Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр - путешествий в прошлое предметов
консультация по окружающему миру на тему

Нехожина Елена Вячеславовна

материал содержит заимствованное с интернет-ресурсов перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее» для старшей и подготовительной групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_predmetov.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр - путешествий в прошлое предметов

     Наша жизнь стремительно движется вперед, меняется жизнь, меняемся мы. Если идти в ногу со временем, то несомненно получается так: что-то мы приобретаем, что-то теряем. А если рассматривать сложившуюся ситуацию более масштабно, то получается так, что в погоне за современной жизнью мы теряем самое дорогое для нас - наше прошлое. А причиной всего этого является то, что дети очень мало получают информации о русской культуре, о быте своего народа, о том, как жили предки, каким было их жилище, какими предметами они пользовались и как назывались эти предметы. И для того, чтобы не потерять окончательно наше историческое наследие, надо начать приобщать к культуре и истории детей уже с дошкольного возраста.

      Так как, дошкольникам характерно наглядное и образное мышление, недостаточно использовать только печатную продукцию и иллюстрации. Необходимо ознакомить детей с реальными предметами и материалами (старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Неоценимую помощь в этом окажут игры-путешествия в прошлое предметов быта (таких как самовар, ухват, чугун, прялка, ручная мельница, весы «кантарь», коромысло, сундук, ткацкий станок и т. д.).

Цель данных игр :
Формирование представлений об истории создания предметного мира.
Задачи:
- учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета);
- развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»);
- расширять кругозор ребенка;
- развивать способность прогнозировать будущее предметов;
- воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.

     В самом начале таких игр-путешествий необходимо рассказать детям о том, как появились данные, как они использовались в быту, обратить внимание на то, какие предметы быта уже не используются в быту и какие из них ещё и не используются в обычном разговоре. Названия этих предметов мы сейчас можем найти в большей степени только в сказках, пословицах, поговорках и исторических произведениях.

    В ходе ознакомления с предметами быта, можно составили список предметов быта. Это нужно для того, чтобы найти дополнительную и полную информацию об этих предметах. Затем обязательно нужно подготовить наглядные материалы для занятий с детьми - брошюру и презентацию.

    В брошюре может содержатся информация о каждом предмете быта, фотография и названия этих предметов.

     Презентация содержит аналогичную информацию, но только в большем информационном объеме. Презентация может быть, как в мультимедийном формате, так и в натуральном – предметы в живую.

Например, можно отправиться в путешествие в прошлое стиральной машины. Во время данного путешествия детям сообщается, как стирали раньше, дети знакомятся со стиральной доской,  древними устройствами для стирки и современными стиральными машинами.

Аналогично можно отправиться в путешествие в прошлое утюга. Здесь так же необходимо познакомить детей с тем, каким был утюг в старину. От рубеля и валька до современных отпаривателей.

Так же детям интересно попутешествовать в прошлое ручки, зеркала, телефона и светильников.

Наиболее эффективные методы и приемы во время таких игр-путешествий:

-  познавательные беседы;

- наблюдения;

- рассматривание картин, иллюстраций, ТСО;

- рассказ педагога;

- чтение художественной, познавательной литературы;

- создание специальных игровых проблемных ситуаций;

- метод моделирования и конструирования;

- метод вопросов;

- метод повторения (прямое применение знаний в сходной ситуации);

- решение логических задач;

- эксперименты и опыты. 

Одной из распространенных игр в данном направлении является игра – «что сначала, что потом», а так же в уголке экспериментирования не лишним будет изучить свойства различных предметов с помощью вот таких сигнальных карт.

     Для осуществления данных игр-путешествий необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду. Это может быть, например, лаборатория «Почемучка», где дети будут проводить опыты и эксперименты с материалами для ознакомления с их свойствами;

 центр преобразования «Мастерилка», где должен быть собран природный, бросовый материал, ткань, бумага, изобразительные материалы: пластилин, проволока, клей. Здесь дети могут самостоятельно изготовлять поделки, постройки, композиции, игрушки.

Центр  «Знайки» - это познавательная литература, наглядный материал для накопления опыта;

 «Игротека» - дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом по различны разделам.                

      Помните, ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему? " "Как? "  Главное, что требуется от взрослого, - уважительное отношение к первым попыткам ребенка выйти в область неведомых знаний.

    Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что  привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника.   И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…)! Мир рукотворных вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди, когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался человеком совсем в иных целях ? И если так, то в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие вопросы мы можем найти ответы вместе с детьми.

