Конспект НОД по развитию речи «Сегодня так светло кругом!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Закрепление знаний детей об изменениях осенней природы в прцессе рассматривания иллюстраций и слушании художественных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon segodnya_tak_svetlo_-_kopiya.doc754.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст детей:

Подготовительная к школе группа

Образовательная область:

«Речевое развитие».

Интегрируемые

образовательные

области:

 «Социально – коммуникативное  развитие», «Физическое развитие»

Вид:

Совместная образовательная деятельность

Цель:

Цель: познакомить детей со стихами об осени; приобщать их к поэтической речи. Развивать умение высказывать суждения, соотносить по настроению образцы поэзии. Закрепить знания детей об изменениях осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушании художественных текстов

Задачи:

Воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.                                                                        

Развивающие: развивать воображение; эстетическое восприятие окружающего мира;          

Обучающие: : расширить представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, отображенных, в стихах русских поэтов; обогатить словарь детей образцами образной лексики, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; подборе эпитетов; учить детей чувствовать настроение, выраженное в поэтическом слове;                                                                                                                

Методические

приемы:

Игровой, словесный, наглядный.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение

Предварительная работа:

Предварительная работа: наблюдения  во время прогулок; разучивание стихов об осени; рисование осенних пейзажей (совместная работа с родителями); составление рассказов об осени  по сюжетным картинам и на прогулках  (живая природа

Создание мультимедийной презентации.

Структура:

Орг.момент.

1.Вход в группу под музыкальное сопровождение «Осень».Альбом «Времена года». П.И.Чайковский. Рассматривание пейзажей об осени, нарисованных детьми совместно с родителями.

2. Стихотворение Ивана Бунина «Листопад»                             

3.Стихотворение об осени на татарском языке.

 4. Физминутка.

 5.Игровое упражнение «Ветер-ветерок». (  дифференциация звуков «ш» и «с»).

6. Стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало».

7. Отгадывание загадок об осени.

8. Итог занятия.

Конспект  НОД                                                                                                                                                    по развитию речи «Сегодня так светло кругом!»

Ход занятия.

Звучит музыка  П.И.Чайковского «Осень» из альбома «Времена года».                           Дети входят и  занимают свои места.

СЛАЙД  1. Организационный момент.

К нам в гости пришла «Осень». Она хочет узнать, что же вы знаете про нее? Ведь скоро она будет прощаться с нами.  Многие из вас дома нарисовали картинки об осени, получилось здорово. Глядя на них можно сочинять стихи, придумывать рассказы об осени.                                

 Ребята, во время прогулок мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и приятно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас. И стихи о ранней осени необычайно выразительны. Каждый человек по-своему представляет и чувствует осень. Поэты и писатели свое отношение к осени выражали через слово.  

 СЛАЙД 2.

                                                                                                                      Послушайте стихотворение                                                       Ивана Бунина «Листопад».                      

Лес, точно терем расписной,                                                                                                           Лиловый, золотой, багряный,                                                                                                        Веселой, пестрою стеной                                                                                                                  Стоит над светлою поляной.                                                                                                                        Березы желтою резьбой                                                                                                                     Блестят в лазури голубой,                                                                                                                      Как вышки, елочки темнеют,                                                                                                                              А между кленами синеют                                                                                                                         То там, то здесь в листве сквозной                                                                                                   Просветы в небо, что оконца…

Какие красивые, нежные слова  нашел поэт, чтобы рассказать о лесе!                                С чем он сравнивает лес? (С расписным теремом).                                                                                                              Какого цвета лес-терем? (Лиловый, золотой, багряный, пестрый).                            Березы желтою резьбой…                                                                                                   Как сказать по-другому стали желтые? (Пожелтели).                                                        А стали красные? (Покраснели).                                                                                                                И среди золотого леса только елочки темнеют, как будто…                                           Закройте глаза и постарайтесь представить себе то, о чем я прочту.                   Как вышки, елочки темнеют.                                                                                                                     Почему сравнивают с вышками?  (Имеют форму вышки и зеленые).

СЛАЙД 3.

О красоте русской природы можно рассказывать много. Сейчас Азалия будет рассказывать стихотворение на татарском языке. Вы будете слушать ее, рассматривать картину и догадаетесь, о чем это стихотворение, потому что многие слова вам знакомы.                              

Сары яфрак белән,                                                                                                                           Безнең бакча тулган .                                                                                                Кояшта елмаймы,                                                                                                           Белмим  - нәрсә  булган ?  

