ООД нс тему: "Сказка - ложь, да в ней намек"
план-конспект занятия по развитию речи

Жукова Ирина Викторовна

Помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развивать творческие способности средствами театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_skazka_-_lozh_da_v_ney_namek.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

ООД  по теме «Сказка – ложь,  да в ней намёк»

Педагогическая цель: помочь  детям  раскрыть  свои  потенциальные возможности, развивать творческие способности средствами театра.

Задачи:

Обучающие

Упражнять детей в совершении добрых поступков.

Продолжать учить детей выслушивать сверстников.

Обучать  умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно

Закреплять знания детей о добрых делах.

Воспитательные

Воспитывать у детей желание участвовать в инсценировках.

Воспитывать желание совершать добрые поступки.

Развивающие

Совершенствовать коммуникативные навыки.

Поддерживать интерес к совместной деятельности.

Развивать  интерес  детей  к  театрально-игровой деятельности

Целевые ориентиры дошкольного образования: дети вступают в общение со взрослыми, речь детей эмоциональна; знакомы с произведениями детской литературы, проявляют желание участвовать в инсценировании, в чтении стихотворений; могут следовать правилам в разных видах деятельности.

Содержание наполнения образовательной деятельности в разных образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально – художественная.

Средства реализации: конверт,  сундук, волшебная книга, ключи (для замка на сундуке), аудиозапись, кукла «Домовёнок Кузя», колыбель.

Ход ООД:

  1. Вводная часть

- У нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся!

1 реб: Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.

Встречу добрую такую

Мы готовили для вас.

2 реб: Собралось к нам гостей со всех волостей

Припасли для вас забавушек на всякий вкус.

Кому сказку, кому – правду, кому песенку.

3 реб: Будет  всё занимательно.

Слушайте да смотрите внимательно.

Кто уши хорошо раскроет –

Много-много всякой всячины усвоит.

А кто, невзначай, уснёт,

Тот ни с чем и уйдёт!

  1. Основная часть

(Стук в дверь. Принесли конверт. Читаем.)

- «Дорогие ребята, нас похитила Баба Яга и заперла в каком - то сундуке. Помогите!?»

Герои сказок.

- Как же мы им поможем ребята?

-Надо найти сундук.

- А где же мы его найдём? Посмотрите вокруг, нет ли здесь подсказок для нас? (замечают следы)

- А могут ли следы нам помочь?

- Давайте пойдём по следам. Только договоримся быть осторожными, внимательными.

- Тогда возьмитесь за руки и пойдём  по следам. ( идём по следам)

(Заходим в избу, туда ведут следы, находим сундук и рассаживаемся возле него. На нём лежит книга.)

- Куда же нас привели эти следы?

- А вот и сундук. Давайте его откроем.

- Да с этим замком нам не справиться.

- А что это за книга?  И для чего она здесь?

- Может она нам поможет героев сказок выручить ? Сейчас посмотрим.

(Открываем книгу)

- Чтобы сундук открыть и всех освободить, нужно ключик добыть, а  для этого, нужно мои задания выполнить.  А я тихонько посижу да за вами погляжу.                    Баба Яга.

- Так вот кто похититель, Баба Яга.

- Ребята, а справимся с заданиями Бабы Яги , она же коварная

- Справимся.

- Тогда, книгу листаем, задания выполняем.

Задание 1. Дополни пословицу.

Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле и не зря

говорится в пословице -  « Что посеешь, то и пожнёшь».

-  Кончил дело – гуляй смело.

-  Поспешишь, - людей насмешишь.

-  Умелые руки не знают скуки!

-  Судят не по словам, а по делам!

Народ  трудолюбив, но в его среде есть и лентяи. И поговорка про это есть – «Труд кормит, а лень –    портит».

-А ещё пословицы о труде знаете? ( дети называют пословицы)

- Страницу переверните, да ключик заберите. (переворачиваем страницу а там ключ, пробуем открыть замок не подходит)

-Что - то хитрит Баба Яга ключик – то не подходит.

Задание 2.  Шутливые небылицы.

-

- Ребята, что за  небылицы?

- А вы знаете такие?

- Тогда, предлагаю их показать.(показ небылиц)

МАЛЬЧИК  (ТИТ) с БОЛЬШОЙ ЛОЖКОЙ:

Ты меня работушка не бойся,

Я тебя не трону!

ДЕВОЧКА:  Ох, и лодырь!

Лежит целый день,

Не жнёт, не косит!

- Тит иди зерно молотить!

ТИТ:              Живот болит!

ДЕВОЧКА:   Тит, иди кашу есть!

ТИТ:              Где моя большая ложка?

ДЕВОЧКА:   Хочешь есть калачи, не сиди на печи

ДВА МАЛЬЧИКА:

- Фёдор, ты пирог ел?

- Нет, не я!

