Консультация для родителей средней группы
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Лемещенко Елена Александровна

Консультация предназначена для  оказании методической помощи  родителям средней группы в развитии правильной речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_sredney_gruppy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей

среднего дошкольного возраста

«Учимся играть правильно»

1. Характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет.

2. Рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет.

3. Игры на развитие речи детей 4 — 5 лет.

Характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет.

        В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки.

        Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова. К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500.

        Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т.д.). У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи.

        В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, кранная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).

        Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.

 

Рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет

Расширять словарный запас по лексическим темам: «Времена года», «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь».

  • Закреплять в активной речи конкретные (т. е. названия птиц, животных, предметов одежды и обуви и т. д.)  и обобщающие понятия (одежда, обувь, фрукты, овощи, птицы, дикие животные и т. д.), отличительные признаки тех или иных животных, птиц, предметов, времен года.
  • Развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: яблоко какое? - вкусное, сладкое, сочное и т.д .
  • Развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным: воробей что делает? - чирикает, летает, прыгает, клюёт и т. д.
  • Учить подбирать слова с противоположным значением (подбор антонимов).

Развивать навыки словообразования.

  • Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова: яблоко — яблочко, юбка — юбочка и т. д.
  • Учить образовывать прилагательные от существительных: суп из овощей — овощной, сок из яблок — яблочный.

Совершенствовать грамматический строй речи .

  • Упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: апельсин — апельсины, куртка — куртки.
  • Упражнять в правильном употреблении простых предлогов: у, на, в, из.

Развивать связную речь.

  • Учить пользоваться распространенными предложениями: У меня красивое белое платье. Маша ест вкусную кашу.
  • Учить составлять короткие рассказы (например, о временах года,  зимующих птицах по схемам, картинным планам).
  • Учить пересказывать короткие тексты.
  • Заучивать стихи.

Развивать фонематическое восприятие.

  • Развивать чувство ритма, рифмы, учить подбирать нужное слово в конец стихотворной строки.
  • Учить выделять первый гласный ударный звук в словах (Оля, осы, Аня, уши, окна и т. д.).

Артикуляционная гимнастика.

        С помощью упражнений артикуляционной гимнастики осуществлять подготовку артикуляционного аппарата к овладению правильным произношением звуков.

Развивать мелкую моторику рук. 

Для этого используются пальчиковые игры, массажные шарики, мозаика, шнуровка, бусы и т. д.

Игры на развитие речи детей 4 — 5 лет

1. Игры на расширение словарного запаса (предметного, глагольного словаря и словаря признаков).

  • Игра «Я знаю три слова». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия: овощи — огурец, картошка, помидор;

фрукты — яблоко, банан, груша;

домашние животные — кот, собака, лошадь.

  • Игра «Назови одним словом». Взрослый бросает мяч ребёнку называя несколько слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие и бросить мяч обратно:

апельсин, яблоко, лимон — фрукты;

волк, лиса, заяц — дикие животные.

  • Игра «Какой? Какая? Какое?». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков и бросить мяч обратно:

апельсин (какой?) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д.

зима (какая?) - холодная, морозная, снежная и т. д.

  • Игра «Что делает?». Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным:

Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д.;

Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.

  • Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом).  Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот):

Ворона большая, а воробей … (маленький);

Ваня высокий, а Саша … (низкий);

Катя весёлая, а Маша … (грустная);

Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).

2. Игры на развитие грамматического строя речи.

  • Игра «Скажи ласково». Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.
  • Игра «Скажи иначе». Образовать от существительных прилагательные:

сок из яблок — яблочный;

суп из молока — молочный;

компот из ягод — ягодный;

стол из стекля — стеклянный.

  • Игра «Один — много». Образование формы множественного числа существительных:

мяч — мячи;

птица — птицы;

груша — груши.

  • Игра «Посчитай». Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:

один мяч, два мяча …. пять мячей;

одно яблоко, два яблока …. пять яблок.

3. Игры на развитие связной речи.

  • Игра «Придумай предложение». Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами:

апельсин — Маша ест апельсин;

ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.

  • Игра «Большое предложение». Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов:

апельсин — Девочка ела апельсин.

Какая девочка ела апельсин? - Маленькая девочка ела апельсин.

Какой апельсин ела маленькая девочка? - Маленькая девочка ела вкусный апельсин.

4. Игры на развитие фонематического восприятия.

  • Игра «Какой первый звук в слове?». Ребёнку предлагается опредлить начальный ударный гласный звук в слове:

Оля — первый звук «О»;

Аня — первый звук «А».

  • Игра «Придумай слово на звук...». Взрослый предлагает ребёнку придумать как можно больше слов на заданный звук:

А — Аня, арбуз, ананас и т. д.;

У — утка, улитка, улица и т. д.

5. Игры на развитие мелкой моторики.

  • Пальчиковые игры. Например:

Апельсин

        Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
        Много нас – а он – один
        Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
        Эта долька – для чижа
        Эта долька – для котят
        Эта долька - для утят
        Эта долька - для бобра
        А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)

  • Мозаика, шнуровка, бусы, конструктор.
  • Игра «Золушка». Ребёнку предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия с родителями и консультации для родителей средней группы

План взаимодействия с родителями и консультации для родителей средней группы...

Консультация для родителей Средняя группа «Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями»

           Сухомлинский В. А.   сказал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,  журчание весеннего ручья...

Консультация для родителей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

В данной консультации родителям представлен материал для развития мелкой моторики через продуктивную деятельность....

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....

Консультация для родителей Средняя группа «Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями»

          Сухомлинский В. А.   сказал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,  журчание весеннего ручья и зво...

Консультация для родителей Средняя группа «Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями»

Сухомлинский В. А.   сказал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,  журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном лет...