Проект "Сказка"
проект по развитию речи (средняя группа)

Цель проекта: продолжать работу по формированию интереса к книге, через знакомство с русскими народными сказками. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_srednyaya_gruppa.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Специальная коррекционная начальная школа – детский сад  № 144»

СОВМЕСТНЫЙ

ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

«СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ СПЕШИТ»

                                                                                                                   

Воспитатель

первой квалификационной категории

Харчина Галина Сергеевна

Нижегородская область

 г. Дзержинск

2016г.

ТЕМА ПРОЕКТА: «СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ СПЕШИТ»

Вид проекта: краткосрочный  информационно-творческий.

Цель проекта: Продолжать работу по формированию интереса к книге, через знакомство с русскими народными сказками. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Актуальность проблемы: «У сказки есть счастливая возможность перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения и предвидения».

С.Я.Маршак

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, развитию творческих способностей мной был разработан проект «Сказка в гости к нам спешит». Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития связной речи.

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Сказка близка мышлению ребёнка.

«Сказочные» языковые средства, выражения, сравнения способствуют развитию творчества детей, выразительности речи. Сказки формируют интерес к художественной литературе.

 

Задачи:

  • Продолжать работу по формированию интереса к книге: сказке,

           как      к     произведению искусства;

  • Познакомить детей с особенностями и структурой сказок;
  • Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их                        языка.   На примере сказок показать, что добро, побеждает зло.
  • Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь,           звуковую   культуру речи,  интонационный строй посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра;
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
  • Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей;
  • Вовлекать родителей в совместную деятельность посредством проекта «Сказка в гости к нам спешит».
  • Способствовать развитию традиции семейного чтения, показать ценность и значимость совместного творчества детей, педагогов  и родителей.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, учитель-дефектолог, родители.

Предварительная работа.

 -Оформление  книжного уголка «В гостях у сказки».

 -Чтение сказок : «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка»,   «Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят», «Зимовье», "Кот, петух и лиса", «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Лиса, заяц и петух», «Снегурушка и лиса», «Рукавичка», «Лисичка-сестричка и серый-волк», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей».      

-Беседа по сказке «Репка» - «Если помогать и работать дружно, то все         получится».                                                                                                                             -Беседа по сказке «Колобок» - «Хвастовство да непослушание не доведут до добра».                                                                                                              

-Беседа по сказке «Теремок» - «В тесноте, да не в обиде».                                                -Беседа по сказке «Кот, Петух и Лиса»- «Без друга в жизни туго».

-Консультации «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Театр и дети», «Театр дома».

-Речевое развитие ООД «В гостях у Лисы Патрикеевны»

Продуктивная деятельность:

  •  Конструирование  из деревянного конструктора, счетных палочек: сложить теремок.
  • Выложить из мозаики избушку Зайца и Лисы.

  • Рисование: Т. С. Комарова «Мишка», «Колобок» »,

        раскраски «Любимые герои сказок».

  • Аппликация:  Т. С. Комарова  «Сказочный домик- теремок»;
  • Лепка:  Т. С. Комарова  «Зайка»,  «Мишка» », «Колобок».    
  • Cюжетно - ролевые игры:  «Семья», «Детский сад».
  • Развлечение «В гостях у Колобка».

Развивающая  предметно-пространственная  среда:

  • Подбор иллюстраций к сказкам.
  • Изготовление масок.
  • Изготовление  пальчикового театра,  настольной ширмы.
  • Пополнение содержания книжного уголка сказками, рассказами, стихами.
  • Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
  • Папка-передвижка «Читаем сказку вместе».
  • Мультфильмы:  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
  • "Кот, петух и лиса", «Теремок».

