Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники для детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи

Квашенникова Светлана Васильевна

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники

для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_mnemotehnike.docx601.03 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники

для детей дошкольного возраста

Название

Цель

Материалы

Ход игры

Старший дошкольный возраст

Игра «Сказка на новый лад»

(метод «чепухи» - ассоциативные цепочки)

Авторы - составители:  

Участники творческой группы

Стимулировать интерес детей к режиссёрской игре; развитие фантазии.

Карточки с персонажами и ключевыми предметами.

Карточки лежат рубашкой вверх, перемешаны между собой. Дети поочерёдно переворачивают карточки и составляют по одному предложению о  увиденном, стараясь объединить карточки по смыслу.

Игра «Сказка в мешочке»

(по принципу «тактильных дощечек»)

Авторы - составители:  

Участники творческой группы

Обучение пересказу сказок (рассказов) с опорой на тактильные ощущения.

Набор предметов (дощечки с видами материи, различающиеся на ощупь), имеющих отношение к героям конкретной сказки.

Ребёнок (группа детей) опуская руку в мешок, старается нащупать и определить, какому герою (из какого произведения) могут принадлежать опорные предметы (дощечки с различной материей (мехом)), достать и выложить их на столе, по мере появления данного предмета по сюжету сказки (рассказа) с последующим составлением действия произведения.

Игра «Расскажи стихотворение»

(принцип «крокирования» - схема-набросок)

Авторы - составители:  

Участники творческой группы

Помочь детям запомнить содержание стихотворения посредством рисования табличек - «крокирования».

Карандаш, листы бумаги с нарисованной таблицей

Разобрать стихотворение по смысловым фразам; предложить детям составить схемы этих фраз и зарисовать их.

Игра «Какая вещь лишняя?»

(принцип «логические цепочки»)

Автор - составитель:  Воспитатель Томашевич С.С.

Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования «логических цепочек». Закреплять знания известных сказок (рассказов), их персонажей, предметов оперирования.

Наборы картинок по различным произведениям (сказкам, рассказам, стихотворениям).

На доску выкладываются картинки, принадлежащие к сюжету определённой сказки (рассказа, истории). Но имеется 1-2 картинки совершенно не используемые в данном произведении. Детям необходимо определить, какая из картинок «лишняя».

Игра «Угадай и опиши»

Автор - составитель:  

Воспитатель Сергеева О.В.

Учить детей составлять описательный рассказ, опираясь на план.

«Чудесный мешочек» с набором игрушек диких животных, опорный план, составленный детьми и изображенный схематично.

детям предлагается составить и схематично зарисовать план рассказа о животных. Ребенок наощупь определяет животного (из «чудесного мешочка») и рассказывает о нем другим.

Игра «Плоды»

Автор - составитель:  Воспитатель Аляева О.А.

Закрепить знания детей о внешнем виде плода и от какого он дерева.

Плоды деревьев, платок.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть плоды деревьев (внешний вид, к какому дереву относятся). Дети берут в руки плоды и исследуют их.

Педагог раскладывает плоды на столе и накрывает их платком. По очереди дети подходят к столу, берут в руки по одному плоду, под платком, исследуют на ощупь и называют его и от какого дерева этот плод.

Усложнение: на доске висят карточки с изображением деревьев, а под ними стоят емкости. Ребенок называет плод, к какому дереву он принадлежит, несет его к доске и опускает его в емкость, где изображено это дерево.

Игра «Кто, где живет?»

(5 – 6 лет)

Авторы - составители:  

Участники творческой группы

Расширять и закреплять знания детей о домашних/диких животных, их среде обитания.

Материал: карточки с изображением домашних/диких животных; карточки с изображением среды обитания «дом», «лес».

На доску вешаются карточки с изображением среды обитания «дом», «лес». Карточки с изображением домашних/диких животных лежат на столе лицевой стороной вверх. Дети по очереди берут карточки со стола и определяют к какой среде обитания эти животные относятся.

Для усложнения: дети дают краткое описание животному.

Игра «Путешествие капельки» (6 – 7 лет)

Авторы - составители:  

Участники творческой группы

Закрепить знания детей о круговороте воды в природе.

Карточки с изображением природных явлений (капелька, осадки, река, солнце, испарение, облака), мнемотаблица.

Воспитатель рассматривает с детьми мнемотаблицу, проговаривая каждый фрагмент.

Перед детьми на столе лежат карточки «рубашкой» вверх. Детям предлагают по очереди выложить карточки в правильной последовательности, чтобы получился круговорот воды в природе.

Игра «Добавь, чего не хватает»

Авторы - составители:  

Участники творческой группы

Расширять представления детей о внешнем виде животных.

Карточки с изображением животных без какой-либо части; карточки с изображениями частей животных.

На доску вешаются карточки с изображением животных. Карточки с изображением частей животных лежат на столе лицевой стороной вверх. Дети по очереди берут карточки со стола и определяют к какому животному они принадлежат.

Игра "Собери животное." или "Кто живёт в лесу." (5-6 лет.)

Автор - составитель:  Воспитатель Лещева С.В.

Закреплять умение узнавать животных. Обогащать словарь прилагательных.