- А вкусный был?

- ОЧЕНЬ!

- Филя, есть хочешь?

- Да нет, батюшка, я перекусил.

- А чем перекусил?

- Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей!

- Где ты, брат Иван?

- В горнице!

- А что делаешь?

- Помогаю Петру!

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит!

- Вставай, Дуняшка, уже день занимается!

- Пусть занимается, у него до вечера много дел!

- Вставай, Дуняшка, уже солнышко всходит!

- Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!

- Вставай, Дуняшка, каша готова!

- А я уже матушка, за столом сижу!

- Страничку перелистните, да ключ себе возьми. (снова ключ не подходит)

-Ох и хитра Баба Яга, а ключ не отдаёт.

Задание 3.  Продолжи стихотворение. (Кто он как его зовут?)

Кто на свете самый главный,

Самый добрый самый славный?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный? Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто на все века и годы

Настоящий царь природы?

Царь полей, заводов, руд?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

- И что за труд то такой?

(стихотворение ТРУД)

Труд.

Труд – основа нашей жизни,

Он любой украсит день.

Нет стыднее укоризны,

Что тебе трудиться лень.

По душе найди работу,

Будь в ней мастером, твори,

Не стесняйся грязи, пота,

Грубых слов не говори!

Труд людей нам очень важен,

Постарайся всё пройти.

И душою будь отважен,

Постигая труд в пути.

-  Страничку листай, да ключик забирай. (ключ не подходит)

- немного отдохнём и поиграем в игру «Заря-заряница». Посмотрите, какая красивая карусель здесь есть. Выходите в круг.

Дети идут хороводом и поют.

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты расписные.

Раз, два, три – не воронь, а беги, как огонь.

Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу карусели. Потом все идут и поют. На последние слова «Раз, два. Три – не воронь, а беги, как огонь!» водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмётся за ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает нового напарника


В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят, (руки вверх)

- Продолжим  сказочных героев выручать.

Задание 4. Частушки веселушки.

- Ребята, вы пойте весело, задорно, чтобы Бабушке Яге понравилось.

- Мы частушек много знаем,

И хороших и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Лень сегодня победила,

Узелком скрутив меня.

Я пытался, я старался,

Но она была сильна.

Не сидите вы без дела,

Коли к вам пристала лень.

Узелком её скрутите

Да столкните за плетень!

Мастерство везде в почёте,

Лишь была б охота.

Мастера всегда похвалит

Всякая работа.

Дело мастера боится,

Дело покоряется

Лишь тому, кто его любит,

Кто с делами знается.

Делу время, делу время,

А потехе только час.

Вам частушки все пропели,

Громче хлопайте для нас!

(ключ не подходит).

- Ох как распелись, Кузеньку моего разбудили. Что ж теперь делать будем?

Задание 5. Уложи спать Домовёнка Кузю.

- Ой ребята , а как же мы его спать уложим.

- Споём колыбельную.

Пение «Котя, котенька – коток,»

Котя, котенька – коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать.

Нашу деточку качать.

Уж я котеньке – коту

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока.

Платок беленький свяжу

И на шейку повяжу;

Шубку новую куплю

И сапожки закажу.

Баю – баю, баю – бай,

Ты скорее засыпай.

Баю – баю, баю – бай,

Ты скорее засыпай.

- Разрешаю ключик взять. (не подходит)

- Кузенька спит. И мне пора. Только для начала мне бы сказочку посмотреть.

Задание 6. Покажи сказку.

- Покажем сказку?

- Да.

Сценарий сказки «Кому горшок мыть?» (Инсценировка сказки детьми)

(По мотивам русской народной сказки)

Действующие лица: дед Матвей, бабка Агаша, кума Екатерина, соседка Арина, хор.

В центре сцены оборудуется интерьер русской избы.

За столом дед и бабка едят уху.

Бабка. Хороша ль уха, Матвей?

Дед.  Хороша! Не ел вкусней!

Горяча! Наелся всласть,

Ажно лысина вспеклась. (Встаёт из-за стола.)

Ну, спасибо за обед.

Бабка. Ты куда собрался, дед?

Дед.  Да вздремну часок, аль два,

Что-то никнет голова. (Ложится на лавку.)

Бабка. Дед, скажи, а как нам быть, Мыть горшок или не мыть?

Дед.  Скажешь тоже, мыть-не мыть. Как посуде грязной быть? Мой, конечно.

Бабка. Нет, не буду!

Почему мне мыть посуду? Ты ведь тоже ел, Матвей. Мой горшок, да поживей!

Дед. Я не баба, а мужик,

Мыть посуду не привык! Ишь, чего ты захотела! Не мужское это дело!

Бабка. Не мужское?

Дед.  Не мужское!

Отвяжись! А то устрою! (Бабка ставит горшок к лавке, на которой лежит дед, руки в боки.)

