Дидактические игры по развитию речи в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Сидорова Сардаана Аркадьевна

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_did_igra_i_upr_kak_sred_razv_slovap_det_4_kurs.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект:

Дидактические игры и упражнения как средство развития словаря детей

по дисциплине

«Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи.»

Введение

1. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте

1.1. Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте

1.2. Методика развития словаря

2. Использование игр в развитии словаря

2.1 Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста

2.2 Виды дидактических игр

2.3 Влияние дидактических игр и упражнений на развитие словаря

Конспект занятия

Заключение

Список используемой литературы

Введение

        Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

        Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

        В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

        Для словарной работы можно применять как прием некоторые упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее
применять в старших группах. Много таких эффективных приемов
было разработано Б. И. Тихеевой. Их следует шире использовать в
практике работы.

1. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте

1.1 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте

        В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.

        Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

        В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

        Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка-дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).

        По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.

        Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

        Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

        Таким принципом прежде всего является опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности. В структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).

        Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

        Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

        Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

        По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями.

        С младшего возраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.

        С возрастом углубляется содержание знаний о труде, в соответствие с этим словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает ) и, что особенно важно, названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т.п.).

В слове для детей объективируется и направленность труда – для кого предназначен результат труда, чем он ценен.

На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским садом, продавец, строитель) и их трудовыми операциями (воспитатель занимается с детьми, играет, читает им).

        Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т.п.

        В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.).

При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:

1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому воспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.

2. Формирование способов обследования требует точных указаний воспитателя к использованию обследовательского действия.

1.2 Методика развития словаря

        Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

        Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

        Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.

        Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

        В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — рад специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

        Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

        Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет
собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания,
физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей
на различных возрастных ступенях.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов: I

1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

2. Использование игр в развитии словаря

2.1 Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста

        В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя.

        В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей – маму, воспитательницу, шофера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

        Обязанности по отношению к окружающим – это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль. При исполнении роли покупателя, например, ребенок постигает, что он не может уйти, не уплатив за то, что выбрал.

        В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты, арктические экспедиции) и т.д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.

        Содержание ролевой игры у старших дошкольников становится подчинением правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что бывает. Поэтому они спорят о том, что бывает и чего не бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больным?» и т.п.

        Таким образом, развитие сюжета и содержания ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.

В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Так, если ребенок взял на себя роль Карабаса-Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А. Толстого «приключения Буратино, или Золотой ключик».

        Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих обще дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

        С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребенок обнаруживает, что эта жизнь постоянно протекает в общении, во взаимодействии с другими людьми. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей.

        В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

2.2 Виды дидактических игр

        В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

        В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

        Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

        Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры

        Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам.

        Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Подбор картинок по общему признаку (классификация).

        Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

Запоминание состава, количества и расположения картинок.

        Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

        Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. 

        Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. 

        В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

        Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

        С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

        Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

        С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

        Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

        В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки.

        Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своими знаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом.

        Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел.

        Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.

        Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.

2.3. Влияние дидактических игр и упражнений на развитие словаря

        Дидактическая игра – один из методов активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок.

        Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех ее участников, давать походу игры задания (сказать хоромспеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце игры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, не обязательно.

        «Программа воспитания в детском саду» рекомендует для каждой группы основную тематику дидактических игр, способствующих закреплению словаря. Содержание игр раскрыто в многочисленных сборниках.

        Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ и т.д.)

        В некоторые из тех игр, с которыми детей знакомят на занятиях (типа «Черное и белое», «Наоборот» и др.), они со временем начинают играть самостоятельно. Более сложные дидактические игры, требующие четкой роли ведущего («От какого растения лист?», «Летает – плавает», «Угадай кто это?»), воспитатель организует сам. Детям нужно предоставлять для самостоятельного пользования настольные дидактические игры, в том числе и спортивные, которые способствуют усвоению специальных выражений, приучают к сдержанной разговорной речи.

        Следует учить старших детей толково, обстоятельно объяснять правила игры товарищам, которые с ними не знакомы; организовывать общие разговоры – воспоминания об играх. Все это хороший путь к развитию речи.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева»

Дошкольное отделение

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

специальности 050144 «Дошкольное образование»

(заочная форма обучения)

по дисциплине  « ПМ 03 МДК 03.02..Теория и методика развития речи у детей.