Схемы животных. Пазлы с животными (на обратной стороне написано прилагательное).

Воспитатель расставляет схемы животных. Берёт в руки любую часть  пазла и читает прилагательное (хитрая ,рыжая, косолапый, злой, серый, колючий, пушистая, трусливый и т.д.) Дети кладут подходящую часть пазла рядом со схемой этого животного. Расположив части пазла правильно-получаем изображение названного животного.

Игра «Кому, где хорошо»

Автор - составитель:   Воспитатель Рубайло Г. М.

Закрепить и обобщить знания об экосистемах ( луг, водоем, лес)

3 игровых поля  с изображением экосистем.              Маленькие карточки  с изображением обитателей экосистем.

Игровые поля раздаются детям. Водящий показывает по одной каточки уточняет что изображено где живет и у кого такая экосистема .

Игра  « Профессии».

(6-7 лет)

Автор - составитель:  Воспитатель Лисенкова Ж.Г.

Рис. 1

Закреплять знания о профессиях. Обогащать  речь.

Игровые поля и карточки изображением профессий.

Детям раздают игровые поля, водящий показывает по  одной

карточке . Ребенок называет профессию и место работы. Например: поле « Театр,» Профессии:  артист, костюмер, гример, осветитель, декоратор.

Игра «Кто (что), кем (чем) был (будет)?

Автор - составитель: Воспитатель Гудкова В.Б.

Рис. 2

Развивать у детей ассоциативное мышление.      Способствовать развитию зрительного, слухового внимания. Обогащать словарь детей. Развивать связную речь. Совершенствовать умение вслушиваться в речь, понимать её содержание, вести диалог.

Карточка с 16 клеточками, в которых изображены предметы, фигурки животных.

(1-вариант игры) Рассматриваем, называем кто (что) изображено в клеточках, затем спрашиваем: Цыплёнок кем раньше был? Дети находят ответ- картинку, показывают, говорят: «Цыплёнок раньше был яйцом» и так далее. Потом дети сами спрашивают и отвечают - получается диалог.

2- вариант. Можно сделать карточки и играть с карточками, так же отвечать, но рядом с одной карточкой положить другую - ответ. Бревно. Бревно чем будет? Бревно будет домом? Дом, какой? - бревенчатый.

Средний дошкольный возраст

Игра «Чей силуэт?»

Автор - составитель:  Воспитатель Дацко Л.И.

Развитие зрительно-пространственной ориентировки, воображения, активизация памяти и зрительной памяти.

Большие карточки с цветным изображением предметов для ведущего; маленькие карточки с силуэтами предметов для игроков.

У ведущего- все цветные картинки, у играющих только силуэты. Ведущий наугад берет картинку с цветным изображением и предлагает ее играющим. Тот из детей, у кого есть такой силуэт, предъявляет его играющим и забирает картинку. Если ответ правильный, составляется пара «предмет-силуэт», которая оценивается одной фишкой. Побеждает набравший наибольшее количество фишек. За неверно составленную пару играющий лишается одной наградной фишки.

Игра  «Составь цепочку» для среднего возраста

Автор - составитель:  Воспитатель Кишман Е.Н.

Рис. 3

Развитие памяти. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.

Развитие логики. Развитие образного мышления. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

Карточки с изображениями птицы, птицы и веточки, гнезда с яичками, птенчиков, птица с червяком, летящие птицы.

Чтение детям М. Горький «Воробьишко»

Показ иллюстраций птиц, гнезд, птенцов.

Воспитатель: Дети, давайте поможем птичке вывести птенчиков. Положите последовательно  карточки и составьте цепочку.

Дети выкладывают цепочку самостоятельно или с подсказками воспитателя.

Воспитатель: Дети, птичка построила гнездо, вывела птенчиков, выкормила и научила летать. А вы ей помогли. Молодцы!

Игра «Прятки» (средний дошкольный возраст)

Автор - составитель: Воспитатель Муртазина Л. А.

Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Формировать навыки запоминания информации, умение управлять своим вниманием.

Мелкие игрушки, план группы.

Заготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе находятся тайники. Они отмечены жирными точками на плане группы. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! Стойте на месте и расскажите, кто спрятался в уголке игрушек, за шкафом, и т.д.


Рис.1

http://static6.depositphotos.com/1036194/540/v/950/depositphotos_5407024-Theater-masks-and-curtain.jpg

Рис. 2

C:\Users\user\Desktop\ИГРА\скан0001.JPG


Рис. 3

2203136_html_5d33156

EVUVgjUPkUw87cNC2hkY2UiOlZX3OpdHUO6L7kxiiCbMhNbzEaRZch8zQFAW80dW5YQvQDtId_Ykc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....

Картотека дидактических игр по развитию речи и лексики у детей дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр  по развитию речи  и  лексики  у детей дошкольного возраста....

Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей сист...

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста 4-7 лет....

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "друдлы"»

Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Проще говоря, загадка в визуальной форме. Суть техники «друдлы» заключается в том, что предлагается опи...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи и артикуляции у детей дошкольного возраста посредством использования биоэнергопластики»

В консультации представлено значение артикуляционной гимнастики в сочетании  с биоэнергопластикой и этапы работы....