конспект нод для средней группы "знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Белова Ольга Тимофеевна

Знакомить детей с укладом жизни русских людей, расширять представление о культуре и традициях русского народа. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Обогащать словарный словарь новыми словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_2.odt21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение  детский сад №21 Кировского  района

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для средней группы

«Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа»

   

Составила: Белова Ольга Тимофеевна

                 

Тема: «Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа»

Цель: Знакомить детей с укладом жизни русских людей, расширять представление о культуре и традициях русского народа. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Обогащать словарный словарь новыми словами.

Задачи: Познакомить детей с жилищем русских людей, с внутреннем убранством крестьянской избы,  одеждой и предметами быта.

План НОД

Беседа о жилищах русского народа, внутреннем убранстве крестьянской избы и и о предметах домашней утвари, о одежде  русских людей.

Рассматривание иллюстраций домашней утвари, жилища, одежды.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами.: Сундук, коромысло, кринка, блюдо, чашка,  ушат, туесок, кузовок, рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти,валенки, прялка, рушник.

Предварительная работа  

Знакомство с предметами быта, одеждой, жилищем, ; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;

Оборудование

Иллюстрации с изображением предметов  быта, одеждой, жилищем.

(изба, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, сундук, коромысло,

кринка, блюдо, чашка,  ушат, туесок, кузовок, рубаха).

Кукла Аленушка

Материалы для работы с соленым тестом;

Ход образовательной деятельности:

Эмоциональный настрой: Игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок.(покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок.(приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро.(правую руку в сторону)

Здравствуй, день.(левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень.(обнимают друг друга)

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель:(Вносит куклу Аленушку в русской одежде, говорит от их имени)

Куклы:Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

(Дети приветствуют гостей)

Воспитатель. Какая  интересная гостья к нам пожаловала! И одета странно, и здороваются по – особенному. Как вы думаете, почему она так одета?

(Ответы детей)

Ребята, гостья  наша одета в старинную русскую одежду. Вам она нравятся?

Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наша гостья и приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.(Показ)

Воспитатель. Дети, давайте и мы поздороваемся с гостьей так, как здоровались на Руси.

Куклы. Меня зовут Аленушка

Воспитатель. Аленушка…

-Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они?

(Ответы детей)

Воспитатель. Имя ласковое чисто русское. Давайте и мы ей представимся. Поиграем в игру «Колечко». Кому колечко упадет – тот свое имя ласково назовет.

Словесная игра «Колечко»

Ребята, давайте отправимся в гости к Аленушке посмотрим как она живет. А помогут нам к ней попасть вот эти волшебные часы, которые перенесут нас назад во времени, в те далёкие времена. (Воспитатель даёт одному из детей часы, они встают в круг и произносят считалку).

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.

 Дети под музыку входят в Горницу.

Кукла Аленушка. Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите!

Люди свойские, простые,

Заходите, посидите.

Как живем мы, посмотрите!

Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?

(Ответы детей)

Кукла Аленушка. Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

 Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. На печке можно даже спать. Зимой под печкой кур держали. Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

(Ответы детей)

 Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

Кукла Аленушка.:

В углу напротив печки  стояли большой стол и лавки, висела икона. За столом собиралась вся семья, посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей), из дерева – деревянная (повтор детей). А вот и осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли  и вязали.

 В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.

А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда чугунок?

Ответ детей.

Кукла Аленушка..А ставили в печь горячую чугунок ухватом.

Кукла Аленушка.. А вот и прялка моя любимая.

Золотая моя прялица!

Я пряду, а нитка тянется!

Я пряду, а нитка тянется!

Мне работа моя нравится!

Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку.  А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.

А вот рушник! Красивый, вышитый узорами. Сама вышивала на радость вам!

Воспитатель:Аленушка  а я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?

Ответ детей.

Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)

Продуктивная деятельность.

Кукла Аленушка Пока мы с вами играли, вот уж и тесто подошло,  давайте и мы с приготовим что-то вкусненькое к чаю. Хотите, я вас научу пряники медовые печь?

Дети садятся за столы.

Кукла Аленушка: читает стихотворение

Замесила бабушка

Ни булку, ни оладушки.

Доставала из печи

Свеженькие прянички!

Птичке невеличке,

Зайчику, лисичке,

Кошке и матрешке!

Всем дала понемножку!

Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!

(Воспитатель приговаривает во время работы детей)

Кукла Аленушка Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых рябетишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам!

Готовые работы выкладываются на поднос.

Кукла Аленушка Готовые пряники выкладывайте на противень и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово!

Воспитатель:Аленушка,  пока пекутся прянички,  послушай какие добрые слова о печке мы знаем.

 1-й ребенок: Русской печки нет добрее

                        Всех накормит, обогреет,

 2-й ребенок: Варежки сушить поможет

                        Деток спать в тепле уложит.

 3-й ребенок: И сверчок поет, где- то, рядышком

                        Как тепло с тобой печка - матушка!

Аленушка: Молодцы ребятки!   Пока мы с вами потешалися, прянички наши испеклись.

                Вы хозяюшку потешьте,

                Пряничков  моих поешьте.

Угощает всех пряниками.

А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые!

Воспитатель: Спасибо тебе, Аленушк, за все, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе. (Ответы детей).

 Затем дети встают в круг и говорят считалочку.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять.

Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе? (Ответы детей).

Закончилось наше путешествие, и мы немного устали, а вся усталость снимается за чашкой чая. Я приглашаю всех на чаепитие.

Дидактическая игра

«Оденем куклу в русский народный костюм»

Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

Игровое задание: Одеть куклу.

Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.

 

 Дидактическая игра        

«Русский народный костюм»

 

         Цель: Формировать представления детей о народных костюмах различных губерний. Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении  цепочки изображений. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на руках не единой карточки.

Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, перемешиваются, каждый игрок набирает по 4 карточки. Остальные, оставшиеся находятся на столе в стороне – это базар. Игра начинается с карточки, имеющей по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма. Если же таких изображений у нескольких человек, то играющие используют считалку, и право первого хода получает тот, кого выбрали по считалке.

 

Дидактическая игра

«Подбери головной убор к сарафану»

         Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.

Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.

Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.

Дидактическая игра

« Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

 

Дидактическая игра

«Сложи картинку»

  Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

 Игровое задание:

1 вариант:

Составить картинку в точности по образцу.

2 вариант:

Составить картинку в точности по памяти.

Правила игры:

1 вариант:

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.

2 вариант

В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.

Дидактическая игра

"Русский народный костюм"

 Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".

Ход игры:

Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.

Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр - путешествий в прошлое предметов

материал содержит заимствованное с интернет-ресурсов перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее» для старшей и подготовительной групп...

НОД «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

НОД «Знакомство детей с древними жилищами людейи предметами быта казака»Задачи:1.        Познакомить детей с древней историей жилища людей. Воспитать жел...

Проект "Мини-музей старинной русской одежды и предметов быта".

ЦЕЛЬ:  Воспитание у детей старшего дошкольного возраста  любви к своей  Родине и уважения к труду народных мастеров  через ознакомление с русской народной одеждой и предметами быта...

Презентация: «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

Презентация:«Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»...

Формирование представлений детей о старинных предметах быта русского народа

Формирование представлений детей о старинных предметах быта русского народа (ложка, лапоть, корзина), посредством музея «Жили-были».Закрепление знаний детей о русских народных сказка...

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...

Предметное лото «Предметы быта русского народа»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....