«Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказок».
материал по развитию речи

Шарахова Светлана Петровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказок».

« Детство зависит от того, какой взрослый находится

рядом с ребенком, кто вводит его в жизнь».

В. А. Сухомлинский.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой. Он говорил: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».

Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание. Опираясь на труды и высказывания писателей и ученых, за основу в нравственном воспитании взяла художественную литературу.

Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Свою работу по реализации программы по нравственному воспитанию начала с привития интереса у детей к детскому фольклору.

Много сокровищ существует на земле, которые передаются из поколения в поколение. Самое удивительное из них, может быть, - это сказки. Очарование сказочного вымысла во всей силе ощутил А. С. Пушкин. Он вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она была до него. Из Михайловского он писал брату: « Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

В народных сказках соседствует красота земного и морского простора, блеска высоких небес, красота человеческого сострадания. Однако, главное,  в сказке добро всегда побеждает зло. Это приносит читателю и слушателю огромное удовольствие. Ребенок вместе с героями сказок путешествует, сражается с врагами и всегда побеждает.

Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается в его душе на долгие годы. Она развивает фантазию, воображение, воспитывает чувство сопереживания и восхищения поступками сказочных героев. Сказка – мощный фактор воспитания нравственных качеств ребенка, таких как справедливость, честность, трудолюбие, стремление помочь человеку в беде. Сказка учит, что прочно лишь то, что дается трудом, прилежанием, и успехи не должны мешать человеку оставаться добрым и скромным.

Сейчас, живя в 21 веке, необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгой человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развиваться творчески. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок – это первый «учебник жизни» человека. С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. В самом начале жизни сказка встречает ребенка фантастическими образами, увлекательными приключениями, яркостью своего мира. Безыскуственная простота и красота сказочных героев и их поступки необходимы детскому сознанию как  первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках. Тем самым у него формируются основы морали, по законам которой ему предстоит жить. Сказка также помогает принять неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни.

Исходя из этого, я поставила перед собой цель: развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, Чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определила следующие задачи:

- пробуждать у детей интерес к русским народным сказкам;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- формировать представления о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимости в жизни людей;

- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и других;

-подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок;

- помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателем. Сказки маленькие я рассказываю наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую часть произведений читаю. Бережное отношение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускается сокращение текста, перестановка слов, вставка пояснений и т.д. Главное, выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны дидактические игры по материалам знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить: «Отгадай мою сказку», «Один начинает, другой продолжает», «Откуда я?» и т.д. Литературные викторины я провожу как итоговые квартальные занятия или вечернее развлечение.

Приемы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения. Читать нужно выразительно, чтобы дети заслушивались. Это достигается разнообразием мимики, интонации, иногда жестами, намеком на движение. Это нужно для того, чтобы дети представляли себе живой образ.

Повторность чтения. Сказку, вызвавшую интерес, необходимо повторить. Из большой сказки повтором можно зачитывать отрывки наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой.

Выборочное чтение – один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста. Если после первого чтения  сказка уже понятна детям, я пользуюсь рядом дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие: показ игрушек, иллюстраций, элементы инсценирования.

Драматизация является одной из форм активного восприятия. В ней ребенок играет роль сказочного персонажа. Она воспитывает такие черты характера как смелость, самостоятельность, уверенность в своих силах, артистичность.

Словесные приемы. Зачастую детям бывает непонятны некоторые слова, выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строя фразы путем осмысления ситуации. Не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, т.к. это нарушает восприятие. Это можно сделать до чтения.

Рассматривание иллюстраций  в книге. Широко распространенный прием, способствующий лучшему пониманию текста. Иллюстрации показывают в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Беседа по сказке. Это комплексный прием, включающий в себя ряд простых приемов – словесных и наглядных. Беседа бывает вводная (предварительная) до чтения и краткая (заключительная) после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральные качества героев, на мотивах их поступков. Беседы должны содержать вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой.

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок с целью закрепления содержания сказки. Данные формы работы позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации позволяет детям выразить свое отношение к героям, воплотить свои переживания, развивает чувства сопереживания.

Подготовка к самостоятельной деятельности – рызыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов. Этот метод позволяет превратить детей в героев сказок, способствует развитию симпатии, пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев, но и окружающих людей.

Для решения задач, свою работу я разбила на этапы, используя интегративный метод.

Подготовительный этап.

- Подбор и изучение методической литературы;

- подбор дидактических игр;

- составление перспективного плана;

- разработка циклограммы по теме «Неделя с добром в сердце».

Основной этап или этап реализации.

Совместная работа с родителями.

Провела родительское собрание «Сказка ложь, да в ней намек» (познакомила с предметно-развивающей средой группы, составила план посещений театральных пятниц). Проинформировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей. Вся информация представляется в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, что рекомендуется для домашнего чтения.

В родительском уголке помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать  чтение ребенка в домашних условиях под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Книги и театр», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и т.д.

Провела индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Воспитание и книги», «Сказка как средство нравственного воспитания ребенка».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Родители, у которых сохранились книги их детства, принесли их в группу. Театральный уголок пополнили пальчиковым театром из ниток ко всем русским народным сказкам одного возраста. Осуществили проект « книжка своими руками».

Очень полезны приготовленные вместе с родителями досуги для детей на литературные темы: «В гостях у сказки»- игра-викторина, «Что? Где? Когда?», «В стране добра и зла».

Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве победы, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость – результат борьбы, совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях милосердие, гуманность. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения - не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтобы они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Литература – это колотящееся сердце, горящее языком чувств.

Из всего следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

«Книга учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну, а слабый – его защитить.

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают».

А. Чесных.

Наличие теоретической базы опыта.

В работе над темой я изучила и использовала следующую литературу:

1.        Гриценко З, А. «Ты детям сказку расскажи». М, 2003.

В пособии даются методические рекомендации для воспитания в ребенке-дошкольнике талантливого читателя. Книга адресована воспитателям и родителям, учащимся дошкольных отделений педагогических колледжей и всем, кого интересует проблема приобщения детей к книге.

2.        Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети». Линка – Пресс, 2006.

Цель книги – познакомить читателей с нестандартными подходами к организации трудовой деятельности детей. В ней подробно представлены различные формы и методы проведения сюжетно-ролевых игр. Большое внимание уделено взаимодействию ДОУ и родителей.

3.        Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада». Линка – Пресс, 2008.

В этой книге сказки, стихи, занимательные задачки.

4.        Рыжова Н. А. «Коллекция увлечений». Линка – Пресс, 2005.

Цель пособия – познакомить читателей с интересным опытом работы детских садов. В издании представлены различные формы работы воспитателей и разные виды деятельности. Пособие содержит рекомендации, сценарии, программы.

5.        Шорохова О. А. «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М, 2006.

В книге представляется авторская программа  развития языковой личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Задача - рассказать о важности знакомства с русской сказкой детей дошкольного возраста....

Самообразование "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...

"Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Презентация проектной деятельности с дошкольниками средней группы...

Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок....

"Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на нравственное развитие ...