Консультация для воспитателей: "Коррекционная работа в ДОУ с неговорящими детьми"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кочка Наталья Владимировна

В данной статье раскрываются основыные принципы общения педагогов с неговорящими детьми. Даны рекомендации для воспитателей по использованию игр и упражнений в коррекционной работе с неговорящими детьми. К консультации прилагается приложение с рекомендация для родителей, воспитывающих детей с задержкой речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха, аутизмом.

Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами по которым передаётся информация. В головном мозге существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария (В. М. Шкловский, Т. Г. Визель). Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет.

       Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от причин и механизмов речевого нарушения.

Основными целями педагогической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного).

 Коррекционная работа с неговорящими детьми предусматривает воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на восприятие  речи и на собственную речевую активность.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию (эхолалии).

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

5. Формирование мотивационно- побудительного уровня речевой деятельности.

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Основные принципы общения с неговорящими детьми

  1. Выражение лица – максимально доброжелательное.
  2. Тон голоса в разговоре с ребенком – в любых ситуациях доброжелательный, приветливый; избегать употребления приказных фраз.
  3. Больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
  4. Не делать постоянных замечаний, не кричать, всегда быть с ребенком вежливым.
  5. Не торопить и не подгонять ребенка.
  6. Не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него.
  7. Терпение, любовь к ребенку всегда.

Методические рекомендации для педагогов по использованию игр и упражнений в коррекционном обучении детей

  1. Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин).
  2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять

задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом.

  1. Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление.
  2. Игра может проводиться в комнате, на участке, на природе.
  3. В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.
  4. В процессе игры педагоги принимают непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка.
  5. Педагог должен быть спокоен и уверен в том, что все идет обычным, естественным путем.
  6. Во время игр необходимо деликатно, ненавязчиво активизировать поведение ребенка, его познавательную активность.
  7. Проявлять к ребенку терпение.

Следует учитывать следующие дидактические принципы:

  • доступность;
  • повторяемость;
  • постепенность выполнения заданий.

Необходимо помнить, что работа с неговорящими детьми должна начинаться с их родителей. Необходимо помочь родителям, научить их правильно общаться со своими детьми.

           Коррекционная работа с неговорящими детьми трудная и долгая. Здесь необходимы усилия и педагогов, и родителей.

Приложение 1

Рекомендации для родителей

Малыш не говорит. Эта проблема настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.


С чего начинать?

1. Необходимо проконсультироваться со специалистами: невропатологом, детским психиатром, логопедом, психологом.

2. Чем раньше будет начата коррекционно-развивающая работа, тем лучше. Ведь самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

3. Формируйте у малыша потребности в общении. Одно из условий овладения речью в раннем возрасте - общение с мамой. Необходимо, чтобы родители уделяли достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов, предложений. А для этого ребенку надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими.

 Потребность в общении не является врожденной, она возникает и формируется в процессе взаимодействия  с окружающими, в первую очередь с родителями.

4. Используйте совместные игры с ребенком.  Игра- это лучший способ для формирования мотивации к общению, возможность проявить свои речевые умения. Дети охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые играют с ними. Помните, что Вы – самый родной человек для Вашего ребенка и никакой компьютер не сможет заменить игру с Вами! Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, родителям необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации  к игре. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить.  

5. Необходимо исключить компьютер (планшет и т.п.) из жизни ребенка.

6. Речь взрослого должна быть образцом, эмоционально окрашена. Фразы должны быть простыми, доступными для понимания.

7. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя,  не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

8. Необходимо многократное повторение игр, слов, фраз бытового характера. Чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова.

9. Играйте в игры, требующие  подражанию взрослому.

10. Рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевых возможностей.

11.Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один -много).

                                                  Играйте и общайтесь с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...

Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...

Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ 4–5 лет"

Консультация для воспитателей Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ 4–5 летВ данной консультации представлены теоретический материал и  игры, которые можно использовать для индивид...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Коррекционные возможности конструирования из ЛЕГО в работе с детьми с ТНР»

Введение Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования предполагает использование новых развивающихпедагогических технологий. Не секрет, что в дошкольном детстве игра...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми»

Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать&hel...

Консультация для воспитателей «Коррекционная работа по обучению детей с расстройством аутистического спектра предметно игровым действиям»

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение. Пред...