Мастер-класс: "Игры на развитие фонематического слуха"
материал по развитию речи

Cентемова Елена Алексеевна

Мастер-класс: "Игры на развитие фонематического слуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

____________________________________________________

ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

142530, тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Мастер-класс:

«Игры на развитие фонематического слуха»

        Учитель-логопед

Сентемова Елена Алексеевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наша сегодняшняя встреча посвящена играм, направленным на развитие фонематического слуха у детей с ТНР .

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемам. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Сегодня на мастер-классе я хочу представить дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Сейчас мы рассмотрим только некоторые из игр, но существует их очень много и направлены они на развитие разных навыков у детей.

Если ребенок говорит вместо тапки – «апки» или «пипи» вместо машина, то мы можем предположить , что тут нарушение фонематического слуха.

Фонема – это абстрактная единица. Люди общаются с помощью фонем, а не с помощью звуков. Состав фонем и их различия закрепляются в нашем языковом сознании, языковое чутье (которым генетически обладает каждый человек)

Звуки возникают на кончике языка (имеют физическую и физиологическую природу), а фонемы формируются в нашей голове и имеет психическую природу. Чтобы языковая система формировалась правильно и ребенок мог начать говорить необходимо фонологически обработать услышанное.

Итак, фонематических слух является предшествующим этапом для речи. Чтобы осознавать фонемы нам необходима память. Ребенку надо запомнить мама звучит мама, а например киви – киви.

Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. 

Игра «Громкие подсказки». Педагог прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки». Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра «Где позвонили?» Для  игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс Игры для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи .

В настоящее время,  в системе воспитания и обучения детей дошкольного вохраста,  увеличивается число  детей, имеющих нарушения речи. Срели них значительную часть составляют дошкольники,...

Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии дошкольников»

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений.Задачи:- Познакомить педагогов с методами, приё...

Мастер-класс " Игры с прищепками для развития речи"

Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной и в будущем письменной речи ребенка....

Дистанционный мастер-класс "Игры Эдуарда Сегена на развитие первичных математических представлений"

Мастер-класс для педагогов "Игры Эдуарда Сегена на развитие первичных маткматических представлений"...

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Игры и упражнения для развития вестибулярной, проприоцептивной, тактильной системы".

Игры и упражнения для развития сенсорных систем: вестибулярной, проприоцептивной, тактильной с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями....