Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.
картотека по развитию речи

Ващенко Надежда Иннокентьевна

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

 

«Кто как разговаривает?»

Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова  - мычит.

Тигр  - рычит.

Змея – шипит.

Комар – пищит.

Собака – лает.

Волк – воет.

Утка – крякает.

Свинья – хрюкает.


Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

педагог: – дети:

Кто живёт в дупле? - Белка.

Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.

Кто живёт в гнезде? - Птицы.

Кто живёт в будке?- Собака.

Кто живёт в улье? - Пчёлы

Кто живёт в  норе? - Лиса.

Кто живёт в логове? - Волк.

Кто живёт в берлоге? - Медведь.

Вариант 2.

педагог: - дети:

Где живёт медведь? - В берлоге.

Где живёт волк?- В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге». 

 

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

  

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: - дети:

Солнце – что делает? - Светит, греет.

Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.

Снег – что делает? - Темнеет, тает.

Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? - Звенит, капает.

Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.


«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

педагог: - дети:

Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…) 

«Горячий – холодный» 

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

педагог: - дети:

Горячий – холодный.

Хороший – плохой.

Умный – глупый.

Весёлый – грустный.

Острый – тупой.

Гладкий – шероховатый.


«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог: - дети:

Солнце – что делает? - Светит, греет.

Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.

Снег – что делает? - Темнеет, тает.

Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? - Звенит, капает.

Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.

  

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог: - дети:

Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 

 


«Из чего сделано?» 

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

педагог: - дети:

Рукавички из меха – меховые.

Таз из меди – медный.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Рукавички из шерсти – шерстяные.

 

«Кто кем был?» 

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом.                                           

Хлеб – мукой.

Лошадь – жеребёнком.                                   

Шкаф – доской.

Корова – телёнком.                                           

Велосипед – железом.

Дуб – жёлудем.                                                   

Рубашка – тканью.

Рыба – икринкой.                                              

Ботинки – кожей.

Яблоня – семечкой.

Дом – кирпичём.

Лягушка – головастиком.                                

Сильный – слабым.

Бабочка – гусеницей.                                         

Взрослый – ребёнком

 

«Что звучит?» 

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.


«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной  группе....

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе

В картотеке представлены игры по развитию речи для детей подготовительной группы....

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе

Дидактическая игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.Дидактическая игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратны...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Дидактическая игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбираю...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе

ЦЕЛЬ: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить  каждый день в начале занятия или после физкультминутки....