Речь дошкольника 6 – 7 лет.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Ровнягина Нина Аркадьевна

Особенности речевого развития детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_doshkolnika_6.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Речь  дошкольника  6 – 7  лет.

Речь ребёнка  формируется под  влиянием  речи  взрослых. От  того,  насколько  полноценным  является  речевое  общение  ребёнка, насколько  достаточна его  речевая  практика,  каково   речевое  окружение  и  условия  воспитания, зависит и развитие  речи  маленького человека.

Дети   6 -7  лет  без дополнительных вопросов могут  пересказать  сказку или рассказ из 40-50  предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. Дети в этом возрасте уже способны передать какие-либо впечатления, их высказывания отличаются яркостью  образов и большим  объёмом  информации.

Ребёнок в состоянии выделить существенные признаки предметов и  явлений. Более того,  он  уже  пробует  установить  причинно-следственные  связи  между этими  признаками,  временные и  другие  отношения. Речь ребёнка   седьмого года  жизни  достаточно  развёрнута. С  помощью распространённых предложений он старается сделать излагаемое понятным и доступным тем, кто его  слушает, то есть искренне  заинтересован в  результате своего общения. Стремление более точно выразить свою мысль  побуждает к использованию всё большего количества слов. К  своим  высказываниям   ребёнок относится  критически, такое же  критическое отношение возникает  и к речи сверстников. Коме того, пытаясь более точно передать свою  мысль, более чётко  описать то или иное явление, тот или иной предмет, ребёнок  6 – 7 лет  начинает  раскрывать и передавать своё отношение к тому, о чём говорит.

В  этот период активизируется  пассивный  словарь ребёнка, расширяется   активный  словарь. Это происходит не только за счёт  увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но за счёт   постепенного  овладения   суффиксальным   и приставочным    способами образования  слов, обозначающих детали, оттенки, переходные  состояния. В речи ребёнка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние  предметов, а также отвлечённые , абстрактные понятия. Дети седьмого года жизни  уже усвоили   чётко обозначающие понятия, причём конкретизируя их: «цветы», указывая, что цветы бывают полевые (василёк, ромашка) и садовые (роза, тюльпан).

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые , и развёрнутые ответы.

Хотя словарь детей седьмого года жизни заметно расширяется, в подборе нужных слов, особенно при передаче оттенков значения, деталей, дети допускают неточности, неправильно подбирают слова. Характерны возможные затруднения при разборе слов, противоположных  по  значению, близких по значению (антонимов, синонимов)  в группах существительных, прилагательных, глаголов, а также ошибки в уточнении признаков предметов и действий. Неточно могут употребляться также союзы, предлоги.

Наряду с другими сторонами речи  у детей активно развивается грамматический строй. Дети  овладевают развёрнутой, распространённой фразовой речью, словообразованием, употребляют предложно-падежные конструкции. Объём высказываний расширяется за счёт уточнения и развития навыков согласования, употребления  падежных окончаний. Это не значит, что речь ребёнка свободна от ошибок. Могут встречаться неправильные согласования, особенно при изменении существительных в косвенных  падежах, изменении несклоняемых существительных, ошибки при употреблении глаголов совершенного и несовершенного видов.

Несмотря на то, что в этот период совершенствуется связная речь и ребёнок способен устанавливать причинно-следственные и временные связи  между  предметами и явлениями, зачастую он уделяет больше внимания главному, очевидному, тогда как более мелкие, неглавные детали остаются неупомянутыми.

Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности  артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых  детей усвоение звуков проходить неравномерно.  Так, шипящие звуки могут быть усвоены только к шести годам. Помимо задержек в овладении правильным  звукопроизношением  могут  быть и нарушения  в формировании звуков, то есть могут  неправильно произноситься некоторые   звуки, например  Л – губами. Встречаются нарушения дифференциации  звуков, особенно если смешиваемые звуки присутствуют в слове одновременно или если в данном словосочетании много  смешиваемых звуков. Недостатки звукопроизношения устраняются с помощью специальных логопедических занятий, включающих тренинг артикуляционной моторики, слухового и фонематического восприятия, постановку и автоматизацию звуков.

У некоторых детей движения губ, языка, мягкого нёба недостаточны, что требует активизации артикуляции  как одного из условий исправления звукопроизношения. На седьмом году жизни ребёнок может выполнять тесты на выделение слов или слов с заданным звуком из  группы, подбирать слова на заданный звук. Однако некоторые звуки  различаются недостаточно чётко, сливаются, например, по мягкости-твёрдости, по месту образования. Поэтому требуется   специальная  работа  по развитию  фонематического восприятия.

На седьмом году жизни дети успешно  используют  интонационно-мелодические средства передачи своего отношения   к высказываемому. Им знакома вопросительно-повествовательная интонация, они могут делать акцент на том или ином слове, точно передавать свои чувства, выражать своё отношение к тому или иному предмету, явлению, событию.

Темп речи детей в повседневном общении остаётся умеренным, однако стилистические и содержательные затруднения могут вызвать у них необходимость прервать своё  высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И, наоборот, в  состоянии волнения, желая как  можно скорее высказаться, ребёнок может начать говорить быстро, взахлёб, громче ,чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на качество звуко- и словопроизношения. Торопливость может  привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков. Кроме того, смена зубов, происходящая в это время, также  способна затруднить звукопроизносительные возможности ребёнка.

“Пишущая машинка”

Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

 

“Будь внимателен!”

Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.

 

“Посчитай буквы и составь предложение”

Играют от 3 до 6 участников.

Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения внимания, умения работать с деформированным текстом.

Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук.

Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен заломить свое слово.

Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий.

Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.

“Слушай хлопки и подбирай слоги”

Играют 2 человека или 2 небольшие команды.

Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.

На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.

Инструкция:

“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.

Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.

Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.

А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”

Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.

“Повтори за мной”

Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

 Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

 

“Слушай и повторяй!”

Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.

Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.

Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.

Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед.

При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.

“Услышишь — стой!”

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.

Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными в совместной работе логопеда и педагога-психолога.

“Что слышно?”

Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.

“Канон”

Цель игры: развитие волевого внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционная программа "Настроение" для детей 5-7лет

Психокоррекционная программа «Настроение» продиктована жизненной необходимостью, поскольку дети, поступающие в первый класс, зачастую бывают психологически не готовы к этому важному этапу жизни. Занят...

методические разработки физкультурных занятий в зале для детей от 3до 7лет

Данные разработки являются приложением к проекту "Модель развивающей физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ", а также могут использоваться для занятий с детьми по прогамме " Развитие" и как ...

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

В школу с 6 или с 7лет?

Консультация для родителей по вопросу о готовности ребенка к обучению в школе....

перспективный план работы по изобразительной деятельности в логопедической группе (6-7лет)

перспективный план работы по изобразительной деятельности в логопедической группе (6-7лет)...

Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет

Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....

Беседа "История пасхального яйца" для детей 6-7лет

Все дни в нашей жизни делятся на будни и праздники.             Праздники бывают разные. Отмечаются государственные праздники, наприме...