Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу
методическая разработка по развитию речи

Супруненко Ольга Михайловна

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, восприятия, внимания, мышления. Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как в нем используется готовый авторский сюжет, который действует на чувства ребенка, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereskaz.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №43 «Журавушка» города Лесосибирска»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕРЕСКАЗУ

Составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Супруненко О.М.

Лесосибирск, 2019

        Связная монологическая речь детей, успешно развивается на занятиях по пересказу.

Пересказ – это связное изложение прослушанного текста, это средство развития речи на основе образца.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, восприятия, внимания, мышления.

        Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как в нем используется готовый авторский сюжет, который действует на чувства ребенка, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Первая младшая группа. Начиная с раннего возраста, детям рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

Вторая младшая группа. Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста.

        Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает в форме ответов на вопросы. Также детей можно привлекать к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения.

Средняя группа. В средней группе пересказ является новым для детей видом речевой деятельности, поэтому важно вызвать у детей интерес к пересказыванию, поддерживать проявление активности и самостоятельности.

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать знакомые сказки, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.

Чтобы суметь освоить литературное произведение и воспроизвести его в пересказе, дети 4-5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки, поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажение, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию.

Чтобы подготовить детей к пересказу, воспитатель читает текст, затем беседует с ним о прочитанном, показывает иллюстрации, дает указания.

Средствами выразительного чтения, вопросами педагог стремится сосредоточить внимание детей на каждой части повествования, подчеркнуть ее связь с другими частями.

Педагог добивается того, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев, побуждает их повторять сложные предложения, использовать темп речи, силу голоса, различные интонации.

Для пересказа в средней группе рекомендуют следующие произведения: русские народные сказки «Репка», «Козлятки и волк». Рассказы «Гуси» К.Д. Ушинского, «Пришла весна, потекла вода…» Л.Н. Толстого, «Вот так дежурные» Н. Калининой.

Пересказ русской народной сказки «Репка»

        В начале занятия воспитатель напоминает детям их любимую сказку и спрашивает, кто из ребят сам рассказывал «Репку» (например, маме, брату, бабушке). Затем педагог читает сказку и, выдержав небольшую паузу, обращается к детям с вопросом: «Кто помог деду вытянуть репку из земли?». Воспитатель добивается, чтобы в ответах малышей сохранялась нужная последовательность появления персонажей, далее предлагает кому-либо из детей повторить сказку вместе с ним.

        В ходе пересказа он помогает ребенку – сам начинает сказку, подсказывает нужное слово, исправляет речевые ошибки.

        По окончании пересказа воспитатель оценивает речевые действия ребенка, например: «Сережа сумел сам припомнить сказку, рассказывал не торопясь, радостно произнес слова «Вытянули репку!» Еще 2-3 ребенка пересказывают сказку. В конце занятия можно предложить детям сыграть сказку – показать, как дед тянул репку, как ему помогала бабка и т.д.

        Воспитатель сопровождает действия детей чтением текста. В центр книги выставляется иллюстрированное издание «Репки», дети в любое время могут рассматривать рисунки.

         Старшая группа. В старшей группе при пересказывании литературных текстов дети способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений.

        Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, внимание и интерес к образному слову. Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить, точнее воспроизвести прочитанное. Они пересказывают более свободно и непринужденно.

        Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

        На занятиях дети овладевают умением правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления детей, уточнять их и дополнять.

        Для пересказа могут быть использованы следующие произведения: русская народная сказка «Лиса и Рак»; сказки и рассказы «Умей обождать», «Бишка» К.Д. Ушинского, рассказ «Котенок» Л.Н. Толстого, «По грибы» Я. Тайца, «Курочка» Е.И. Чарушиной, «Синие листья» В. Осеевой.

        Дошкольники с интересом слушают и пересказывают рассказ Л.Н. Толстого «Котенок», они проникаются чувством симпатии к мальчику, видят в его поступке проявление мужества. Чтению этого произведения и беседе по его содержанию можно посвятить целиком одно занятие, а через 2-3 дня организовать пересказ.

        После чтения важно поддержать эмоциональный настрой детей: можно дать им возможность самостоятельно обдумать рассказ, поделиться своим мнением или показать рисунок на обложке книги.

Начиная беседу, воспитатель обращается к детям с вопросами: «Припомните, какого котенка выбрали себе дети?», «Почему с котенком чуть не случилась беда?» В ответах должна быть указана причина описанного в рассказе происшествия. Вопрос «Как вел себя котенок при приближении охотничьих собак? Ориентирует детей на вычленение следующего описания: «… котенок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак». А вопрос «Что сделал Вася, чтобы спасти котенка?» поможет им понять характер мальчика, подчеркнет его смелость, самоотверженность: «…Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак».