Конспект:

Дидактические игры и упражнения как средство развития словаря детей

Тема : «Поможем Незнайке»

                                                                          Выполнила студентка 4 курса:

Ф.И.О. студента: Сидорова  

Сардаана Аркадьевна группа «Г»

Якутск 2016г

Конспект занятия.

Тема занятия: «Поможем Незнайке».

Задачи:

1. продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов;

2. закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём;

3. формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

4. развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других

Оборудование: мешочек с запиской, клубок, фланелеграфы, конверт с письмом, дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай животное», «Узнай по запаху», схема слова, кукла Незнайка.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошёл со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела, что в нём. И вот, что я увидела. (Воспитатель достаёт записку с каракулями). Видите, ребята, какая-то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?

Дети: Это буква «Н»

Воспитатель: А как вы думаете, что она может обозначать?

(Дети рассуждают)

Воспитатель: Может быть, это первая буква чьего-либо имени? Какие имена вы знаете, которые начинались бы на звуки «Н» и «Нь»?

(Дети отвечают)

Воспитатель: А имя нашего друга, Незнайки, с какого звука начинается?

Дети: Со звука «Нь»

Воспитатель: Ребята, мне кажется, это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать? Ребята, в мешочке есть ещё клубочек (Воспитатель достаёт клубок). Смотрите, он прямо выпрыгивает из моих рук. Идёмте скорее за ним. Он нас куда-то зовёт.

(дети подходят к первому фланелеграфу. На нём стоит конверт. Воспитатель берёт его).

Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь какое-то письмо. Сейчас я его прочитаю: «Вы найдёте своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите! Баба Яга!»

Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания?

Задание 1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Отгадайте что лежит в мешочке и опишите какой это предмет. (В мешочке лежат предметы разные по форме, изготовленные из разного материала и с разным качеством поверхности.)

Задание 2. Соедините слово со схемой, к которой оно подходит. (Слова: КОТ МЕЛ ЛИСА). (К слову ЛИСА нет схемы. Одна схема не подходит ни к какому слову).

Воспитатель: Ребята, а давайте выложим схему к слову ЛИСА.

(Каждый ребёнок самостоятельно выкладывает схему. Затем один у доски делает звукобуквенный анализ слова).

Задание 3. Дидактическая игра «Узнай по запаху». (В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены свеженарезаные фрукты и овощи: апельсин, лимон, огурец, чеснок, лук. Предложить по запаху узнать фрукт или овощ и назвать его.)

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай животное» – упражнять в умении распознавать животное по его частям.

Воспитатель: Со всеми заданиями мы справились, а где Незнайка – так и не узнали. Может быть, клубочек нам подскажет? Смотрите, он снова зовёт нас за собой.

(Дети находят ещё одно задание)

Задание 5. Выложите первую букву своего имени. Дети из ниток выкладывают буквы.

Воспитатель: Ну что же, ребята, клубочек больше никуда не катится. Значит, Незнайка где-то здесь. Давайте поищем его.

(Дети ищут и находят Незнайку)

Воспитатель от имени Незнайки: «Ребята, как я рад вас видеть!».

Воспитатель: А что случилось?

Незнайка: Я заблудился в лесу и попал к Бабе-Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали её?

Воспитатель: Нет, Незнайка, как же мы можем её прочитать? Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними. Они придумывали слова со звуками «Н» и «Нь», составляли схемы слов, предложений, находили лишнее слово, выкладывали первую букву своего имени.

Незнайка: Я тоже хочу всему этому научиться.

Воспитатель: оставайся у нас, и ребята всему тебя научат!

Заключение

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя.

Список используемой литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвящение, 1981.

5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвящение, 1979.

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

Что скажет мама?

Воспитатель задает ситуацию. Дети определяют, что скажет мама в данном случае.

-Малыш не спит. Мама скажет: ложись на бочок, закрывай глазки, спи, мой родной.

-Сын испачкался.

-Папа подарил цветы.

-Дочка помыла посуду.

-Сын получил двойку.

-Дочка не хочет кушать.

-Сын обидел девочку. И т. д.

Волшебные слова.

В гости к детям приходит невоспитанный волк. Воспитатель предлагает детям научить волка, как себя вести:

-если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста.

-если угостили, скажи… .спасибо.

-если уступили место, скажи… .благодарю.

-встретил, скажи… .здравствуй.

И т. д.

Ласковые, нежные слова.

У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.

-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.

Достаньте спичку и назовите хорошее слово.

Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.

Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.

Гласные – согласные.