Бабка. Мыть не буду! Понял, дед!? Пусть стоит он хоть сто лет! (Дед встаёт с лавки, кругом обходит бабку с горшком.)

Дед.  Ну, о чём, Агаша, спор? Мы заключим уговор: Кто вперёд лежать устанет, И наутро первым встанет, Кто вперёд хоть слово скажет, Тот другого пусть уважит, Да и вымоет горшок.

Бабка. Ты бы спал всё, как сурок. Я согласна, так и быть. Но горшок ты будешь мыть!

Дед. Утро вечера мудрей.

Бабка. Я уже молчу, Матвей.

Дед с бабкой укладываются на лавках спать. Раннее утро, поют петухи, мычат коровы. У палисадника встречаются Арина и Екатерина. Выходят по музыку.

Арина. Добро утро, Катерина!

Екатерина. И тебе привет, Арина! А здоровы ль кумовья?

Арина. Ничего не знаю я. Вон корова-то мычит, Порося в хлеву визжит - Не накормлена скотина.

Екатерина. Где ж соседи-то, Арина?

Арина. А почём мне знать? Пойдём,

Их проведаем вдвоём. (Входят в избу)

Арина. Ой, гляди-ка, Катерина,

Что за странная картина:

Дед и бабка крепко спят, (Трогает их)

И вставать – то не хотят!

Екатерина (испуганно). ОЙ.

Арина. Посиди здесь, Катерина. Да не бойся ты! Не трусь! Я же быстро обернусь.

Екатерина (причитает.) Ой,ой,ой,

Подождите, что со мной?

Срочно надо пообедать.

Нет ли здесь чего отведать? (Озирается по сторонам, замечает на столе кусок сала.)

Сало есть. Возьму с собой,

И пойду – ка я домой. (Прячет сало за пазуху.)

Дед с бабкой (хором). Положи на место сало!

Дед. У самих кормёжки мало!

Бабка. На чужой-то каравай Рот, кума, не разевай!

Дед.  В наш с Агашей-то прудок Не кидай свой неводок!

Екатерина. Ой, проснулись поглядите, Дружно так  заговорили!

Дед. Сало-то отдай, кума.

Екатерина (кладёт сало на место). С вами тут сойдёшь с ума! Напужали нас с Ариной!

Дед. Ступай домой, Екатерина (Екатерина уходит.)

Бабка. Дед, а, дед, и как нам быть? Кто горшок-то будет мыть?

Дед.  Провалиться мне на месте!

Бабка. А давай помоем вместе!

Дед с бабкой ставят горшок на стол. Занавес.

Арина: - Сказка ложь, - да в ней намёк.

Екатерина: - Всем кто слушал нас – урок!

Дед: - Лень нам с вами не дружок !

Бабка: - Вместе вымыли горшок?

(берём ключ пробуем открывать)

- Посмотрите мы выполнили все задания, ключик то подошёл.

- Освобождаем героев сказок

-Вытаскиваю героев по одному, дети называют сказочных героев.

III. Заключительная часть

- Кого же мы освободили?

- А что объединяет всех героев? (они из сказок)

- Ребята, а что нам помогло освободить сказочных  героев?

- Труд, наши знания, находчивость, смекалка, книга сказок.

-А вы любите сказки?

- Да.

- А за что?

- Сейчас расскажем.

-  (исполняется песня “Сказка” на мотив песни “Улыбка”- поют все участники утренника).

1.Знай, от сказки хмурый день светлей.
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.
Поделись ты сказкою своей.
Пусть она тебе друзей вокруг находит.

Припев:

И тогда наверняка
Ты увидишь Колобка .
И Снегурочка тебе во сне приснится.
Ну, а Бабушка Яга
Станет доброй навсегда.
Верь мне – это обязательно случится.

2. 3най, от сказки станет всем теплей.
И большим, и даже самым малым детям.
Так пускай все люди на земле
Сказкой, словно огоньком, себя согреют.

- Ребята, Баба Яга оставила вам грамоту

Можно грамоту за находчивость, смекалку, труд, и знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД тема:" Сказка ложь, да в ней намек...."

Путешествие  по  сказкам  А.С.Пушкина....

Сценарий театральной сказки «Сказка ложь, да в ней намек»

Главная цель  в театральной деятельности - развить творческие способности у детей  сред­ствами театрального искусства. Занятие театральной деятельностью развивают у детей смекалку, спос...

Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский.     Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...

Духовно-нравственное воспитание в средней группе. Тема: «Сказка- ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок».

Конспект занятия.«Сказка- ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок». Образовательная область: социально- коммуникативная.                ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»

Конспект занятия в старшей группе с целью уточнения и обогащения знаний детей об устном народном творчестве....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Сказка ложь да, в ней намек!»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему  «Сказка ложь да, в ней намек!»...