        В конце беседы следует задавать вопросы, побуждающие детей выразить свое отношение к героям, оценить их характеры и поступки: «Чем взволновал вас поступок Васи?» Что можете рассказать о Васе? Чем вам запомнилась Катя? А охотник? Что вы хотели бы рассказать Васе о том, как сами заботитесь о котятах?»

        По окончании беседы рекомендуется повторно прочитать рассказ и на следующем занятии приступить к пересказу.

        Подготовительная к школе группа. В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дети продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений, учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

        Существуют определенные требования к тексту для пересказа:

  • доступное понятное детям содержание;
  • разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой и грамотный язык;
  • небольшой объем.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ, сказка их захватывает, вызывает переживание, становится им близким.

Для подготовительной группы могут быть использованы следующие произведения: русские народные сказки «Заяц - хваста», «У страха глаза велики», «Лиса и козел»; рассказы «Четыре желания» К.Д. Ушинского, «Косточка» Л.Н. Толстого, «Грибы В. Катаева, «Еж» М. Пришвина, «Купание медвежат» В. Бианки, «Медведь» Е.И. Чарушиной, «Плохо» В. Осеевой, «Сосулькина вода» Н. Сладкова.

Рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания»

Перед чтением текста воспитатель беседует с детьми о временах года, о развлечениях и радостях, которые приносят зима, весна, лето, осень, задает вопросы: «Чем радует вас зима? А чем радует весна, лето, осень?» Обобщив высказывания, воспитатель выражает уверенность в том, что детям будет интересно послушать рассказ «Четыре желания».

После двукратного чтения проводится беседа по прочитанному. Вопросы педагога пробуждают детей передать содержание рассказа подробно и образно: «Какие четыре желания высказал Митя? Когда он пожелал, чтобы все зима была? А когда захотел, чтобы все весна была? После чего Митя поделился с отцом третьим своим желанием – чтобы лету конца не было? А когда отец записал в книжку четвертое его желание – чтобы осени конца не было?» Своими указаниями воспитатель обращает внимание детей на поэтические описания, на образную авторскую речь. Если ребенок говорит слишком сжато и сухо, педагог советует ему припомнить, как об этом написано в тексте. Например, на вопрос «Когда Мите захотелось, чтобы осени конца не было?» ребенок отвечает: «Когда Митя собрал яблоки и груши». Воспитатель помогает построить высказывание ближе к тексту; «Когда Митя собрал в саду румяные яблоки, желтые груши».

Если в ходе беседы дети поймут, с какой точностью, полнотой и живостью следует передать прочитанное, то при пересказе они постараются воспроизвести текст без значительных пропусков и с выразительной интонацией.

В конце беседы воспитатель ставит перед детьми творческую речевую задачу – пересказать текст – и еще раз читает рассказ.

Занятия по пересказу имеют следующую типовую структуру:

  1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи:
  • Выяснить знания детей по теме произведения;
  • Обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
  • Расширить представление детей о предмете, о котором идет речь в тексте;
  • Обеспечить эмоциональный настрой детей при чтении произведения.
  1. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
  2. Подготовительная беседа (анализ произведения):
  • Уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий);
  • Привлечение внимания к языку (подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы);
  • Активная подготовка к выразительному пересказу (интонация, ударение, темп).
  1. Повторное чтение, оно должно быть более медленным по сравнению с первым.
  2. Пауза для подготовки к ответам, для запоминания текста.
  3. Пересказ (3 – 7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызывается ребенок с наиболее яркой речью или можно использовать пересказ по ролям, инсценировку.
  4. Анализ пересказов детей

        Приемы обучения пересказу:

  • образец, чтение произведения;
  • вопросы, объяснения и указания;
  • обращение к личному опыту детей;
  • подсказ слова или фразы воспитателем;
  • совместный пересказ воспитателя и ребенка (на начальных ступенях);
  • схемы;
  • отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного воспитателем, особенно начальных фраз);
  • пересказ по частям;
  • пересказ по ролям;
  • хоровое проговаривание;
  • игра-драматизация или инсценировка текста.

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Детям читают сказки и рассказы

Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа.

Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.

Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения    без    помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.

Ребенок самостоятельно,    выразительно, без повторов передает содержание литературных  текстов,  используя различные средства   выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Методика обучения детей дошкольного возраста   пересказу....

Презентация "Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу"

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, восприятия, внимания, мышления....

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

В работе по развитию речи детей ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но   и формирование лексического запаса ребенка, на основе кото...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Методика, практические задания, мастер-класс для педагогов по обучению детей дошкольного возраста пересказу....

"Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу"

Презентация. Методические материалы для педагогов ДОУ, родителей. Методическая литература....

Консультация «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу»

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, вниман...