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1этап.  Подготовительный (информационно аналитический)

  • Определение темы, целей и задач проекта;
  • Подбор и изучение литературы по теме;
  • Подбор детской художественной литературы для чтения;
  • Составление плана мероприятий;
  • Подбор наглядно-дидактического материала;
  • Изготовление дидактических игр, атрибутов для инсценирования сказок и  сюжетно-ролевых игр;
  • Ознакомление родителей с проектом

2 этап. Основной  (творческий)

Интеграция  образовательных в условиях реализации проекта «Сказка в гости к нам спешит» (см. приложение )

Социальное партнерство с родителями

  • Консультации «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Театр и дети», «Театр дома»
  • Индивидуальные беседы
  • Памятка  «Художественная литература для чтения детям 4-5 лет»
  • Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам, изготовление рукотворной книги сказок).
  • Чтение сказок с детьми.
  • Придумывание сказок с детьми.
  • Помощь в пополнении книжного уголка художественной литературой.

3 этап. Заключительный

  • В ходе проекта были созданы условия для творческого самовыражения детей, обеспечивающие совершенствование диалогической речи посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;
  • Закрепились и расширились знания детей о сказках;
  • Родители получили методические рекомендации по домашнему чтению;
  • Во время проведения проекта у детей появился интерес к театрализованным постановкам, вырос интерес к книгам в целом; Родители проявили большую активность, откликались на любую просьбу педагогов;
  • Все поставленные цели и задачи выполнены, планируем продолжить работу по данному направлению.

Продукт проектной деятельности: рукотворные книги «Любимые сказки»

Используемая литература:

  1. 1.«Примерная общеобразовательная ПРОГРАММА дошкольного образования   «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2017 г.  Соответствует ФГОС                                                       2. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. ФГОС Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". (4-5 л.) Средняя группа, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016 г.  Соответствует ФГОС                                                                                  3. Программы специальных (коррекционных) учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду.  Под ред. Л. И. Плаксиной.  – М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 256 с.                                                                                                                    4. ФГОС «Развитие речи в детском саду» средняя группа авт. В.В. Гербова, Издательство Мозаика – Синтез, Москва 2015 год                                                   5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.                                                                                      6. Примерное комплексно-тематическое планир.к пр. "От рождения до школы". (4-5 л.) Ср. гр. издательство Мозаика-Синтез 2016   Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. ФГОС                                                                           7 .О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»: Методическое пособие.- М.: ТЦ  Сфера, 2011.- 288с.-                                              8.  Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2015.

Приложение № 1

Интеграция образовательных областей в условиях реализации темы проекта: «Сказка в гости к нам спешит» 

Социально-коммуникативное развитие

-Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр. 

- Дидактические игры «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой? », «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет? ».

-Инсценировка сказки «Колобок». В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:

- «Гуси – лебеди»

- «Маша и Медведь»

- «Волк и семеро козлят»

- «Красная Шапочка»

-На примере сказочных героев поддерживать желание выполнять посильные трудовые поручения.

Познавательное развитие

-Использование сказочных персонажей в формировании элементарных математических представлений, дидактических игр. 
- Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемных ситуаций).

-Дидактические игры «Чья тень?», «Лабиринты», «Угадай, кто лишний?», «Найди отличия» «Сколько», «Какая дорожка длиннее (короче)?».

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

  • -Использование различных театров (настольного, плоскостного, пальчикового, кукольного) при воспроизведении сказок.
  • -Вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.
  • -Пересказ сказок с использованием моделей, мнемотаблиц.
  • -Дидактические игры «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя». «Угадай, кто лишний?», «Найди отличия».
  • - Слушание сказок с использованием ТСО.
  • -Рассматривание иллюстраций в книгах художников  В. Васнецовым, Е. Рачевым.

-Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям (эстетический вид). 
- Конструирование  из деревянного конструктора, счетных палочек: сложить теремок.

-Выложить из мозаики избушку Зайца и Лисы.

-Рисование: «Мишка», «Колобок», раскраски «Любимые герои сказок».

- Лепка: «Зайка»,  «Мишка», «Колобок из    пластилина».

 -Аппликация «Сказочный домик- теремок».

Физическое развитие

-Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, физкультминуток, зрительных гимнастик,  прогулок с элементами

 игр из сказок. 

-Образное имитирование героев сказок .
-Подвижные игры: 
«Поймай Колобка», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Гуси, гуси».