Конспект НОД по развитию речи вподготовительной группе "Сегодня так светло кругом"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ачкасова Ольга Борисовна

Конспект НОД по развитию речи "Сегодня так светло кругом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Сегодня так светло кругом"20.53 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом»

Цель. Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

Задачи:

образовательные: 

расширить представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, отображенных, в стихах русских поэтов;

обогатить словарь детей образцами образной лексики, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; подборе эпитетов;

развивающие:

развивать воображение; эстетическое восприятие окружающего мира

воспитательные:

воспитывать чуткость к русскому слову;

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

 Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. 

Дети: листопад

2.Основная часть занятия

Воспитатель: а когда бывает листопад?

Дети: осенью

Воспитатель: правильно, осенью. А какая бывает осень?

Дети: хмурая, дождливая, тёплая, холодная, пасмурная, дождливая и т.д.

Воспитатель: ребята, а как называется осень в начале?

Дети: ранняя осень, золотая осень

Воспитатель: Правильно, ребята. После жаркого лета наступает ранняя, золотая осень. Природа преображается. Она меняет пышный зелёный наряд на золотое платье. Листья окрашиваются в красный, золотистый, багряный цвет. Они кружатся в воздухе и бесшумно падают на землю мягким ковром. Листопад – самое удивительное по красоте явление осени. Но эта красота продлится недолго. Вот как поэт Иван Бунин описал это время:

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца

В середине осени начинается пора листопада, когда деревья теряют свой красивый наряд. Дни становятся пасмурными, солнце выглядывает реже. Чаще идут дожди. По ночам появляются небольшие заморозки. О середине осени написал поэт Алексей Плещеев такие стихи:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!

Позднюю осень называют «серебряной». На лужах появляется первый тонкий лед. На мерзлую землю падают воздушные снежинки. Серебрятся на солнце опавшие листья, покрытые инеем. Звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, улетают на юг перелетные птицы. Звери активно готовятся к зиме. Они укрепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора. (А.С.Пушкин)

Воспитатель: Ребята мы сейчас прослушали разные стихотворения об осени. Какое стихотворение понравилось вам больше? Почему?

Физкультминутка: «Дождь»:

Вдруг закрыли небо тучи,
(Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.)
Начал капать дождь колючий.
(Прыжки на носочках, руки на поясе.)
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть.
(Приседаем, руки на поясе.)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
( Идём по кругу с высоким подниманием колена.)

Игра «Кот- наоборот»

Воспитатель: К нам пришел кот, не обычный кот, а кот – Наоборот. Он все говорит наоборот: холодное –горячее, жара-холод». А вы знаете противоположные слова?

Лето- (зима)

Осень –(весна)

Холодно –(жарко)

Мокрый –(сухой)

Солнечный – (пасмурный)

Весело- (грустно)

Вечер – (утро)

Короткий- (длинный)

Широкий- (узкий)

Улыбаться –(хмурится)

Моросить – (лить)

Высоко- (низко)

Сажать – (выкапывать)

Съедобный – (ядовитый)

Воспитатель: и ещё немножко поиграем.

Игра «Весна-осень»

Воспитатель: Ребята, я начну говорить фразу. А вы закончите.

Весной в огороде сажают, а осенью …..(убирают)

Весной птицы прилетают, а осенью ….(улетают)

Весной цветы распускаются, а осенью….(вянут)

Весной природа расцветает, а осенью….(увядает)

Весной дожди теплые, а осенью ….(холодные)

Весной день длиннее, а осенью…(короче)

3.Заключительная часть занятия.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поговорили о том какая разная бывает осень. А какая сейчас у нас осень? Хотя на пороге поздняя осень, но природа нам дарит ещё немного тепла и не все ещё деревья  сбросили свой осенний наряд.

Кто помнит, стихотворения каких поэтов мы сегодня читали? Красивые были стихи? Когда вы станете совсем взрослыми, прочтите их еще раз сами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему: "Праздник Светлой Пасхи"

конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Праздник Светлой Пасхи» Разработала воспитатель: Курманбаева Г.М. Цель: -закрепить знания о том, какие праздни...

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи с использованием аппликации «Солнышко лучистое, засияй-ка весело!» (возраст детей 3-4 года). Подготовила воспитатель Светлана Юрьевна Стома

Цель занятия: формирование у детей элементарных представлений об изменениях в природе, о том, как солнце влияет на жизнь растений....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе воспитателя МБДОУ № 3 «Радуга» Зыряновой Светланы Петровны «В весеннем лесу».

                   Учить детей произносит ь звукоподражания животным. Побуждать детей инсценировать часть сказки. Закреплять знания о диких жив...

Конспект НОД по развитию речи «Сегодня так светло кругом!»

Закрепление знаний детей об изменениях осенней природы в прцессе рассматривания иллюстраций и слушании художественных текстов....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом!»

Познакомить детей со стихами об осени; приобщать их к поэтической речи. Развивать умение высказывать суждения, соотносить по настроению образцы поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный о...