ДОКЛАД. Тема: «Использование методов наглядного моделирования в познавательном и речевом развитии детей»
консультация по развитию речи

Горай Елена Владимировна

ДОКЛАД. Тема: "Использование методов наглядного моделирования в познавательном и речевом развитии детей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                  г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                   fediukina.nadejda2012@yandex.ru

ДОКЛАД

Тема: «Использование методов наглядного моделирования

в познавательном и речевом развитии детей»

Воспитатель:

Горай Е.В.

12.12. 2014 год.

План

1.Значение моделирования в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.

2. Виды моделей.

3.Моделирование как наглядно-практический метод обучения дошкольников.

4. Применение схем – моделей в практике работы  педагога

5. Понятие мнемотехники, особенности применения в разных возрастных группах

6. Методика работы с дидактическим материалом: мнемодорожки, мнемотаблицы, тактильные дощечки.

  Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.  Детям  приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

    Известно, что ребенок, использующий разнообразные  средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации.

           Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию соответствующую поставленной  цели, познавать и использовать освоенные способы действий.

       Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

        Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

  В дидактике выделены три вида моделей:

   Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных  друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.

    Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

   Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т.д.

Для детей дошкольного возраста доступными являются первые два вида моделей.

         В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом).

          Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.

      Но главное для ребёнка - это  не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков, а в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин "знаковая функция сознания" для обозначения  более высокого интеллектуального уровня детей.

        Схемы – модели  с успехом могут использоваться в  процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

     Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения  общеобразовательной школы.  Работая с детьми с различной речевой патологией,  логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В коррекционной работе  наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

     Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие  дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

   Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у  дошкольников обнаружено, что  чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают,  но при помощи схематического изображения  дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

   На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В сюжетно- ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.

  Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

  Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами:

1.Постановка цели и мотивация трудового процесса.

2.Отбор предметов труда.

3.Трудовое оборудование.

4.Порядок трудовых действий.

5.Результат труда.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

          Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.

     Использование моделирования в дошкольном возрасте как средства познания целесообразно, так как позволяет разрешить противоречие между обобщенностью осваиваемого содержания (свойств и отношений) и доминированием наглядно-образного мышления, непроизвольного характера памяти. С возрастом память становиться произвольной, ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведение сведений, необходимых ему для практической деятельности. Этому способствует мнемотехника.

    Мнемотехника (в переводе с греческого "искусство запоминания") - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Особое место в работе с детьми занимает  дидактический  материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

   Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные:

-  на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- преобразования полученной информации об объекте из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

 Этапы работы  с мнемотаблицей:

Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

Перекодирование информации (т.е. преобразование символов в образы)

Отработка метода запоминания (пересказ с опорой на символы).

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы  необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята желтого цвета, мышка – серая и др.

Опорным в таблице является изображение главных героев, через которых идет осознание происходящего в ней.

 Что можно изображать в таблице.

    В таблице можно изображать персонажей сказки, явления природы, некоторые действия. Важно, что бы нарисованное были понятно детям.

Для детей младшего возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому  с ними удобнее работать через мнемодорожки.  Мнемодорожка несет также  обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах  обучения ребенка. Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать разнообразные дидактические игры.

     Наряду с мнемотаблицами,  могут использоваться тактильные дощечки для развития способности запоминать ощущения от прикосновения  к различным предметам. Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Цели: развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Для дошкольников можно изготовить набор из 10-15 дощечек (размер 5*10 см) с разной шероховатостью поверхностей (натуральный или искусственный мех, наждачная бумага, кусок мягкой ткани, кусок веревки наклеенный зигзагообразно, скорлупа от орехов, крупа, чешуйки от шишки и др.).

Этапы работы: предложить ребенку закрыть глаза, вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать; спросить, что это ему напоминает  когда погладит дощечку (пушистый котик, зубастый волк); взять у ребенка дощечку и предложить открыть глаза.

  Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о  событиях  окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Использование метода детской журналистики, как средства речевого развития детей с ОНР.

Презентация опыта в рамках республиканского фестиваля «Мы вместе»!         ...

«Создание условий для познавательного и речевого развития детей через использование метода наглядного моделирования речи в процессе проблемного обучения»

Исследование возможности создания своей письменности, основанной на использовании рисуночного письма древних народов Северной Америки....

Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...

Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Де...