      Ведь еще Аристотель сказал: «Без понимания прошлого мы не можем понять настоящего»

     Но, как и любой вид деятельности, данные игры должны проводиться в системе, быть продуманы до мелочей и запланированы заранее. Как пример, я принесла для вас  перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее»

     Представленные перспективные планы по теме ознакомления с эволюцией предметов рекомендуем использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее»

СТАРШАЯ ГРУППА

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Мониторинг развития детей

ООД «Мода в прошлом,  настоящем и будущем»

Программные задачи: Расширять и обобщать знания и словарь детей по данной теме, закрепить обобщающие понятия «одежда», «обувь». Развивать интерес к предметам одежды, обуви, расширять знания детей о прошлом, настоящем и будущем этих предметов. Познакомить с названием данных предметов в прошлом, настоящем и будущем.

С/р игры «Ателье», «Показ мод»

Д/И «Путешествие во времени»

Рисование «Одежда будущего»

Просмотр мультфильмов по теме: «История вещей».

Родительское собрание  тема «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно».

Выставка рисунков «Одежда будущего».

Октябрь

ООД «От свечи до электрической лампочки» Программные задачи: Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому предмета. Воспитывать познавательный интерес.

Познавательно-исследовательская деятельность: Сравнение освещения при свече и при электрической лампочки.

 

 

Ноябрь

ООД «Утюг вчера и сегодня»

Программные задачи: Познакомить детей с историей утюга. Побудить детей понимать назначение и функции утюга, необходимость его для жизни человека; Формировать интерес к предметам прошлого.

Рассматривание иллюстраций различных видов утюгов.

Д/И «Эволюция вещей»

Лепка: Утюг нового поколения.

Выставка  «Утюг нового поколения»

Декабрь

ООД «Елочная игрушка»

Программные задачи: Познакомить детей с историей елочной игрушки, откуда появились, какая была изначально. Закрепить знания о видах игрушек, о материалах, из которых они изготовлены. Вызывать интерес к истории елочной игрушки.

Д/И «Музей прошлого»

Аппликация «Моя новогодняя игрушка»

Привлечение родителей к созданию музея елочной игрушки«Игрушки от и до».

Январь

ООД «Путешествие в прошлое телефона»

Программные задачи: Познакомить детей с историей изобретения и развития телефона. Развивать ретроспективный взгляд на предмет; познакомить с правилами пользования телефонам.

Д/И «Эволюция вещей»

Рассматривание и обсуждения различных видов телефонов (предметные картинки)

Творческое задание  «Дорисуй чего не хватает»

Лепка телефона прошлого

 

Февраль

ООД «Путешествие в прошлое стиральной машины»

Программные задачи: Научить понимать названия стиральной машины, понимать , что человек создал стиральную машину для облегчения жизнедеятельности; закреплять умения определять особенности предмета и его признаки.

Д/И «Музей прошлого»

Анкетирование «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Март

ООД «Путешествие в прошлое автомобиля»

Программные задачи: формировать познавательный интерес к изучению автомобиля ; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры).

Д/И «Путешествие во времени»

П/И «Цветные автомобили»

 

Апрель

ООД «Первым делом самолеты»

Программные задачи: формировать познавательный интерес к изучению самолетов.

Аппликация «Самолеты»

 

Май

Мониторинг развития детей

КВН (совместное мероприятия с родителями) «Путешествие из прошлого в будущее»

Программные задачи: Закреплять  обобщающие понятия по темам «Одежда», «Лампочка», «Телефон», «Стиральная машина», «Автомобиль», «Самолет».

Уточнять, расширять, активизировать словарь по данным темам. Развивать познавательный интерес

Привлечь родителей к участию в КВН «Путешествие из прошлого в будущее»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Мониторинг развития детей

ООД «Путешествие игрушки во времени»

Программные задачи: Расширить и обогатить знания детей по теме «Игрушки». Закрепить обобщающие понятия «игрушки». Развивать интерес к игрушкам, обобщать знания детей о прошлом, настоящем и будущем игрушек. Развивать умение составлять описательные рассказы об игрушках с использованием картинно-графической схемы.

Д/И «Музей прошлого»

Рисование «Игрушки будущего»

Изготовление книги «Будущее игрушки глазами детей»

 

Октябрь

 

ООД «Жилище людей, его прошлое, настоящее и будущее»

Программные задачи: Расширять и обогащать словарь детей по теме «Жилище человека». Познакомить детей с историей жилища человека; показать какими были дома в прошлом, какими строиться в настоящем, каким, возможно, будет жилище человека в будущем.

