Мастер - класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
методическая разработка по развитию речи

Карапетян Татьяна Александровна

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_kopiya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер - класс

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса

Материалы: мячик средних размеров, атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игры,  корзиночка , кружочки красного и зеленого цвета.

Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.

Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)

А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)

Мне бы хотелось  представить гипотезу – Русская народная игра как одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Уважаемые педагоги! Я предлагаю составить картотеку русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:

1. Русские народные игры отражающие отношение человека к природе. Что  воспитывают такие игры? (доброе отношение к окружающему миру).

2. Игры отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Чем интересны такие игры? (Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость).

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью

(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам)

(Включить музыку)

Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием и готовы рассказать, какие игры вы отобрали.

  1. «Волк во рву»

«Волк и овцы»

«У медведя во бору»

  1. «Охотники и утки»

«Птицелов»

«Удочка»

  1. «Бой петухов»

«Перетяни за черту»

«Перетяжка»

- какие вы молодцы все правильно сделали.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

- а какие вы знаете старинные считалки?

- а я предлогаю такую:

Таря - Маря в лес ходила

шишки ела

нам велела

а мы шишек не едим

Таре - Маре отдадим!

- кто остался, будет водящим в следующей игре

А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру «Заря – Заряница»

Игра: «Заря - заряница»

Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников- водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря - заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становиться водящим. Игра повторяется.  (3раза)

В процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развиваю интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарными народными играми.

На Новый год, Колядки провожу  следующие игры - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь»

- а хотели бы вы поирать в игру: «Бабка Ежка»?

Игра:БАБКА-ЁЖКА

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

 Бабка Ежка  - Костяная Ножка

 С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит:

 — У меня нога болит.

Пошла она на улицу  -

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар. 

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

Правила игры : «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных»  станет много.

Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки»

- сейчас сыграем в игру: «ГОРЕЛКИ  С ПЛАТОЧКОМ»

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Раз, два, три!
Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала»

А так как сейчас идет пасхальная неделя, предлагаю поиграть в игру  «Катание яиц с горки»

Я провожу русские народные подвижные игры на прогулке, включаю в непосредственно образовательную деятельность, в развлечения, динамические часы, физминутки. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.

Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса   и спросить смогла ли я сегодня доказать свою гипотезу «Русская народная игра как одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста». Если смогла доказать положите в корзинку зеленую медальку, если нет красную.

- я хочу вас поблагодарить за игру за то, что вы были смелыми, активными, ловкими,  подвижными мне бы хотелось поделиться с вами картотекой русских народных игр.

( из сундучка достать картотеки с играми на память).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры".

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам....

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры». ...

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Мастер-класс для педагогов с подборкой игр на улице и в помещении....

Мастер класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"

          "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Русские народные подвижные игры   просто необходимы детям дошкольного   возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение...

Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...

Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм. Благодаря знакомству с русскими народны...