Сюжетно-ролевой игры «Путешествие на загадочный остров»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Бочкарникова Елена Федоровна

Игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Сюжетно-ролевой игры

«Путешествие на загадочный остров»

 Старше-подготовительной группе


В-ль: Бочкарникова Е.Ф

2018

Актуальность проведения сюжетно-ролевых игр. 

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию.

В игре дети учатся вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются: личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное сюжетно-ролевая игра порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Цель. 

Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Задачи.

1.Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия), помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации. Учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события, места расположения играющих (здесь море, это корабль, он плывет к загадочному острову и т.д.).
2.Закреплять у детей последовательность дней недели, количество и порядок счёта, название геометрических фигур, измерение предметов при помощи условной мерки, ориентировку в пространстве.
3.Активизировать у детей словарный запас: каюта, штурман, шлюпка, кок, туристическое агентство, курьер, круиз.
4.Развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию.
5.Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок с изображением различных кораблей. Конструирование кораблей из разных строительных материалов и из бумаги. Чтение «Родной человек» В. Коржиков, «Акула» Л. Н. Толстой. Изготовление атрибутов для игры. Игровые атрибуты : Кассета с записью шума моря и гудок корабля. Песня В. Я. Шаинского «Чунга-Чанга». Запись голосов птиц.  Кубики, стулья для создания корабля, бескозырки, бинокль, якорь, штурвал, фуражка капитана. Билеты с заданиями, карточки с профессиями, магазин, турагентство, салфетки на каждого ребёнка, мелкие игрушки киндер сюрпризов, условная мерка – тесьма, кошельки, деньги, сундук, бананы, разделочная доска, нож.

Ход игры.

Дети встают в круг

 Наш девиз «Капля по капле-целое море, если мы вместе, нет у нас горя!»

В-ль: Ребята отгадайте загадку

Есть такой большущий дом.

Не стоит на месте он.

Ни зайти в него никак,

Ведь бежит он по волнам (Корабль)

В-ль: Вы умеете строить корабль?  А из чего мы в нашей группе сможем его построить?

 А когда построим то что будем делать? (Ответы детей)

В-ль: Куда бы хотели отправится? (Ответы детей)

 В-ль. Ребята, а как вы думаете, в какой день недели лучше путешествовать? Почему? А как называется сегодня день недели? (Ответы детей). Путешествовать отправляемся сегодня!
В-ль: Прежде чем мы отправимся в путешествие на остров, нам необходимо что сделать? (построить корабль, выбрать: капитана, штурмана, кока, курьера, агента, продавца супермаркета, строителей, завхоза)

В-ль: Перед вами лежат карточки вы подойдите к столу возьмите карточку и какаю карточку вы выбрали тем и будете сейчас заниматься

В-ль: Посмотрите свои карточки

Дети показывают карточки и вместе с воспитателем обговаривают профессии: агента для работы в туристическом агентстве, курьера для приобретения путёвок, продавца супермаркета, кок готовит еду, завхоза для закупки необходимых товаров для круиза, строители строят корабль из модулей.

Когда всё готово к путешествию (приобретены путевки, закуплен товар, а главное – построен корабль)
Объявляется посадка на корабль.

Капитан проверяет билеты. Все занимают свои места на корабле. Капитан отдаёт команду штурману. Корабль отходит от пристани (звучит запись шума моря, сигнал корабля).
Билеты необычные, с заданиями.  Во время пути дети играют со своими билетами.

 Так незаметно корабль подходит к месту назначения, но возникает проблемная ситуация. На этом острове нет пристани для корабля.
В-ль
. Дети, как можно добраться до острова? (Ответы детей).
Капитан предлагает добраться до суши с помощью шлюпки.

Дети переступают в шлюпку имитируют руками весла под песню В. Я. Шаинского «Чунга-Чанга» и высаживаются на острове.

 На острове слушаем пение птиц (звучит запись голосов птиц).

Далее дети пытаются вообразить, что здесь может расти, как здесь красиво.
В-ль. Дети, на острове очень жарко, можно разуться, походить по песочку босиком. (В это время нечаянно рассыпались мелкие игрушки киндер сюрпризов, в которые хотели поиграть дети.)

 Как можно собрать игрушки? (Ответы детей).

В-ль: Да, конечно, мы сейчас с вами превратимся в обезьянок и соберём игрушки пальчиками ног. (Дети собирают игрушки пальчиками ног и складывают их в тазик.)
В-ль
. А как вы думаете, кто живёт на острове? (Ответы детей).
Собираем разрезную картинку и узнаём, какие тут живут весёлые человечки

В-ль. Дети, а как выдумаете какое у них может быть жилище? Как может называться их дом? (Ответы детей). Мы сейчас придумаем им жилище при помощи этих картинок.

Проводится игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ).

Дом получился зеленого цвета, в нем всегда играет гитара, в доме запах клубники. Обсуждаем с детьми комфортно ли жить в таком доме. Проводится игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).)

Ребенок выбрал какой -либо инструмент

В-ль: Почему этот инструмент

Хорошо: Хорошо звучит

Плохо: Скучно слушать одну и ту же мелодию

Ребенок выбрал какой-либо фрукт

 В-ль: Почему этот фрукт

Хорошо: освежает воздух

Плохо: Пахнет все время фруктами — ее друзьям может надоесть этот запах,

В-ль. Дети, если этот остров загадочный, наверное, здесь есть сокровища?

