Главные вкладки

    конспект нод для средней группы "знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Белова Ольга Тимофеевна

    Знакомить детей с укладом жизни русских людей, расширять представление о культуре и традициях русского народа. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Обогащать словарный словарь новыми словами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_2.odt21.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное учреждение  детский сад №21 Кировского  района

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    для средней группы

    «Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа»

       

    Составила: Белова Ольга Тимофеевна

                     

    Тема: «Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа»

    Цель: Знакомить детей с укладом жизни русских людей, расширять представление о культуре и традициях русского народа. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Обогащать словарный словарь новыми словами.

    Задачи: Познакомить детей с жилищем русских людей, с внутреннем убранством крестьянской избы,  одеждой и предметами быта.

    План НОД

    Беседа о жилищах русского народа, внутреннем убранстве крестьянской избы и и о предметах домашней утвари, о одежде  русских людей.

    Рассматривание иллюстраций домашней утвари, жилища, одежды.

    Словарная работа:

    Обогащать и активизировать словарь детей словами.: Сундук, коромысло, кринка, блюдо, чашка,  ушат, туесок, кузовок, рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти,валенки, прялка, рушник.

    Предварительная работа  

    Знакомство с предметами быта, одеждой, жилищем, ; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;

    Оборудование

    Иллюстрации с изображением предметов  быта, одеждой, жилищем.

    (изба, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, сундук, коромысло,

    кринка, блюдо, чашка,  ушат, туесок, кузовок, рубаха).

    Кукла Аленушка

    Материалы для работы с соленым тестом;

    Ход образовательной деятельности:

    Эмоциональный настрой: Игра «Поздороваемся»

    Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)

    Здравствуй, небо голубое.

    Здравствуй, легкий ветерок.(покачивают руками из стороны в сторону)

    Здравствуй, маленький цветок.(приседают и начинают потихоньку подниматься)

    Здравствуй, утро.(правую руку в сторону)

    Здравствуй, день.(левую руку в сторону)

    Нам здороваться не лень.(обнимают друг друга)

    Звучит русская народная музыка.

    Воспитатель:(Вносит куклу Аленушку в русской одежде, говорит от их имени)

    Куклы:Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

    (Дети приветствуют гостей)

    Воспитатель. Какая  интересная гостья к нам пожаловала! И одета странно, и здороваются по – особенному. Как вы думаете, почему она так одета?

    (Ответы детей)

    Ребята, гостья  наша одета в старинную русскую одежду. Вам она нравятся?

    Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наша гостья и приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.(Показ)

    Воспитатель. Дети, давайте и мы поздороваемся с гостьей так, как здоровались на Руси.

    Куклы. Меня зовут Аленушка

    Воспитатель. Аленушка…

    -Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они?

    (Ответы детей)

    Воспитатель. Имя ласковое чисто русское. Давайте и мы ей представимся. Поиграем в игру «Колечко». Кому колечко упадет – тот свое имя ласково назовет.

    Словесная игра «Колечко»

    Ребята, давайте отправимся в гости к Аленушке посмотрим как она живет. А помогут нам к ней попасть вот эти волшебные часы, которые перенесут нас назад во времени, в те далёкие времена. (Воспитатель даёт одному из детей часы, они встают в круг и произносят считалку).

    Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать.

    Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.

     Дети под музыку входят в Горницу.

    Кукла Аленушка. Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите!

    Люди свойские, простые,

    Заходите, посидите.

    Как живем мы, посмотрите!

    Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?

    (Ответы детей)

    Кукла Аленушка. Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

     Ой, ты печка – сударушка,

    Помоги нам, боярушка!

    Ты свари, испеки,

    Обогрей, освети!

    В дом богатство принеси!

    Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. На печке можно даже спать. Зимой под печкой кур держали. Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

    (Ответы детей)

     Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

    Кукла Аленушка.:

    В углу напротив печки  стояли большой стол и лавки, висела икона. За столом собиралась вся семья, посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей), из дерева – деревянная (повтор детей). А вот и осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли  и вязали.

     В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.

    А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда чугунок?

    Ответ детей.

    Кукла Аленушка..А ставили в печь горячую чугунок ухватом.

    Кукла Аленушка.. А вот и прялка моя любимая.

    Золотая моя прялица!

    Я пряду, а нитка тянется!