Детей делят на две команды. У каждой команды коробка: у одной для гласных звуков, у другой для согласных.

Из общей коробки дети находят нужный им звук и несут своей команде

Побеждает команда, которая не ошибется и выполнит задание первой.

Кто быстрее сложит слово.

На карточках написаны слова. У детей карточки с буквами.

Ребенок должен по образцу собрать нужное слово.

Усложнение: детям дается набор букв, составляющих слово. Дети должны собрать слово, расположив карточки прочитать слово.

Вопрос – ответ.

Дети выбирают ведущего. Он бросает мяч детям и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч и отвечает полным предложением.

Вопрос: - Когда дети спят?

Ответ: - Дети спят ночью.

Однословный ответ считается неправильным и не принимается.

Ведущий меняется считалкой.

Хлопни, сколько слогов в слове.

Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.

Мак – 1 хлопок

Нора – 2 хлопка

Собака – 3 хлопка

И т. д.

Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.

Где мы были – как нам было?

Воспитатель предлагает рассказать Петрушке, где они были и как им было.

- Где мы были?

- В театре.

- Как нам было?

- Интересно, смешно, уютно, замечательно.

Используются места: лес, озеро, море, детский сад, гости, на празднике, в кинотеатре, зима, парк и т. д.

Сосчитай слова в предложении.

- Что такое предложение? Из чего оно состоит?

Посчитайте сколько слов в предложении, которое я назову.

Дети считают слова и говорят воспитателю.

Можно использовать для ответов карточки с цифрами или схемами предложений.

Назови слова с нужным звуком.

Воспитатель называет 3 слова и звук. Ребенок должен назвать слово с заданным звуком.

Шут, жук, шар. Звук – а .

Ответ: шар.

Можно дать задание самостоятельно придумать слово с нужным звуком

Звук - Н : нос, окно, носки, машина и т. д.

Чего не стало.

Воспитатель говорит слова, дети говорят, чего не стало.

Игла – не стало… иглы.

Мяч – не стало… .мяча.

Дом – не стало… .дома.

Кукла – не стало… куклы.

Яблоко – не стало… яблока.

Лошадь – не стало… лошади.

Сахар – не стало…. сахара.

Конфета – не стало…. конфеты и т. д.

Раз, два, три нужный звук ко мне приди!

Воспитатель предлагает детям быть тем звуком, с которого начинается его имя.

Звук А – это Аня, Антон, Алена.

Звук К – это Катя, Кирилл, Коля и т. д.

- Раз, два, три звук А ко мне приди!

Подходят дети, чьё имя начинается с названного звука, а остальные стоят.

Рисуем портрет.

Дети по очереди становятся художниками. Художник описывает кого-то из детей, а все отгадывают, чей это портрет.

План описания:

- мальчик или девочка

-цвет волос

-цвет глаз

-какой нос, губы, уши

Если дети не догадались, добавить описание одежды.

Придумай концовку рассказа.

Воспитатель предлагает придумать концовку небольшим рассказам.

Например:

В нашем дворе живет большая собака. Однажды она нашла кость и стала ее грызть. В этот момент к собаке подошел маленький котенок. Что было потом?

Варианты ответов: собака бросила кость и погналась за котенком, собака понюхала котенка и стала дальше грызть кость, собака прогнала котенка и т. д.

Почему так называют?

Воспитатель называет сложные слова и предлагает детям объяснить, что они значат.

Пылесос – пыль сосет

Самолет – сам летает

Самокат – сам катает

Мясорубка – мясо рубит

Огнетушитель – огонь тушит

Овощерезка – овощи режет

Чеснокодавка – чеснок давит и т. д.

Найди звук.

Воспитатель показывает детям предметы и просит назвать:

-Что это?

-Огурец.

-Есть ли в слове огурец звук РЬ

-Да.

Воспитатель может называть звук, которого нет в данном им слове, тогда дети должны дать отрицательный ответ.

Воспитатель поправляет, если дети путают мягкий и твердый звук.

Что значит слово.

Воспитатель называет слово, а дети говорят, что оно значит:

Аня – имя девочки

Петров – фамилия

Стол – предмет мебели

Сыр – продукт питания

Сок – напиток из фруктов

Жучка – кличка собаки

Сосна – название дерева

Новый год – название праздника

Суббота – день недели и т. д.

Коза – стрекоза

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово похожее по звучанию:

Коза – стрекоза

Чашка – ромашка

Кошка – лукошко

Сук – барсук

Шина – машина

Жар – пожар

Ложка – дорожка

Оса – коса и т. д.

