Картотека дидактических игр на развитие познавательных психических процессов для детей дошкольного возраста (03.12.22)
картотека

Пантелеева Евгения Григорьевна

В подборке содержатся игры для детей 3-8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._igry_na_ppp.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подборка игр из различных литературных интернет-источников

Составила: Пантелеева Е.Г.


Карточка №1

ТРИ

(игра на развитие внимания, с 3 лет)

Краткое описание Если дети слышат слог «три» или сами произносят это слово в рифму, то хлопают один раз в ладоши.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали,

И не одну, а целых… три.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа

Пришлось прождать.

Зато успел за это время

Я и постричься, и поспать.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри

А жди команду «раз, два, три…»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, а лучше… три.

Карточка №2

Игра «Волшебник»

(игра на развитие внимания, с 3 лет)

Краткое описание Выбирается ведущий – волшебник, который с помощью волшебной палочки и заклинания «Сим-салабим, я превращаю тебя в…» может превратить любого игрока в предмет (животное). Ребенок, к которому волшебник прикоснулся волшебной палочкой. Должен изобразить мимикой и жестами названный предмет (животное).

Карточка №3

ЧАСТИ ТЕЛА

(игра на развитие внимания, с 3 лет)

Краткое описание: Педагог читает стихотворение, дети показывают на себе части тела, о которых говорится в стихотворении.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Есть и плечи, есть и грудь.

И живот не позабудь,

Бедра, пятки, двое стоп,

Голь и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и щечки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Карточка №4

ЛАСКОВАЯ ЦЕПОЧКА

(игра на развитие тактильной чувствительности и коммуникативных навыков, с 4 лет)

Краткое описание Дети садятся в ряд друг за другом, последний – организатор игры. Он сообщает на ухо сидящему перед ним ребенку команду, например: «Погладь соседа по голове». Малыш выполняет задание и передает его далее. Так «поглаживание по голове», как цепная реакция, доходит до конца цепочки. Затем следует новая команда.

Карточка №5

ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ

(игра на развитие логического мышления, навыков самоконтроля, с 4 лет)

Краткое описание Ведущий встает перед игроками и выполняет любое движение (наклоняется вперед, делает три шага назад и т.п.). Игроки должны выполнить аналогичное движении, изменив его направление. Кто первым ошибется – становится ведущим.

Карточка №6

ПОДПРЫГНИ НА МЕСТЕ

(игра на развитие внимания и слухо-речевой

памяти, с 4 лет)

Краткое описание Дети образуют круг и слушают слова, которые произносит педагог. Когда они услышат название профессии – подпрыгивают. Затем педагог просит повторить название профессии (предмета и т.д.).

Карточка №7

ЧАЙНИЧЕК С КРЫШЕЧКОЙ

(игра на развитие внимания, с 4 лет)

Краткое описание Игроки сидят на стульях в кругу. Каждый пропевает песенку:

Пар идет с дырочки, дырочка в шишечке,

Шишечка на крышечке, крышечка на чайничке.

Песенка сопровождается жестами:

- Чайничек – вертикальные движения ребрами ладоней;

- Крышечка на чайничке – левая рука складывается в кулак, правая ладонью делает круговые движения над кулаком;

- Шишечка на крышечке – вертикальные движения кулаками;

- Дырочка в шишечке – указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки;

- Пар идет с дырочки – указательными пальцами рисуют спиральки.

Карточка №8

САНТИКИ-ФАНТИКИ-ЛИМПОПО

 (игра на развитие концентрации внимания,

с 4 лет)

Краткое описание Доброволец выходит за дверь. Его задача - угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись. Кто будет задавать характер движений, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание «сантики-фантики-лимпопо». Лучше, если дети будут повторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.

Карточка №9

ШУТКИ-МИНУТКИ

(игра на развитие внимания, с 4 лет)

Краткое описание Воспитатель читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют ее. Например:

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками режет звучно мед.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Карточка №10

ЗАПОМНИ СЛОВА

(игра на развитие памяти, внимания, мышления, с 5 лет)

Краткое описание Педагог зачитывает слова, затем просит повторить их (трамвай, нос, ухо, троллейбус, лоб, автобус, рот, глаза, поезд, щека и т.д.).