Д/И «Музей прошлого»

Рисование «Дом будущего»

Папка-раскладушка «От избы до коттеджа»

Ноябрь

 

ООД «Эволюция посуды»

Программные задачи: Закрепить обобщающие понятия «посуда». Закрепить понимание назначения посуды человеком. Познакомить детей с историей возникновения и совершенствования предметов посуды, показать историю эволюции посуды, познакомить с возможными вариантами преобразования посуды в будущем.

Рисование «Посуда будущего»

Пополнение книги «Будущее глазами детей»

Выставка рисунков «Посуда будущего»

Родительское собрание «Музей старинных вещей».

Декабрь

 

ООД «Эволюция мебели»

Программные задачи: Расширять и обогащать знания и словарь детей по теме, закрепить обобщающие понятие «мебель». Подводить детей к пониманию того, что предмет результат творческой деятельности человека по его созданию и преобразованию. Научить  детей прослеживать историю предметов мебели.

Д/И «Эволюция вещей»

Рисование «Мебель будущего»

Конструирование предметов мебели из бросового материала «Мебель будущего»

 

Январь

 

ООД «Путешествие в прошлое карандаша»

Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения современного карандаша; вызвать интерес к деятельности в прошлом и будущем.

Составление сказки про карандаш.

Рисование на свободную тему карандашами и фломастерами.

Продолжение книги «Будущее глазами детей» «Карандаши будущего»

 

Февраль

ООД «Принцесса ручка»

Программные задачи: Учить детей понимать назначение и функции  ручки и ее необходимость в жизни человека; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; развивать интерес и желание знать прошлое предмета.

Д/И «Музей прошлого»

Рассматривание выставочных образцов ручек «от гусиного пера до гелиевой ручки»

Продолжение книги «Будущее глазами детей» Эскизы ручки будущего (совместное художественное творчество детей и родителей)

Продолжение книги «Будущее глазами детей» Эскизы ручки будущего (совместное художественное творчество детей и родителей)

Март.

ООД «Путешествие в прошлое  бумаги»

Программные задачи: Создать увлекательную историю самым обычном предмете листе бумаги; активизировать речь словами «береста», «пергамент» развивать ретроспективный взгляд на бумагу (прошлое, настоящее)

Д/И «Эволюция вещей, фантазеры»

Выставка поделок из бумаги «Оригами»

 

Апрель

ООД «Эволюция книги»

Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения книги (эволюция, материалы изготовления), расширять словарный запас детей по теме «книга».воспитывать бережное отношение к книге.

Д/И «Путешествие во времени»

Ручной труд «Книжки-самоделки»

Помощь в организации мини-музея «Предметы старины

Май

Мониторинг развития детей

КВН (совместно дети и родители) «Путешествие из прошлого в будущее»

Программные задачи: Закреплять обобщение понятия по темам «Игрушки», «Жилища человека», «Посуда», «Карандаш», «Ручка», «Бумага», «Книга». Уточнять, расширять, активизировать словарь по данным темам. Развивать познавательные интерес, сенсорное восприятие. Развивать связную речь, лексико-грамматический строй речи, фонематические функции, мелкую моторику.

Организация мини-музея «Предметы старины»

КВН (совместно дети и родители) «Путешествие из прошлог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...

План-конспект занятия. Знакомство детей с бытом русского народа

Знакомство детей  с бытом русского народа.НОД: «Внутренний мир русской избы- горенка».Цель: сформировать у детей образные представления об организации внутреннего пространства избы.Хо...

конспект нод для средней группы "знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа

Знакомить детей с укладом жизни русских людей, расширять представление о культуре и традициях русского народа. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Обогащать словарный ...

Консультация "Знакомство дошкольников с окружающим миром посредством игр-путешествий в прошлое предметов"

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира....

«Формирование познавательного интереса у детей 6–7 лет к быту русского народа посредством экскурсий»

Для детей дошкольного возраста, характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходс...

«Формирование познавательного интереса у детей 6–7 лет к быту русского народа посредством экскурсий в краеведческие музеи» статья

Внедрение такой формы работы (экскурсии в краеведческие музеи), даёт возможность детям приобрести опыт познания, создаёт ситуации переживания и преобразования окружающей действительности, способствует...