    Я пряду, а нитка тянется!

    Мне работа моя нравится!

    Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку.  А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.

    А вот рушник! Красивый, вышитый узорами. Сама вышивала на радость вам!

    Воспитатель:Аленушка  а я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?

    Ответ детей.

    Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)

    Продуктивная деятельность.

    Кукла Аленушка Пока мы с вами играли, вот уж и тесто подошло,  давайте и мы с приготовим что-то вкусненькое к чаю. Хотите, я вас научу пряники медовые печь?

    Дети садятся за столы.

    Кукла Аленушка: читает стихотворение

    Замесила бабушка

    Ни булку, ни оладушки.

    Доставала из печи

    Свеженькие прянички!

    Птичке невеличке,

    Зайчику, лисичке,

    Кошке и матрешке!

    Всем дала понемножку!

    Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!

    (Воспитатель приговаривает во время работы детей)

    Кукла Аленушка Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых рябетишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам!

    Готовые работы выкладываются на поднос.

    Кукла Аленушка Готовые пряники выкладывайте на противень и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово!

    Воспитатель:Аленушка,  пока пекутся прянички,  послушай какие добрые слова о печке мы знаем.

     1-й ребенок: Русской печки нет добрее

                            Всех накормит, обогреет,

     2-й ребенок: Варежки сушить поможет

                            Деток спать в тепле уложит.

     3-й ребенок: И сверчок поет, где- то, рядышком

                            Как тепло с тобой печка - матушка!

    Аленушка: Молодцы ребятки!   Пока мы с вами потешалися, прянички наши испеклись.

                    Вы хозяюшку потешьте,

                    Пряничков  моих поешьте.

    Угощает всех пряниками.

    А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые!

    Воспитатель: Спасибо тебе, Аленушк, за все, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе. (Ответы детей).

     Затем дети встают в круг и говорят считалочку.

    Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять.

    Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе? (Ответы детей).

    Закончилось наше путешествие, и мы немного устали, а вся усталость снимается за чашкой чая. Я приглашаю всех на чаепитие.

    Дидактическая игра

    «Оденем куклу в русский народный костюм»

    Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

    Игровое задание: Одеть куклу.

    Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.

     

     Дидактическая игра        

    «Русский народный костюм»

     

             Цель: Формировать представления детей о народных костюмах различных губерний. Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении  цепочки изображений. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

    Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на руках не единой карточки.

    Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, перемешиваются, каждый игрок набирает по 4 карточки. Остальные, оставшиеся находятся на столе в стороне – это базар. Игра начинается с карточки, имеющей по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма. Если же таких изображений у нескольких человек, то играющие используют считалку, и право первого хода получает тот, кого выбрали по считалке.

     

    Дидактическая игра

    «Подбери головной убор к сарафану»

             Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.

    Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.

    Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.

    Дидактическая игра

    « Собери узор»

    Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

    Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

    Дети собирают картинки из фрагментов.

     

    Дидактическая игра

    «Сложи картинку»

      Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

     Игровое задание:

    1 вариант:

    Составить картинку в точности по образцу.

    2 вариант:

    Составить картинку в точности по памяти.

    Правила игры:

    1 вариант:

    В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.

    2 вариант

    В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.

    Дидактическая игра

    "Русский народный костюм"

     Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

    Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".

    Ход игры:

    Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.

    Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

    Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта донских казаков

    Конспект занятия для средней группы«Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта донских казаков»...

    Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр - путешествий в прошлое предметов

    материал содержит заимствованное с интернет-ресурсов перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее» для старшей и подготовительной групп...

    НОД «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

    НОД «Знакомство детей с древними жилищами людейи предметами быта казака»Задачи:1.        Познакомить детей с древней историей жилища людей. Воспитать жел...

    Проект "Мини-музей старинной русской одежды и предметов быта".

    ЦЕЛЬ:  Воспитание у детей старшего дошкольного возраста  любви к своей  Родине и уважения к труду народных мастеров  через ознакомление с русской народной одеждой и предметами быта...

    Презентация: «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

    Презентация:«Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»...

    Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

    Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»...

    Формирование представлений детей о старинных предметах быта русского народа

    Формирование представлений детей о старинных предметах быта русского народа (ложка, лапоть, корзина), посредством музея «Жили-были».Закрепление знаний детей о русских народных сказка...