Звук – слог – слово.

Воспитатель произносит звук, дети придумывают слог, а только потом слово с этим слогом:

С – со – колесо

П – по – полено

Н – на – машина

К – ку – кузов и т. д.

Слог может быть в любом месте придуманного слова.

Дом – домище.

Воспитатель говорит:

-Я назову вам слово, а вы найдите к нему такое слово, чтобы этот предмет стал огромным.

Дом – домище

Рука – ручище

Сапоги – сапожищи

Волк – волчище

Медведь – медведице и т. д.

Можно играть наоборот: стол – столик, дуб – дубочек, река – речка, туча – тучка и т. д.

Это правда или нет?

Дети угадывают, чего на свете не бывает:

-Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

-Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

-Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

-А зимой среди ветвей «га-га-га! » - пел соловей.

-Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Затем дети сами придумывают небылицы и путаницы, а другие дети их распутывают.

Найди другое слово.

Воспитатель называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу:

Длинный – короткий

Мягкий – твердый

Легкий – тяжелый

Тонкий – толстый

Сильный – слабый

Храбрый – трусливый

Здоровый – больной и т. д.

Назови одним словом.

Воспитатель предлагает послушать выражения и заменить их на одно точное слово:

Груз, имеющий большой вес …. тяжелый

Работа, требующая много труда…. трудная

Дело, которое нужно сделать… .нужное

Очень трудный день… .нелегкий

Ребенок, который не слушается…. проказник

Профессия, связанная с риском… опасная и т. д.

Учимся рассуждать.

Детям предлагаются картинки – небылицы.

Например: летом мальчик в зимнем костюме катается на лыжах, зимой дети собирают грибы, цыплята плавают в воде с уткой и т. д.

- Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно.

Что надо изменить?

Используйте слова во-первых, во-вторых, чтобы все поняли последовательность ваших рассуждений.

Закончи фразу.

Подушка мягкая, а скамейка…. жесткая.

Пластилин мягкий, а камень…. твердый.

Ручей мелкий, а речка… глубокая.

Ягоды смородины мелкие, а клубники…. крупные.

Кашу варят густую, а суп… .жидкий.

Лес бывает густой, а бывает… .редкий.

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду… .сухая.

Покупаем картофель сырой, а едим…. вареный.

Купили хлеб свежий, а он стал… .черствый.

Летом едим огурцы свежие, а зимой… соленые.

Составь рассуждение.

Воспитатель дает тему для рассуждения. Дети рассуждают, используя слова: вот потому, потому что, в связи с этим и др.

Осенью зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. они играли и веселились. На Новый год зайка решил пригласить друзей в гости, но никого не нашел. Почему?

Потому что медвежонок зимой впадает в спячку, гусеница прячется под кору и т. д.

Ждем гостей.

Воспитатель говорит детям, что к ним придут гости предлагает ответить на вопросы:

Как будем накрывать на стол?

В чем будем подавать сахар? (конфеты, соль, масло, хлеб, салфетки)

Из чего будем поить и кормить гостей?

Что приготовим на ужин?

Как будем веселиться?

В какую игру предложим поиграть?

Как будем прощаться?

На ударном слоге – хлопни!

Дети вспоминают, что есть безударные слоги и ударные.

Затем называет слово, а дети повторяют его и на ударном слоге хлопают.

Примерные слова:

Машина, колесо, лошадка, нора, дерево, кукла, паровоз, самолет, окно, дырка, небо, мак, кот, парашют, кино, мяч, цветок, самокат, кольцо, дом, книга, таракан, собака, кошка, грузовик, медведь, зайчик, лиса, крокодил, телевизор и др.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева»

Дошкольное отделение

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

специальности 050144 «Дошкольное образование»

(заочная форма обучения)

по дисциплине  « ПМ 03 МДК 03.02..Теория и методика развития речи у детей.

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

                                                                          Выполнила студентка 4 курса:

Ф.И.О. студента: Сидорова  

Сардаана Аркадьевна группа «Г»

Якутск 2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука: "Скажи так, как я", "Скажи, как кукла"; "Скажи так, чтобы песенку услышала куколка"; &q...

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе...

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе"

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе"...

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе.

Дидактические игры по равитию речи в старшей группе....

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

Дидактические игры по развитию речи. "Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений)· Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)· Брат насыпал сахар... куда? ...

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»  (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...