Сообщение из опыта работы
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Сообщение из опыта работы на общеобразовательной группе по теме "Речевое развитие будущих первоклассников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение из опыта работы | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевое развитие будущих первоклассников»
Каждый поступающий в школу ребёнок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. Правильное достаточно беглое чтение является необходимым условием для усвоения учеником других предметов.
Требования ФГОС при поступлении в 1 класс
В норме к началу школьного обучения ребенок должен:
Правильно произносить все звуки;
Четко и ясно произносить слова, не переставляя и не пропуская слоги;
Иметь достаточный словарный запас;
Согласовывать слова в роде, числе и падеже;
Точно спрягать знакомые глаголы;
Строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);
Свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины);
Хорошо слышать различные звуки речи, выполнять задания, связанные с выделением слогов, звуков, слов из ряда похожих и т.д.
По теме речевого развития работу вела на протяжении нескольких лет, о чем свидетельствуют реализованные педагогические проекты такие как «Пустите папу в детский сад» или, например, «Хочу красиво говорить».
Задачи проекта «Хочу красиво говорить»:
Способствовать развитию выразительности речи.
Формирование потребность в использовании лексических возможностей языка,
Создавать условия для развития устной речи воспитанников.
Задачи проекта «Пустите папу в детский сад»:
Установление контакта с папами для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания.
Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьей, как фактора позитивного развития ребенка.
Помочь папам установить контакт через совместную игровую, творческую и познавательную деятельность.
Я в своей работе использую такие методы речевого развития детей как: наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы использую чаще. Применяю как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Рассматриваем игрушки, картины, фотографий, описываем картины и игрушки, рассказываем по игрушкам и картинам. Использую для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть используем также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы применяю: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направляю на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам отношу различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Я их использую для решения всех речевых задач.
Совокупность методов речевого развития детей предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте.
Создавая условий для полноценного развития речи детей предусматриваю: создание развивающей предметно-пространственной среды.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. В группе был создан уголок школьника, в котором дети самостоятельно могли развернуть игру «Школа», проиграть все ключевые моменты. Взять на себя роль учителя или ученика. Периодически создавала тематические выставки по художественной литературе (подбирала книг по темам недели).
Экскурсии как метод развития речи детей
Экскурсия [лат. excursio – поездка] – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.
Целью экскурсий является, уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
Сюжетно-ролевая игра
Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.
Через игру можно побудить детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут деревья и кустарники. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечали все, что они видели вокруг себя и старались выразить свое впечатление словами.
Работа с родителями
Проводила беседы, давала рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовывала тематические родительские собрания. В подготовительной группе проводила несколько собраний посвященных подготовке к школе, знакомила родителей с компьютерными играми, через которые можно подготовить ребенка, дать определенные знания. Подбирала буклеты и анкеты, чтоб родители сами могли оценить готовность ребенка к школе. Также использовала в рамках реализации педагогических проектов совместные спортивные мероприятия, облагораживание территории участка, изготовление газет и журналов, участие в различных конкурсах, привлекала к совместным поездкам на экскурсии. Было организовано несколько тематических выставок творческих работ детей.
Перспективы дальнейшего развития
Продолжать реализовывать педагогические проекты на группе компенсирующей направленности. Организовать работу с родителями в рамках преемственности (детский сад – школа) по проектной деятельности.
Рекомендации для педагогов по речевому развитию будущих первоклассников
Активизируйте, обогащайте и уточняйте словарный запас детей во всех режимных моментах.
Контролируйте грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Формируйте связную речь
Используйте в работе игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.
Используйте проблемные ситуации и решайте их совместно с детьми в процессе беседы
Как можно чаще привлекайте родителей к совместной деятельности в образовательном процессе (приглашать на занятия, с рассказом и показом на определенную тему, например «Расскажите о своей профессии»)
Для того чтобы обеспечить успешное речевое развитие ребенка, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности (диалог, рассказ, рассуждение, описание и др.), необходимо создать условия для свободного и интересного общения, в процессе которого дети и взрослые выступали бы как равноправные участники разговора.
Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....
Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка. Важной задачей воспитания дошкольн...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....