Дети по очереди говорят по одному слову. Затем они должны назвать группы, на которые можно разделить эти понятия.

Карточка №11

ПАРЫ СЛОВ

(игра на развитие внимания, памяти, мышления, с 5 лет)

Краткое описание Педагог читает пары слов, между которыми существуют смысловые связи. Затем читает первое слово каждой пары, а дети по очереди вспоминают второе слово (яма-лопата, кисточка-краски, груша-ваза, сын-коньки, береза-гриб, конфета-друг).

Карточка №12

ЗАПОМНИ СВОЕ ЖИВОТНОЕ

(игра на развитие внимания, памяти, мышления, с 5 лет)

Краткое описание Детям раздают шумовые инструменты. Каждый ребенок называет какое-либо животное. Затем ребенок называет животных. Тот ребенок, чье животное названо, один раз взмахивает своим инструментом. Темп игры постоянно увеличивается

Карточка №13

СКОПИРОВАТЬ ПРЕДМЕТ

(игра на развитие внимания, с 5 лет)

Краткое описание Педагог предлагает детям карточки с заданием для каждого ребенка. Дети копируют рисунки по точкам. Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Карточка №14

ВЕСЕЛЫЕ ЖМУРКИ

(игра на развитие слухового и тактильного восприятия, с 5 лет)

Краткое описание Игроки сидят на стульях по кругу. Водящий с завязанными глазами стоит в центре, несколько раз кружится на месте. Потом подходит к любому игроку. Дотрагивается до него и пытается угадать, кто перед ним. Если ему сразу не удается назвать игрока, он может попросить его произнести какое-либо звукоподражание (мяукнуть, прокукарекать и т.д.)

Карточка №15

ЗАПАЗДЫВАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ

(игра на развитие концентрации внимания, с 5 лет)

Краткое описание Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока. Когда первое движение ведущего доходит до последнего игрока, ведущий меняется.

Карточка №16

ВЫПОЛНИ ДВИЖЕНИЕ

(игра на развитие внимания,

мышления, с 5 лет)

Краткое описание Педагог вместе с детьми встает на ковер и дает инструкцию: «постарайтесь правильно выполнить движения. Если услышите название цветка – хлопните в ладоши, название птицы - взмахните руками, название дерева – положите руки на колени». Затем называет слова.

Карточка №17

ЗАМРИ

(игра на развитие внимания, с 5 лет)

Краткое описание Все дети бегают по комнате, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри!» остановиться и принять позу, изображенную на карточке (показывает одну из карточек со схематическим изображением человека). Те, кто принял позу неправильно. Выбывает из игры. В конце игры остаются один-два ребенка, которые и считаются победителями.

Карточка №18

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ СЫЩИК

(игра на развитие внимания, мышление и зрительную память, с 6 лет)

Краткое описание Игроки садятся на стулья, расставленные по кругу, и внимательно рассматривают друг друга. после того, как один из них выходит за дверь, несколько игроков меняются местами или разными предметами одежды. Вернувшись, ребенок должен определить, что изменилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Психокоррекционный   комплекс   состоит  из   2 этапов:  установочный  блок  и  коррекционно-развивающий  блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...

Дидактическое пособие «Разноцветные пуговки» для развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

Дидактическое пособие «Разноцветные пуговки» для развития психических процессов у детей дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста.

Собрание игр на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста....

Мастер – класс для родителей на тему: «Развитие познавательных психических процессов в старшем дошкольном возрасте на этапе подготовке детей к школьному обучению»

     Психологическая готовность к школе предполагает, в первую очередь, достаточный уровень развития у ребенка познавательных психических процессов: внимания, мышления, памяти, в...

Картотека дидактических игр по развитию речи и лексики у детей дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр  по развитию речи  и  лексики  у детей дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по развитию грамматических форм речи у детей дошкольного возраста для педагогов д/с.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень...