Картотека игр,упражнений,с массажным шариком  и кольцом СУ-ДЖОК....

Обобщение опыта ребенка "Игры и игровые упражнения с су – джок шариками и эластичным кольцом".

Данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекцию речевых нарушений....

Игры и упражнения с использованием массажного шарика и кольца Су-Джок

Игры и упражнения с использованием массажного шарика и кольца Су-Джок...

Развивающие игры и упражнения с камешками и шариками "Марблс"

Игры с камешками и шариками на развитие мелкой моторики и познавательных процессов у детей дошкольного возраста от 3-х лет могут быть использованы педагогами ДОУ (воспитателями, психологами, логопедам...

Игры и упражнения с массажным шариком Су-Джок

Консультация для родителейИгры и упражнения с массажным шариком Су-Джок...