Мы знаем, что осень бывает ранняя, золотая и поздняя. О каких периодах осени эти стихотворения? (Ранняя и золотая).                                                                                

Физкультминутка

Ветер северный подул ( с-с-с-с-с-с …),                                                                                               Все листочки с липы сдул (присесть) ,                                                                        Дождик стал по ним стучать                                                                                               Кап-кап-кап, кап-кап-кап ((попрыгать на месте),                                                                                                                                                                                       Снег потом припорошил (движение руками вперед – назад),                                                                                           Одеялом их накрыл (руки домиком над головой)

И последний период осени как называется? (Поздняя осень).                                                        Послушайте стихотворение А. С. Пушкина  «Уж небо осенью дышало».

СЛАЙД 4.  Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

Уж небо осенью дышало,                                                                                                      Уж реже солнышко блистало,                                                                                              Короче становился день,                                                                                                   Лесов таинственная сень                                                                                                          С печальным шумом обнажалась,                                                                              Ложился на поля туман,                                                                                                        Гусей крикливый караван                                                                                               Тянулся к югу:                                                                                                                              Приближалась Довольно скучная пора;                                                                                                     Стоял ноябрь уж у двора.

Как Пушкин написал про осень?                                                                                             Какая это пора? (Скучная пора).                                                                                                   Что значит: лесов  таинственная сень с печальным шумом обнажалась?  (Листья падают, шуршат, деревья  становятся голые.                                        Сень-это по-другому крона, ветви с листьями).

Если даже это стихотворение вызывает печаль, грусть унывать не стоит.                     У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать… писал Сергей Есенин.

Вот такие замечательные стихи писали русские поэты об осени.                     Вспомним названия осенних месяцев:                                                                       сентябрь – ранняя осень,                                                                                 октябрь – золотая осень,                                                                                                                  ноябрь – поздняя осень.    

Слайд 5. Признаки осени.

           

Дети называют признаки осени. Неверные ответы скрываются,  при нажатии на «Волшебную стрелку» в режиме игры.

Отгадывание загадок о приметах осени.  

Оранжевые, красные
на солнышке блестят.
Их листья, словно бабочки
кружатся и парят. (Деревья осенью).                                                                                                  

Пушистая вата
Плывет куда - то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (туча)                                                                                                                        

Белка осенью без спешки,                                                                                                                          Прячет желуди, орешки,                                                                                                            Мышка - зерна собирает,                                                                                                               Норку плотно набивает.                                                                                                              Это склад, а не нора -                                                                                                                    Зерен выросла гора!                                                                                                                     Что же делают зверята?                                                                                                        Угадайте-ка, ребята! (Запасы на зиму)

Что я слышу? Странный звук.                                                                                                   Весь день по крыше "тук, тук, тук"!                                                                                    Монотонно он постукивает,                                                                                                Жильцов дома убаюкивает. (дождь).

 «Осень» очень рада, вы так много рассказали о ней:                                                 вспомнили приметы осени и                                                                                               насладились прекрасными стихами об осени                                                    Какие же  вы молодцы!                                                                                              Теперь она будет прощаться с нами в хорошем настроении.

Воспитатель: Ребята, я тоже хочу сказать вам спасибо за активное участие на занятии и хотела бы, чтобы вы себя оценили самостоятельно. У меня на подносе есть смайлики. Ребята чем они отличаются друг от друга?                                     Дети: Есть смайлики весёлые, есть задумчивые, а есть грустные.  Воспитатель: Правильно. Если вам сегодня было легко на занятии,  и вы считаете, что справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если вам было совсем трудно,  - грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД речевое развитие "Сегодня так светло кругом"

Цель: создать условия для знакомства детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.Задачи:1.Формировать представление о приметах осени; вспомнить стихи об осени;2.Способствовать активному ...

занятие по развитию речи в подготовительной группе " сегодня так светло кругом!"

Осеннее настроение. Стихи об осени.   «Сегодня так светло кругом!». Цель: создать условия для знакомства детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.Задач...

Конспект по развитию речи на тему «Сегодня так светло кругом!»

Конспект по развитию речи на тему «Сегодня так светло кругом!» Цель. Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. ...

Конспект НОД по развитию речи вподготовительной группе "Сегодня так светло кругом"

Конспект НОД по развитию речи "Сегодня так светло кругом"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом!»

Познакомить детей со стихами об осени; приобщать их к поэтической речи. Развивать умение высказывать суждения, соотносить по настроению образцы поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный о...