Проводится игра: «Найди клад».

Троим детям завязывают глаза. По указанному плану они ищут сокровища. План озвучивает капитан. Дети быстро находят клад (заранее подготовленный красивый старинный сундук. Открывается клад а там бананы.)
В-ль
. Ребята, мы же с вами на необычном острове, он такой загадочный, да и жарко здесь. Может быть мы сможем превратить эти бананы в мороженое? (Дети с радостью соглашаются.)

Тогда давайте сначала вымоем руки.

Проводится пальчиковая игра.

«Мойся пальчик большой, мойся указательный, мойся средний, безымянный и мизинчик маленький.» Мытьё пальчиков дети выполняют при помощи влажных салфеток.
Кок раздаёт бананы. Перед детьми проблемная ситуация – бананов на всех не хватает. Что делать? Дети при помощи условной мерки (тесьма) делят бананы пополам, потом разрезают, очищают, вставляют палочку для мороженого с одной стороны банана. Получается мороженое и все угощаются.

 Путешествие подходит к концу. Надо возвращаться в детский сад. Дети садятся в шлюпку, затем в корабль.

Рефлексия

-Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас все получалось, то возьмите в руки картинку морской звезды красного цвета. А если вы старались, но не все у вас получалось сразу, то возьмите картинку морской звезды желтого цвета.

Самоанализ. Сюжетно- ролевой игры «Корабль»

Тема: «Путешествие на загадочный остров».

Актуальность проведения сюжетно-ролевых игр. 

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию.

В игре дети учатся вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются: личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное сюжетно-ролевая игра порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Цель. 

Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Задачи:

Образовательные:

1.Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия), помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации. Учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события, места расположения играющих (здесь море, это корабль, он плывет к загадочному острову и т.д.).
2.Закреплять у детей последовательность дней недели, количество и порядок счёта, название геометрических фигур, измерение предметов при помощи условной мерки, ориентировку в пространстве.
3.Активизировать у детей словарный запас: каюта, штурман, шлюпка, кок, туристическое агентство, курьер, круиз.
Развивающие:

Развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию.
Воспитательные:

 Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Материалы, оборудование:

Кассета с записью шума моря и гудок корабля. Песня В. Я. Шаинского «Чунга-Чанга». Запись голосов птиц.  Кубики, стулья для создания корабля, бескозырки, бинокль, якорь, штурвал, фуражка капитана. Билеты с заданиями, карточки с профессиями, магазин, турагентство, салфетки на каждого ребёнка, мелкие игрушки киндер сюрпризов, условная мерка – тесьма, кошельки, деньги, сундук, бананы, разделочная доска, нож.

Структура игры

Состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть игры направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе был применен проблемно-ситуационный метод.

Нет корабля, и чего можем построить.

Основная часть игры представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего создавала проблемные ситуации, для решения поставленных задач.

В заключительной части использовала так же игровую проблемную ситуацию-как из бананов сделать мороженое.

 Закрепила положительные результаты, рефлексией выбор морских звезд.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности игры, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Материал подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы игры логически между собой объединены общей темой.

Данная структура игры вполне оправдана. Так как каждая часть направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание соответствовало поставленным задачам.

Формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрения.

2. Наглядно-демонстрационный

3. Практический (приготовления мороженого)

4. Игровой

5. Методы контроля (оценены результаты деятельности с помощью рефлексии).

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач.

 Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуальное развитие каждого ребенка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации сюжетно ролевой игры детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в задачи были выполнены. Игрой достигли поставленные цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно- ролевой игры с элементами экспериментирования "Путешествие на остров сокровищ"

Игра - это увлекательная детская деятельность, поэтому все дети любят  играть.В игре ребёнок познаёт и открывает для себя новые знания умения и навыки.Но можно не просто играть. а стать волшебник...

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге» Конспект игрового занятия в средней группе. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге»Конспект игрового занятия в средней группе.Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»Цель: Уточнить и расширить знания детей об элементах дороги, дорожных знаков, о движ...

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге» Конспект игрового занятия в средней группе. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге»Конспект игрового занятия в средней группе.Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»Цель: Уточнить и расширить знания детей об элементах дороги, дорожных знаков, о движ...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на загадочный остров» в подготовительной группе

Предлагаю конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на загадочный остров» для детей подготовительной группы. Данная работа будет интересна педагогам дошкольных учреждений, которые работают с детьми э...

Конспект по организации и руководству игровой деятельностью детей подготовительной группы сюжетно-ролевая игра «Путешествие на загадочный остров»

Цель. Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре....

Конспект Сюжетно-ролевая игра для старших дошкольников «Путешествие на загадочный остров»

Цель: формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.Задачи:Образовательные:Ø  расширять...

Коспект сюжетно-ролевой интегрированной игры для среднего дошкольного возраста " Путешествие на Загадочный остров"

Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования , ознакомления с окружающим миром, а также продуктивная деятельность. Способствует формированию экологического мышления у дошкольникоов....